Открытый урок по окружающему миру в 3 классе на тему: «Разнообразие растений»

МКОУ Александровская СОШ

$Открытый урок

по окружающему миру

в 3 классе

на тему:

«Разнообразие растений»

$Подготовила:

Бурмыкина Мария Олеговна

учитель начальных классов

Методическая разработка урока по окружающему миру в 3 классе.

Тема: Разнообразие растений.

Тип урока: открытия новых знаний

Технологии обучения: личностно - ориентированная, здоровьесберегающая, инфор$мационно – коммуникационная, проблемно-исследовательская.

Продолжительность: 45 минут

Цель урока: познакомить с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений.

Задачи, направленные на достижение предметных результатов:

- сформировать у учащихся представление о разнообразии растительного мира;

- познакомить с отличительными признаками основных групп растений;

- умение различать группы растений по их сущ$ественным признакам.

Формирование универсальных учебных действий (УУД):

- умение выдвигать гипотезы и обосновывать их;

- умение составлять план работы;

- умение анализировать, классифицировать найденную информацию;

- адекватно воспринимать оценку учителя и сверстника;

- умение принимать и сохранять учебную задачу;

- умение работать с информацией в малых группах;

- умение строить понятные для партнёра высказывания;

- умение задавать вопросы;

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Методы обучения на уроке:$

методы исследования - целенаправленное наблюдение за объектом для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.

методы психологии – развитие мыслительных операций: анализ и синтез, классификация и систематизация, сравнение и обобщение;

информационные методы - использование мультимедийной презентации.

Материал к уроку:$ учебник, рабочие листы; презентация по теме; сообщения .

Описание урока

  1. Обоснование выбора формы проведения урока

Существует связь между окружающим миром и различными жизненными ситуациями, которая побуждает учителя применять такие формы проведения уроков, которые бы могли активизировать сознательную деятельность учащихся. Одной из таких форм является урок исследование, когда ученик сталкивается с проблемой, для реш$ения которой имеющихся знаний недостаточно, их необходимо «добыть ». Учащиеся сами формулируют проблемы, выдвигают гипотезы, находят способы решений. Учитель направляет учащихся, создает ситуации успеха.

2.Форма организации деятельности учащихся.

На 1 этапе происходит фронтальная работа с классом. На 2 этапе - групповая работа. На 3 этапе происходит обмен между группами полученной информации. На 5 этапе урока учащиеся с учителем обобщают полученные знания.

  1. Организация учебной деятельности с учётом личностно - ориентированной технологии обучения.

На уроке созданы все$ условия для реализации основных принципов ЛОО. Это выражается в следующем:

    • Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе учащихся и учителя;

    • Стимулирование учащихся к высказываниям;

    • Создание педагогических ситуаций межгруппового и внутригруппового общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

    • Создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

  1. Организация учебной деятельности с учётом здоровьесберегающей технологии обучения

    Учебная деятельность, организованная на уроке, способствует сохран$ению здоровья де$тей, а именно:

    • своевременная подготовка к уроку и его мобилизующее начало;

    • доброжелательная атмосфера, способствующая положительному эмоциональному настрою;

    • чёткая организация учебного труда;

    • групповая работа, создающая ситуацию, когда более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища.

    5. Организация учебной деятельности с учётом ИКТ.

    Использование ИКТ на данном уроке способствует:

    • решению всех задач урока: обучающих, развивающих, воспитательных;

    • повышению познавательной активности учащихся: развивается интерес к теме, каждый ученик на уроке занят делом, никто не бездельничает;

    • увеличению объёма выполненной работы.

    ИКТ выполняет важные функции и в деятел$ьности учителя на уроке, увеличивая его возможности в качестве воспитателя, организатора, оценивающего и контролирующего процесс и результаты обучения.

    $

    Технологическая карта урока

    Этапы урока

    $

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Примечание

    І. Организация класса

    II$.Проверка домашнего задания.

    $III.Самоопределение деятельности.

    Проверка готовности учеников к уроку.

    Долгожданный дан звонок –

    Начинается урок

    Вот книжки на столе,

    А вот – тетрадки.

    Не хочется играть

    Сегодня в прятки

    И недосуг дуть на корабль бумажный

    Сегодня в классе у ребят

    Урок уж больно важный!

    - Повернулись друг к другу лицом, улыбнулись друг другу. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, злобу, беспокойство.

    Я желаю всем нам хорошего урока.

    1.Индивидуальная р$абота (карточки- тесты)

    2.Фронтальная работа.

    Кроссворд слайд 2

    Слой земли, на котором растут растения.

    • Одна из составных частей почвы

    • Вещество, повышающее плодородие почвы.

    • основное свойство почвы.

    Поэтическая минутка.

    Всё в тающей дымке-

    Холмы, перелес$ки…

    Здесь краски не ярки

    И звуки не резки…

    Здесь мало увидеть,

    Здесь надо всмотреться,

    Чтоб ясной любовью

    Наполнилось сердце.

    Здесь мало услышать,

    Здесь вслушаться нужно,

    Чтоб в душу созвучья

    Нахлынули дружно.

    Чтоб вдруг отразили

    Бездонные воды

    Всю прелесть застенчивой

    Русской природы. (Н. Рыленков)

    - Ребята, о чём пишет автор в данном стихотворении? Конечно же, о природе. Мы с вами жители планеты Земля. Но кроме нас, людей, на планете есть ещё много оби$тателей. Наш общий дом – природа.

    - А что такое природа?

    - На какие 2 группы можно разделить природу? слайд 3

    - Как отличить живую природу от неживой

    - Как называется наука, которая изучает живую природу? Слайд 4

    - На какие царства (группы) ученые-биологи разделили живую природу?

    А какое царство мы будем сегодня изучать, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

    Дышит ,растёт ,а ходить не может?

    Ответ: растения

    А растения ,ребята, изучает наука ,которая называется ботаника. слайд 5

    $1. Проверяют наличие учебных вещей к уроку.

    - Это то, что нас окружает и не сделано руками человека.

    - Живая и неживая.

    - Живые существуют, дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают.

    -$Биология

    - Царства растений, животных, грибов, бактерий.

    Отгадывают загадку

    Слайд 1

    $

    Слайд 2

    Вкл. звуки леса

    Слайд 3

    Слайд 4

    Слайд 5

    $

    ІV.

    ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

    1) Сообщение темы и целей урока.

    - Сегодня на уроке мы узнаем новое о растениях.

    - Давайте вспомним, что мы уже знаем о растениях.

    -На какие 3 группы можно разделить растения по внешнему виду?

    -Как мы их различаем?

    -Назовите мне признаки жизни растений?

    -У всех растений ,как и любого живого существа есть $части без ,которых растению не прожить. Давайте вспомним ,что эта за части.

    2)Распознавание частей растений. Слайд 7

    $-Какие части растения вы можете назвать? (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами)

    Корень находится в земле, его почти никогда не видно. Корень удерживает растение. Корень находит в земле влагу и питательные вещества и передаёт их верхним частям растений.

    Стебель придаёт форму растению. Он держит листья и цветы. Он переносит к ним соки от корня.

    Листья есть у каждого растения. Любой лист состоит из черешка, с помощью которого лист прикрепляется к стеблю, и листовой пластинки.

    Цветок тоже нужен растениям. У цветка красивые лепестки и приятный аромат. Но это придумано для того, чтобы привлекать не нас, людей, а насекомых. Насекомые слетают на сладкий нектар и при этом переносят с одних цветов на другие пыльцу. То есть опыляют растения. После этого на месте опылённых цветов образуются плоды с$ семенами.

    Плод – это то, что люди ценят больше всего в растениях, внутри плода есть семена. Из них потом вырастают новые растения.

    -А почему говорят, что растения это зелёная одежда Земли?

    -Ребята ,посмотрите зелёный наряд идёт нашей планете?( да он делает её очень кра$сивой)

    -Ребята ,а какие растения по виду?

    Вы несколько раз употребляли слово «разные». Назовите тему урока? Слайд 8

    $3) Знакомство с новым понятием:

    -Ученые-ботаники разделили растения на несколько групп

    -Откройте учебник на с.70 и прочитайте на какие группы учёные делят растения. слайд 9

    Как вы понимаете понятие

    Группа растений - растения, объединённые наличием или отсутствием каких-либо общих признаков.слайд10

    - Почему растения можно разделить на большое количество групп?

    $

    4) Знакомство с новой классификацией растений.

    А как вы думаете какова будет наша задача на уроке?

    И наша задача узнать, каковы характерные признаки этих групп.

    - Чтобы наш урок получился интересным и необычным, предлагаю вам стать исследов$ателями. Что это значит?

    Но сначала перед трудной работой мы отдохнём.

    $

    Деревья, кустарники, травы;

    У деревьев 1 ствол,у кустов несколько стволиков,а у травы сочные и мягкие стебли.

    Дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство,

    умирают.

    - Растения очень разные.

    - Разные растения или Разнообразие растений.

    .

    Слайд 6

    Слайд 7

    Слайд 8$

    Слайд 9

    Слайд10

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    $

    V.Продолжение работы по теме.

    Сообщения .

    - Маленькому семечку зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться.

    Весной солнечн$ые лучи согрели землю и семя отогрелось, расправило свои плечи.

    Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки

    и первые листочки.

    Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он ре$шил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями.

    И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам.

    А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву.

    Вот так целый год росло растение.

    Помогут нам провести исследовательскую работу ваши товарищи, они подготовили сообщения$ о каждой группе растений и если вы будете внимательно слушать вы сможете выделить главные черты растения ,а данные занести в эту таблицу по каждой группе растений. Таблицы с названием группы растений , по которой вы будете работать лежит у вас на парте.

    Мы будем работать парами. Вспомним правила работы в паре.

    1-пара: Что такое водоросли?

    2-пара: Что такое мхи?

    3-пара Что такое папоротники?

    4-пара: Что такое хвойные растения?

    5-пара: Что такое цветковые р$астения?

    1. Водоросли. (слайд 11,12,13)

    Водоросли - это растения, живущие в воде. Они свободно плавают в воде или поселяются на дне..Водорослей на Земле очень много. Есть среди них гиганты, длиной до 40метров – они живут в океанах. Есть крошечные водоросли, рассмотреть их можно только в микроскоп.

    Водоросли служат кормом для морских животных. Они обогащают воду кислородом и очищают её от бактерий. Мо$рские водоросли человек использует в пищу (морская капуста). Водоросли применяют и для лечебных целей. Из них получают йод, калий, выпускают таблетки. У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков

    2. Мхи. ( слайды 14,15,16)

    Мхи появились на Земле более 350 миллионов лет назад – намного раньше динозавров. Мхи – жители влажных мест. Встречаются в лесах, на лугах, болотах. Много их в тундре..Все мхи, если к ним не присматриваться, кажутся почти одинаковыми. На самом же деле они очень разнообразны. Многие мхи похожи на настоящие губки. Они умеют впитывать в себя воду. Если взять в руки мох, сжать его, то из него вытечет много воды.

    Герои народных сказок, заблудивших в лесу, находят п$уть к спасению, используя мох в качестве природного компаса. В самом деле, мох обычно лучше растёт на северной стороне древесных стволов, поскольку, она, как правило, более влажная и тёмная.

    Из мхов, которые образуются на болотах, получают торф – ценное удобрение и топливо. У мхов не бывает корней, цветов и плодов с семенами. Но они имеют стебли и листья

    3. Папоротники. (Слайд 17,18,19)

    Папоротник относится к числу наиболее древних растений. Оно распространяется по всему земном$у шару. Но больше всего их во влажных лесах. Папоротники легко узнать по красив$ым листьям, похожим на большие перья. Папоротники бывают травянистые или древовидные.

    Вырасти папоротник можно и домашних условиях. Папоротник – влаголюбивое и теневыносливое растение. Регулярный полив и частое опрыскивание дают красивое комнатное растение. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Папоротники никогда не цветут. Семян у папоротников не бывает; их заменяют крошечные споры, которые можно увидеть только под микроскопом.( Слайд 18)

    4.Хвойные растения. (Слайд20-24)

    Хвойные растения – это сосна, ель, лиственница, пихта, можжевельник. Они вечнозелёные.. В один из сухих дней чешуйки шишек раскрываются, освобождая созревшие семена. У них есть корень, стебель, листья – хвоинки. У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена

    Какие растения относятся к этой группе? ( Слайд21,22,23)

    Пихта$ – похожа на ель, но хвоинки у пихты плоские. Шишки пихты торчат вверх, а не свисают вниз, как у ели. Зрелые пихтовые шишки не падают с дерева. С них опадают чешуйки, а на ветках остаются торчащие стерженьки, словно пики.

    Можжевельникэто хвойный кустарник. Растёт в лесах. Его ветви покрыты очень колючими плоскими иголками. На некоторых можно увидеть синеватые шарики, похожие на ягоды. В них – семена можжевельника.

    Лиственница $хвойное дерево, но не вечнозелёное, как ель и сосна. Каждую осень она сбрасывает свои листья – хвоинки, а весной распускает новые.

    Что общего между цветковыми растениями и хвойными?

    Чем они различаются? Слайд 25,26)

    5.Цветковые растения ( Слайд 27,28)

    Цветковые растения встречались на Земле ещё со времён динозавров. Цветков$ые растения – самый обширный отдел растительного мира. 250 тысяч видов растений насчитывают учёные – ботаники. Эти растения населяют практически современную сушу от Арктики до Антарктиды. Значение цветковых растений для человека исключительно велико. Все культурные растения, которые в$ыведены человеком, представители этого отдела. У цветковых растений есть корень, стебель, листья, цветы, плод с семенам

    Как вы думаете, можно ли дерево назвать цветковым растением?

    (мышечное напряжение, глаза зажмурены)

    (расслабление мышц)

    (дети встают на ноги, открывают глаза)

    (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях).

    (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук).

    (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону) (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения).

    Вспоминаем правила работы в группе.

    $

    $

    Слайд 11,12,13

    Слайд 114,15,16

    $

    Слайд

    17,18,19

    (Слайд 20-24)

    Слайд 19-25

    Слайд 221,22,23

    Слайд 25,26

    Слайд 27,28

    $

    5)Выступление пар.

    Заполняют таблицу на доске.,а остальные дописывают другие группы.

    - Вы изучили признаки различных групп растений, и теперь можете проанализировать и обобщить новые знания.

    Используя таблицу, ответьте на следующие вопросы:

    - Какая группа отличается от всех остальных особенно? Почему?

    $$

    Каждая группа выступает.

    Заполняют таблицу «Разнообразие растений».

    Дети оценивают выступающую группу.

    Водоросли низшие растения.

    Объединяют растения в «Споровые» и «Семенные»

    Физкульт минутка для глаз.

    VI.

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ

    $

    Давайте поиграем. Будьте внимательны. Если я покажу (назову) цветковые вы смотрите вправо, хвойные – влево, а если покажу водоросли – закрывайте крепко глаза. (роза лиственница, морская капуста, яблоня, ель,сосна).

    - Теперь вы сами сможете различать растения разных групп. Давайте посмотрим, как у вас это получится.

    - Про$водится игра(слайд 29)

    1. «Найди лишнее название»: выберите лишнее растение и объясните свой выбор.

    Работа в рабочих тетрадях.(слайд 30,31)

    -Откройте тетради на с.39 ,прочитайте 1 задание.

    2задание под скобкой 2,3.

    - Тест (взаимопроверка)

    $

    Работа по заданиям в тетради

    Слайд 29

    Слайд 30,31

    Слайд 32-42

    Ответы-43

    VII . ОБОБЩЕНИЕ.$

    РЕФЛЕКСИЯ.

    Сегодня мы лишь чуть-чуть приоткрыли двери в увлекательные царства живой природы. На следующих уроках окружающего мира мы будем знакомиться с ними более подробно.

    Продолжите высказывание:

    - Сегодня на уроке я узнал…
    - Мне понравилось …- Я могу использовать эти знания…

    Слайд 44

    VIII.

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    - Дома вы еще раз повторите пройденную тему по учебнику. Ну, а для тех, кто хочет знать еще больше – дополнительное задание – подготовить сообщение о каком-либо виде растений, пользуясь справочником или энциклопедией.

    Для всех:

    1. Прочитать в учебнике статью на стр. 6$9– 70.

    Для юных ученых:

    Подготовить сообщение о каком-либо виде растений любой группы:

    Творческие работы:

    сочинить сказку, стихотворение, за$гадку, составить кроссворд

    Подведение итогов .Всем спасибо за работу

    Записывают д/з в дневник.

    Слайд 45

    Слайд 46

  2. Post Comment