ОКРУЖАЮЩИЙ МИР «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ РОССИИ»

Окружающий мир

Лисичкина Е.Н., учитель начальных классов первой квалификационной категории

Обобщающий урок по теме

«Путешествие
в прошлое России». Деловая игра.

Цель: создание условий для формирования исторического мышления младших школьников в ходе обобщения знаний по курсу истории России$ (с момента образования Древней Руси до Новейшей истории).

Задачи:

а) образовательные: обучать младших школьников устанавливать причинно-следственные связи, актуализировать, закреплять знания учащихся об исторических фактах;

б) развивающие: развивать мышление младших школьников, их внимание и па$мять,

в) воспитательные: воспитывать патриотизм, способствовать формированию умения сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно,$ корректно по отношению к окружающим, участвовать в совместном принятии решений.

Оборудование:

компьютер, проектор, экран; презентация, индивидуальные карточки, пазлы с портретами выдающихся деятелей Руси, наглядный материал на доску.

Методическое обеспечение:

  1. Поглазова О.Т., В. Д. Шилин «Окружающий мир». Учебник для 4 кл. В 2 ч. Ч. 2 – Смоленск: Ассоциация XXI$ век, 2006. – 159 с.

  2. Поглазова О.Т. «Окружающий мир». Рабочая тетрадь к учебнику для 4 кл. в 2 ч. Ч. 2 – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007.

  3. Поглазова О.Т. Методические рекомендации по изучению интегрированного курса «Окружающий мир». Пособие для учителя. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004. – 256 с.

  4. Мультимедийная презентация по теме «Исторические ошибки», «Кроссворд».

  5. Коллективный исследовательский проект по теме: "Отечественная война 1812 года".

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока

Под фонограмму музыкального произведения учитель чита$ет отрывок из стихотворения С.Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…»

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

-Как вы считаете, почему сегодняшн$ий урок я начала со стихотворения о Руси и данного музыкального произведения?

-Какие последние темы нами были изучены?

-После ваших рассуждений, скажите мне, какая у нас сегодня тема урока?

(«Путешествие в прошлое России»)

- Какие учебные задачи мы с вами можем сегодня поставить на данном уроке?

1. Представить коллективный исследовательский проект «Отечественная война 1812 года».

$2. Повторить изученное по теме «История в прошлое России».

3. Провести Деловую игру. (Эту учебную задачу озвучить позже)

II$. Проверка домашнего задания

-Какое у вас было домашнее задание? ( Подготовить коллективный исследовательский проект по теме «Отечественная война 1812 года»)

Ученики группами представляют свои проекты по следующим направлениям:

1.История войны 1812 года.

2.Герои Отечественной войны 1812 года.

3. Интересные исторические факты о войне 1812 года.

4.Текст-рассуждение на тему: «Почему русские люди победили в войне 1812 года?

III. Деловая игра

Сегодня мы вспомним великое прошлое нашей Родины, повторим изученное из истории развития наше$й страны от Древней Руси до Российской империи и проведем урок в форме деловой игры. Вам будут предложены различные задания, где вы должны показать свои исследовательские умения, смекалку, ум. Для этого мы должны разделиться на 3 группы.

(Учащиеся класса делятся на три группы).

$ - Какую же третью задачу мы можем определить?

3. Провести Деловую игру.

В качестве разминки для команд мы проведем экспресс-опрос.

1. Этот князь был призван править Русью в 862 году. Назовите его имя. (Рюрик)

2. Какой город стал первой столицей Древней Руси? (Великий Новгород)

3. Назовите имя князя, при котором образовалась Киевская Русь? (Князь Олег)

4. В каком году князь Владимир принял христианскую веру?

$(В 988 г.)

5. Как иностранцы называли Русь и что это означает?

(«Гардарики» - страна городов)

6. Как называлась в Древней Руси особо укреплённая часть города? (Кремль)

Тур№ 1. «Узнай историческое лицо»

Командам раздаются пазлы с портретами исторических личностей.

-Вы должны собрать портрет и рассказать об этом историческом деятеле.

$(Раздаются командам пазлы с портретами Ивана Грозного, Петра Первого, Михаила Ломоносова)

Ученики собирают портрет и готовят о нем сообщение.

Тур№2. «Соотнеси понятия с историческими личностями»

Каждой команде раздается перечень из 15 слов.

-Вы должны выбрать для сво$ей «исторической личности» слова из данного списка и аргументировать свой выбор.

Иван Грозный:

1547

Типография

Убийство сына

Судебник

Казанское Ханство

Петр $I:

Империя

Флот

1703

Аптека

Ботик

М.Ломоносов:

Университет

Академик

$Мозаика

Холмогорье

Ученый

Представитель из каждой команды выходит к доске и выбирает для своего исторического героя слова на магнитной доске и доказывает свой выбор.

Тур№3. « Исторические ошибки»

$Каждая команда получает карточки с текстом, в котором допущены исторические ошибки. Учащиеся находят и исправляют ошибки.

1-я команда. В славянском жилище пол был паркетный (деревянный), крыша сделана из жердей. В доме светло (темно). В углу печь, которая топится по-белому (по-черному).

2-я команда. Весной $1249 года (1242 года) разыгралась битва, названная Ледовым побоищем. Иван (Александр) Невский одержал победу над шведами (немцами).

3-я команда. В 1700 году Англия (Швеция) начала войну с Россией. В 1706 (1709) году разгорелась Полтавская битва, и Россия эту битву проиграла (выиграла).

Тур №4. «Кроссворд»

$Каждая команда получает кроссворд. Время работы – 5 минут.

1.Древнерусский город, в котором князя выбирали на народном собрании. (Новгород.)

2. Народное собрание. (Вече.)

3. Промежуток времени в 100 лет. (Век.)

4. Картина, написанная красками по сырой штукатурке. (Фреска.)

5. Обряд принятия христианства. (Кр$ещение.)

6. Палочка, которой выдавливали буквы на бересте. (Писало.)

7.Монгольский хан, который привел свои войска к русским землям. (Батый.)

IV. Итог урока

- Назовите тему урока.

-Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?

$- Как мы их решали?

V. Рефлексия

Назовите дерево – символ России.

- Как вы считаете, почему берёза символ России?

Учитель прикрепляет на доске рисунок с изображением березы без листьев.

$Вы сегодня хорошо поработали. Украсьте наше дерево своими листьями. (По принципу своего личного вклада в работе группы).

Ученики под звуки колокольного звона украшают березу листьями разного цвета.

Post Comment