Обобщающий урок-игра на тему: Польза леса.

Обобщающий урок-игра 4класс

Ход урока

1. Организационный момент.

$- Сегодня на уроке мы совершим увлекательную прогулку. А вот куда? Вы мне скажите сами. Но интересно знать, а погода сегодня какая? Температура воздуха? Есть ли осадки? Назовите самые яркие изменения в природе зимой. Сегодня хорошая погода. Можно отправляться на прогулку.

2. Опрос учащихся по пройденной теме.

– Но прежде угадайте имя таинственного жителя леса. Его имя будем угадывать так: я называю вопрос, вы ответ. Если ответ правильный, то тот, кто его сказал, может открыть любую букву в имени гостя.

(На доске карточки с буквами, ответ Л Е С О В И Ч О К).

1. Как называется верхний рыхлый слой земли, на котором растут или могут расти растения? (почва).

2. Из чего состоит почва? $(перегной, глина, песок, вода, воздух).

3. Какое основное свойство почвы? (плодородие).

4. Какие виды почв вы знаете? (тундровая, подзолистая, серая лесная, чернозем, болотная, луговая).

5. Каковы почвы нашего края? (черноземы – слева по течению реки Белой, почвы речных пойм, лесные почвы).

6. Из чего состоит верхний слой лесных почв? (остатков растений и мелких животных).

7. Как защитить почвы от выдувания и смыва? (посадки, снегозадержание, ухо$д за полями).

8. Как зовут таинственного гостя? (Лесовичок).

– А где он живет? (В лесу).

Вот туда мы и совершим прогулку, посмотрим, что растет на лесных почвах, вспомним растения и какие животные обитают в лесу, поговорим о взаимосвязи леса и человека,о пользе леса .А в конце урока ответим на вопрос : «ЧТО МЫ САЖАЕМ, САЖАЯ ЛЕСА?»

3. Новая тема.

1) Рассказ о лесном сообществе начинается стихотворением Погорельского. Рассказывает ученик:

Здравствуй лес, дремучий лес!

Полный сказок и чудес!

$Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что ты шепчешь на заре,

Ве$сь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

2)Леса России.. широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан лесов.Плещут в этом огромном океане белоствольные берёзки, тёмные, сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таёжные дебри. Одним из замечательных богатств ,которыми наделена наша Родина ,является лес

– А как вы представляете что такое лес?

Лес – это сложное природное сообщество, в котором уживаются вместе деревья, кустарники, травы, птицы, звери.

Загадка: Его весной и летом мы видели одетым,а осенью с бедняжки сорвали все рубашки, но зимние мете$ли в лесах его одели.(дерево)

Вопросы:

-Какие деревья растут в лесу?

-Каким одним словом можно объединить ель сосну кедр(хвойные деревья)

-Каким одним словом можно объ$единить берёзу,дуб,клен(лиственные деревья)

-Как будет называться лес где растут одни лиственные деревья(Лиственный лес)-А как где только хвойные?(Хвойный лес)

-Как будет называться лес где смешались и хвойные и лиственные? (смешанный лес)

3) Обобщение (вывод).Какие леса есть?

– Что дает лес животным? (дом, укрытие, источник пищи).

Практическая работа в парах (на столах ветки, плоды, семена).

– А сейчас поиграем в игру “Угадай дерево, кустарник по веточке, плоду, семени”.$

– Ребята, плоды, семена, веточки каких растений у вас лежат на партах. (У нас на партах лежат образцы веточек сосны и ели, семена берёзы и дуба , липы ,ольхи, ясеня).

Про какие деревья эта загадка?

Что же эта за девица

Не швея, не мастерица

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год(Ель, сосна)$

Сравните веточку сосны и ели?в чем сходство и в чем различие(ответы детей)

Рассказ детей о сосне и еле.

-В чем находятся семена хвойных деревьев?(в шишках)

Поговорили о хвойных деревьях ,перейдём к лиственным.

Отгадайте загадку:

Клейкие почки

Зеленые листочки

С белой корой

$Стоит под горой

(Береза)

-Как отличить берёзу от других деревьев?

1. Рассказ ученика о березе.

– Какое дерево самое могучее в наших лесах? (Дуб)

2. Рассказ о дубе.

–С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед,

А меня все ж обижают

Шкуру тонкую снимают.

(Липа)

$3. Рассказ $о липе.

– Ребята, кто из вас знает, как липа воевала в ВОВ? (разведчики одевали лапти из липы, чтобы не учуяли собаки).

– Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

4. Рассказ об осине.

Физминутка:

Ветер тихо клен качает

Влево, вправо наклоняет.Раз – наклон, и два наклон. Зашумел листвою клен.

4. Закрепление

.-Что ещё встречается в лесу?(грибы,цветы,травы,ягоды…)

Но нужно быть очень внимательным при сборе грибов и ягод, вед$ь среди них встречаются не только съедобные , но и ядовитые. Лесовичок просит нас собрать в лукошко съедобные грибы.

Один человек работает у доски: складывает в лукошко карточки Со съедобными грибами, а с ядовитыми откладывает в сторонку.

Учитель: то природу любит,-много о ней знает.

Тот мои загадки

Мигом отгадает.

Под старой сосною,

Где склонился пень – старик,

Окружён своей семьёю,

Первый найден … (боровик).

$Очень дружные сестрички

Ходят в рыженьких беретах.

Осень в лес приносит летом

Золотистые … (лисички).

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек,

$В шляпках разноцветных,

Издали приметных,

Собирай, не мешкай,

Это … (сыроежки).

Проверка выполнения задания у доски, ребята называют названия

грибов. Проверяем. и дополняем. Какие грибы вы ещё знаете?

Учитель.

Наша природа – настоящее сокровище. Ценнейшими свойствами

обладают растения, которые во множестве растут вокруг нас. Просто мы

не всегда знаем о «чудодейственных свойствах» самых обыкновенных

трав и веточек. Из одних можно приготовить салаты, гарниры. Из других

изготавливают стойкие красители, третьи пр$едсказывают погоду или

указывают направление и время, четвертые лечат нас от различных

недугов.

Здесь, в зарослях лесных,

Где всё нам с детства мило,

Где чистым воздухом$

Приятно так дышать,

Есть в травах и цветах

Целительная сила

Для всех умеющих их

Тайну разгадать$.

Учитель.

Ребята, а кто знает, какие растения можно использовать для заживления

ран? (Подорожник, мох-сфагнум, тысячелистник, чистотел, пастушья

сумка.) А какие растения помогут при простуде?(малина, медуница лекарств., ромашка)

Работа в группах…Давайте разделимся на три группы по рядам. Каждой группе я дам пазлы, ваша задача собрать и вы получите названия растений. (отводится несколько минут на задание.)

-Теперь я читаю,и у какой группы встретится название ра$стения поднимают руку.

-Путника друг – подорожник,

Скромный невзрачный листок,

Он на порезанный палец

Зелёной заплаткою лёг.(название записываем на доску)

-Меж клюквы и морошки,

Жилец лесных боло$т,

На кочке мох без ножки,

Куда ни глянь, растёт.

Он снизу сероватый, повыше – зеленей,

Коль нужно будет ваты, – найди его скорей.(мох)

-Не зовите докторов из поликлиники,

Отыщите докторов где-нибудь в малиннике.

-Это прозвище недаром

у красивого цветка.

Капля сочного нектара

и душиста и сладка.

От простуды излечиться

вам поможет медуница.

-Вот эта ромашка знакома нам тоже,

Её мы лекарственным другом зовём.

$И если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар.

-Какие растения у нас получились?Каким одним словом можно на$звать их?(лекарственные)

Учитель.

Если знаешь лес, зверей,

Назови их поскорей.

После каждой загадки идёт сообщение учащихся о животных.

В яме спит зимою длинной,

Но чуть солнце станет греть,

В путь за м$ёдом и малиной

Отправляется … (медведь).

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её … (лиса).

Он, как ёлка, весь в иголках,

Ловит смело страшных змей,$

И хотя он очень колкий,

Обижать его не смей!

Он в лесу живёт, но вхож

И в сады, отважный… (ёж).

Возле дуба острым рылом

Деловито землю рыл он,

Видно, жёлуди искал.

Я пугать его не стал,

Не спугнул и мой Полкан,

Очень грозен был … (кабан).

Меньше тигра, но немножко

$Больше крупной рыжей кошки.

На суку она обычно,

Притаившись, ждёт добычу.

Не робей, но берегись:

В том лесу, где бродит …(рысь).

Горбоносый, длинноногий,

Великан ветвисторогий,

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге,

Коль такого довелось

Встретить, знайте, это …(лось).

IV.$ Итог урока.

Учитель.

Ребята, сделайте вывод и ответьте на вопрос, который мы ставили в

начале урока.

Вопросы:

– Может ли человек обойтись без леса?

– Что мы с$ажаем, сажая леса?

Вывод (делают учащиеся): Без леса человеку не обойтись. Грибы,

ягоды, орешки, мясо животных человек употребляет в пищу; из

деревьев делают мебель, бумагу, строят дома, корабли; лекарственные

растения используют в медицине; из шкур зверей шьют одежду. Лес

является жилищем и домом для зверей и растений. Очень полезно

дышать лесным воздухом. В лесу очень красиво.$

-Что мы сажаем, сажая леса?

Мачты и реи – держать паруса,

Рубку и палубу, рёбра и киль-Странствовать по морю

В бурю и штиль.

Что мы сажаем, сажая леса?

$Лёгкие крылья – лететь в небеса.

Стол, за которым ты будешь писать,

Ручку, линейку, пенал и тетрадь.

Что мы сажаем, сажая леса?

Чащу, где бродят барсук и лиса,

Чащу, где белка скрывает бельчат,

Ча$щу , где пёстрые дятлы стучат.

Что мы сажаем, сажая леса?

Лист , на который ложится роса,

Свежесть лесную, и влагу, и тень –

Вот что сажаем в сегодняшний день.

7. Оценивание.

8. Домашнее задание

10

Еще записи

Leave a Comment