ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 3 КЛАСС (68 ЧАСОВ)

Тематическое планирование по окружающему миру 3 класс (68 часов)

п/п

$

$

$

$

Тема урока$

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки

обучающихся

Вид

контроля

Элементы

дополнительного

(необязательного)

$содержания

$

Домашн. задание

Дата

проведения

план

факт

1

2

3

4

5

$

6

7

8

9

10

11

Раздел 1. Вещество и энергия (5 часов)

1

Введение.

ПДД № 1

$

1

Урок введе-ния новых знаний

Знать:

$– что такое тело, природное явление; вещество; свойства твердых, жидких и газообразных веществ; энергия;

роль Солнца как главного источника тепла и света на Земле для существования живых организмов и человека на Земле.

Уметь:

применять законы и правила к природным процессам и предсказывать конечный результат в совокупности взаимосвязанных явлений;

различать твердые тела, жидкости и газы;

пользоваться бытовыми приборами для взаимопревращения воды, льда и пара

Текущий контроль

с. 3-7 знать условные обо-значения

I четв.

$2

Тела и вещества.

1

Урок откры-тия новых знаний

Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание взаимосвязи неживой и живой природы. Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко определяемые свойства веществ

Текущий контроль

Тела естественные и искусственные.

Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе

с. 10-11 вопросы1-3,

р.т. с. 2

2

$

3

Из чего состоит вещество?

Проверочная

работа «Тела и вещества»

1

Комби-нированный урок

Наблюдение разных состояний воды.

Твёрдые тела, газы, жидкости. Чистые вещества, смеси.

Тематичес-кий контроль

Проверочная

работа «Тела и вещества»

$Вещество состоит из частиц. Атомы и молекулы – мельчайшие частицы вещества. Три состояния вещества: твердые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ

с.12-15 вопросы 3-4, р.т. с.4 № 5- 8 по выбору

$

4

Что такое энергия?

1

Урок

открытия новых зна-ний

Энергия, различные источники энергии, освоение человеком различных источников энергии.

Текущий контроль

Энергия – источник движения, способность совершать работу. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, обусловленные действием энергии

с. 17-19,

з. с. 17, р.т. с. 6 № 3,№ 4 по выбору

5

$

Превращение энергии.

Проверочная

работа «Энергия».

1

Урок рефлексии

Закон сохранения энергии: переход из одной формы в другую.

$Тематичес- кий контроль

Проверочная

работа «Энергия».

Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла. Энергия и вещество

с. 19-21

з.4,

р.т. с.7 № 1-2

Раздел 2. оболочка планеты, охваченная жизнью (6 часов)

6

$Где обитают живые орга-низмы?

1

Урок откры-тия новых знаний

Живая оболочка-биосфера, воздушная оболочка-атмосфера, водная оболочка-гидросфера, каменная оболочка-литосфера.

Знать:

что такое биосфера; – начальные сведения о круговороте веществ;

значение кислорода для дыхания живых организмов и человека.

Уметь:

приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

выделять звенья круговорота веществ;

классифицировать живые организмы по их ролям («профессиям») в круговороте веществ

Текущий контроль

Человек и его связь с природой. Связь человека с компонентами природы. Оболочки Земли. Воздушная. Водная и каменная оболочки. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. Живые и неживые компоненты биосферы

с. 22–25 вопросы 1-2,

з. 4$

7

Большой круговорот веществ

1

Комби-нированный урок

Отходы жизнедеятель ности одних организ-мов употребляются другими. Их последо-вательные превраще-ния образуют замкну-тые цепи. В конце каждой такой цепи вновь восстанавлива-ется вещество, с кото-рого эта цепь начина-лась.

Текущий контроль

Важнейшее условие жизн$и людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие большого круговорота веществ в природе.

Ж$изнь – участник круговорота веществ. Стабильность условий на поверхности Земли и согласован-ность компонентов природы – заслуга жизни.

с. 26–29 вопросы 2, 3; рассказ о круговороте веществ по схеме

8

Живые участники круговорота веществ.

1

Урок рефлексии

Производители, потребители, разрушители, органическое вещест-во, минеральное (неор ганическое) вещество, фотосинтез

Знать:

$что такое биосфера; – начальные сведения о круговороте веществ;

значение кислорода для дыхания живых организмов и человека.

Уметь:

приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

выделять звенья круговорота веществ;

классифицировать живые организмы по их ролям («профессиям») в круговороте веществ

Тематичес-кий контроль

Проверочная

работа «Кру-говорот ве-ществ»

Участники круговорота веществ. Растения и их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные и их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии и их роль в $превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений. Биосфера – единство живого и неживого.

с. 30–33 з. 5 работа со схемой

9

Обмен ве-ществ в орга-низме.

1

Комби-нированный урок

Обмен веществ: одни вещества заменяются другими (сложные ор ганические вещества превращаются в более простые и разносятся по всему телу).

$

Текущий контроль

Поток вещества, идущий через жи-вой организм (питание, дыхание). Использование поглощенных веществ на обмен веществ, рост и размножение.

с. 34–35 вопросы 1-2, р.т. с.16

6 – 7

10

Как живые организмы запасают энергию Солнца?

1

Урок-обобщения

$

Часть энергии Солнца тратится на жизнедея-тельность и самооб-новление организма, другая часть запасает ся в теле, увеличивая его размеры.

Текущий контроль

Роль Солнца как источника энер-гии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.

с. 38–39 вопросы 1-2, р.т. с.18 № 4

по желанию

11

Контрольная работа № 1 «Вещество и энергия. Жи-вая оболочка планеты».

1

Урок контроля ЗУН

Итоговый контроль

$

р.т. с.14 № 3- 4 повтор. схему круговорота веществ

Раздел 3. экологическая система (9 часов)

12

Жизнь экосистемы

$1

Урок откры-тия новых знаний

Экосистема- единство живой и неживой при роды, в котором сооб-щество (все живые организмы разных «профессий», обитаю-щие в экосистеме) способно совместны- ми усилиями поддер-живать круговорот веществ. Цепи питания.

Знать:

основные компоненты экосистемы (растения, животные, грибы, бактерии, воздух, вода, почва);

что такое почва и какова ее роль в плодородии.

Уметь:

$выделять цепи питания в экосистемах;

определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам

Текущий контроль

Экологическая система – ячейка биосферы. Круговорот веществ в экосистеме. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания.

с. 40-43 вопросы 1-4, р.т. с.20 № 4

5 по желан.

13

$

Почва – важ-нейшая часть экосистемы.

ПДД № 2

1

Комби-нированный урок

Почва-поверхностный плодородный слой земли. Перегной (гу-мус). Плодородие поч вы зависит от количес тва перегноя и мине- ральных веществ.

Текущий контроль

Почва, ее значение для жизни. Полезные ископаемые, распространенные в данной местности. Их использование человеком.

с. 44–45 вопросы 1-4, з. 5 по желанию, р.т. с.22 № 5

$

14

Экосистема озера

1

Урок откры-тия новых знаний

Вода в природе. Во-доемы, их использо-вание человеком, охрана. Круговорот веществ не полностью замкнут- условия в экосистеме постепен-но меняются.

Знать:

$основные компоненты экосистемы (растения, животные, грибы, бактерии, воздух, вода, почва);

об основных экосистемах (озеро, болото, луг, лес, поле) и их специфике;

их специфике;

что такое почва и какова ее роль в плодородии.

Уметь:

выделять цепи питания в экосистемах;

определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам

Текущий контроль

Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный корм аквариумных рыб. Озерные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.

с. 46–49

вопросы 5-6, р.т. с. 23 №2

4

15

Экосистема болота

$

1

Урок откры-тия новых знаний

Круговорот веществ не полностью замк-нут- условие для накопления торфа.

Текущий контроль

Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью

замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Самоосушение болота.

с. 50–53 вопросы 1-3,

р.т. с.26

тест

16

$

Экосистема луга

1

Урок откры-тия новых знаний

Растения: разнообра-зие,$ части растения, условия, необходи-мые для жизни. Роль злаков..

Текущий контроль

Природные сообщества родного края.

Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и ее роль в сохранении и создании рельефа. Насекомые-опылители и растения – пример взаимовыгодного сотрудничества. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом

с. 54–57 вопросы 1-5,

р.т. с.28 № 1-2

17

Лесные про-изводители .

ПДД № 3

$1

Урок откры-тия новых знаний

Деревья, кустарники, травы.

Текущий контроль

Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Деревья – мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Распространение семян растений (береза, дуб, малина)

с. 58–61 вопросы 1-4,

р.т. с.30 № 4

II четв.

$.

18

Потребители и разруши-тели экосис-темы леса.

1

Урок рефлексии

Животные: разнооб-разие (насекомые, птицы, звери); особен ности их внешнего вида, питания, размно жения. Взаимосвязь растений и животных

Тематичес-кий контроль

Проверочная

работа «При-родные эко-системы»

Значение лесных животных.

Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ. Лес – устойчивая экосистема с замкнутым круговоротом веществ.

с.62-64 вопросы 1-3,

р.т. с.31

4, № 3,№ 5

$по жел.

19

Экосистема поля

1

$Урок откры-тия но-вых зна-ний

Дикорастущие и культурные растения родного края. Удобрение.

Знать:

основные компоненты экосистемы (растения, животные, грибы, бактерии, воздух, вода, почва);

об основных экосистемах (озеро, болото, луг, лес, поле) и их специфике;

что такое почва и какова ее роль в плодородии.

Уметь:

выделять цепи питания в экосистемах;

определять принадлежность расте-ний и животных к основ-ным изученным система-тическим группам

Текущий контроль

Поле – искусственная экологиче-ская система. К$ультурные растения, сажаемые на полях. Сезонная жизнь крестьян. Животные полей. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных расте-ний к защите – массовые размноже-ния сорняков и вредителей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями

с. 70–73 вопросы 1-5,

р.т. с. 34

3-5

$20

Аквариум – маленькая искусствен- ная экосистема

1

Комбиниро-ванный урок

Аквариум – малень-кая искусственная экосистема.

Тематичес-кий контроль

Проверочная

работа «Иску ственные эко-системы»

Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты в аквариуме.

Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и не$живых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста

с. 74–77 вопросы 1-2, р.т. с.36 № 4

5

Раздел 4. живые участники круговорота веществ (14 часов)

21

Растения – производите-ли.

1

Урок откры-тия новых знаний

Растения: разнообра-зие, внешнее строение (части растения), условия жизни (крат-кая характеристика)

Знать:

-основные группы расте-ний (хвойные,$ цветко-вые), части растений (ко-рень ,стебель, лист, цве-ток);

Уметь:

проводить наблюдения за растениями;

объяснять необходи-мость бережного отноше-ния к живым организмам

Текущий контроль,

практическаяработа «Час-ти растений»

Растения и их роль на Земле. Осво-ение суши. Главное достоинство суши – обилие света. Сплошное распространение растений – зеле-ный покров планеты. Главный не-достаток суши – нехватка воды и высыхание. Появление побега у высших растений и освоение верти-кали в воздушной среде. Стебель, лист, корень – основные органы высших растений. Семя и его роль. Плод. Цветок – орган размножения

$с. 78–83

вопросы

1-5

22

Животные маленькие и большие

1

Комби-нированный урок

Простейшие, черви, моллюски. Прикреплённые и подвижные низшие животные.

Знать:

-основные группы живот ных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, прес мыкающиеся, птицы, звери), грибы и бактерии.

Уметь:

проводить наблюдения за растениями и животны ми;

объя$снять и доказывать необходимость береж-ного отношения к живым организмам

Тематичес-кий контроль

Проверочная

работа «Расте ния».

Животные и их роль на Земле. Появление одноклеточных и многоклеточных животных. Роль мыш$ц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Первый скелет

с.88–89 вопросы 1-4,

з. 5

по желанию

23

24

Маленькие

рыцари

ПДД № 4

2

Урок откры-тия новых знаний

Насекомые, пауки, членистоногие, ракообразные.

Тематичес-

кий контроль

Проверочная$

работа «Жи-вотные».

Появление твердых покровов – защита от хищников. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц. Наружный скелет раков – «латы» рыцаря.

Насекомые и их многообразие

с. 90–95

вопросы 1-5;

р.т.с. 46 № 1- 4

25

$Первый шаг

из моря на сушу

1

Урок откры-тия новых знаний

Позвоночные: рыбы, земноводные,позвоночник.

Рыбы, другие обита-тели водоемов, осо-бенность их обита-ния; понимание цен-ности рыб для жизни человека; охрана рыб

Текущий контроль

Возникновение позвоночника- внут реннего скелета. Рыбы – позвоноч-ные животные. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Позво-ночные с внутренним скелетом – крупнейшие животные суши. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие – органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде.

с. 96–99 вопросы 1-3, р.т. с.48 № 6

7, № 3 по желан.

26

На суше – как дома

1

Урок откры-тия новых знаний

Пресмыкающиеся: ящерицы, змеи, кро-кодилы, черепахи.

Холоднокровные животные.

Знать основные группы животных (насекомые, пауки, рыбы, земновод -ные, пресмыкающиеся, птицы, звери), грибы и бактерии.

Уметь:

проводить наблюдения за животными;

объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам

Тема$тичес-кий контроль

Проверочная

работа « Ви-ды живот-ных».

Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела.

с. 23–26, № 6, 7

27

Пернатые изобретатели

1

Урок

открытия новых зна-ний

Птицы, особенности обитания; значение птиц для природы и жизни на Земле; охрана птиц.

Текущий контроль

Птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособление к полету. Забота о потомстве у птиц. Мозг и органы чувств.

с. 27–32, № 9

28

Наши братья

1

Урок откры-тия новых знаний

Млекопитающие. Шерсть, органы чувств. Особенности среды обитания, питания, строения животных.

Тематичес-кий контроль

Проверочная

работа «Груп- пы живот-ных».

Звери – животные с постоянной температурой тела. Звери. Забота о потомстве у зверей. Мозг и органы чувств.

с. 33–38, № 8

29

$

Осторожно, животные!

1

Комби-нированный урок

Человек и животные: понимание ценности животных для жизни человека, охрана животного мира.

$

Тематичес-кий контроль

Проверочная

работа «Осто-рожно, живот ные».

Правила безопасного поведения при общении с животными.

с. 39–43

30

Прирожден-ные разруши-тели.

1

$

Урок рефлек-сии

Понятие о грибах, их роли в природе; осо-бенности строения, роста; значение для человека. Грибы: плас тинчатые, трубчатые, дрожжи. Грибница.

Знать основные группы растений (хвойные, цветковые), животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), грибы и бактерии.

Уметь:

проводить наблюдения за растениями и животными;

объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам

Тематичес-кий контроль

Проверочная

работа «При-рожденные

разрушите-

ли».

Грибы. Съедобные и несъедобные грибы (узнавание). Грибы – разру-шители древесины. Дрожжи – тоже грибы, их роль в изготовлении хлеба. Съедобные грибы и их взаи-мовыгодное сотрудничество с рас-тениями (подберезовик и береза, подосиновик и осина)

с. 44–47, № 8

$

31

Контрольная работа № 2 «Живые участ ники кругово рота веществ»

1

Урок контроля ЗУН

$

Итоговый контроль.

32

Как нам жить в дружбе с природой.

1

Комби-нированный урок

Заповедник, национальный парк.

Долг перед природой-это долг перед буду-щими поколениями. Им придётся «уби-рать» Землю за нами.

Текущий контроль.

Человечество и освоение всех ро-лей в биосфере. Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота ве-ществ и угроза благосостоянию лю-дей. Примеры экологических нару-шений в биосфере. Жизнь в согла-сии с природой – единственная стратегия для человечества

$

с. 48–51,

5, 6

33

34

Экскурсия в природу «При рода и чело- век»

$ПДД № 5

2

Урок-экскурсия

Участие в элементарной экологической деятельности

Текущий контроль.

Раздел 5. твои родные и твоя Родина в потоке времени (4 часа)

35

Живая связь времен

1

Урок введе-ния новых знаний

Знакомство с понятием история.

$Поколение.

Знать понятия: родословное дерево,

Родина, государство, общество, закон, эра, христианство.

Уметь:

строить свое родословное древо, вести счет времени по векам и эрам;

определять последовательность исторических событий

Текущий контроль

$

Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя, отчество – связь времен

У.с.8-11

В.1-3;

Т. с. 3, №3, №4

36

Как люди считают время?

1

Урок откры-тия новых знаний

Знакомство с понятием век, христианство, эра..

$

Текущий контроль

Знакомство с понятием историческое время.

Представление о «реке времени». Исторический счет времени. Век и эра – точка отсчета времени. Принятая в современном летоисчислении «христианская» эра. Первичные представления о христианстве

У.с.12-15

в.1-4;

Т. с. 4, № 3

37

С чего начинается Родина?

1

Урок рефлек-сии

Россия – наша Родина

Родина, общество, государство, закон.

Текущий контроль

Наша Родина (дом, город, родной край, страна).

Общество, в котором мы живем. Образ государства. Государственная власть. Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством

У. с. 16–21

$

в.1-4;

Т. с. 7, № 3

38

Память о прошлом

1

Комби-нированный урок

Углубление понятия история, историчес-кий источник.

Тематичес-кий контроль

$Проверочная работа «Твои родные и твоя Родина»

История моей Родины

История – наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России

У. с. 22–25

в.1-2;

Т. с.8, № 2

$

Раздел 6. времена древней руси. IX–XIII века (5 часов)

39

Когда на Руси появилось государство?

1

Урок откры-тия новых знаний

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исто-рические картины бы-та, традиций людей в разные исторические времена. Древняя Русь, восточные сла-вяне, велик$ий князь, храм.

Знать понятия: ислам и христианство, храм, икона, монах, монастырь, летописи, князь, хан, Золотая Орда.

Уметь:

ориентироваться в образной исторической карте;

определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории:

времена Древней Руси;

различать следы исторического прошлого в современной действительности

Текущий контроль

Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племен. $Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче

У. с. 28–31

в.1-4;

Т. с. 11, № 3, №4

40

«Золотые ворота» в Древнюю Русь.

1

$Комби-нированный урок

Культура, ремесленники, купцы, икона, монах, монастырь, летопись.

Текущий контроль

Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский

У. с. 32–37

в.1-3;

Т. с. 13, № 3

41

Древняя Русь – страна городов.

ПДД № 6

1

Урок рефлек-сии

Города – центры культуры Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города.

Текущий контроль

(схемы-сравнения городов Древней Руси)

$

«Древняя Русь – страна городов».

Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Ру-си. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица.

У. с. 37 в.4-6, реферат об од-ном из городов по желанию

42

«За землю Русскую!»

1

$Комби-нированный урок

Кочевники, рыцари

Тематичес-кий контроль.

Проверочная работа «Вре-мена Древней Руси».

У. с. 38–41

в.1-2;

$Т. с. 14,

1, № 3

43

«Слово о погибели Русской земли»

1

$Комби-нированный урок

Хан, Золотая Орда, ислам.

Текущий контроль

Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичное представление об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды

У. с. 42–47

в.1-3;

Т. с. 17, № 3,

5

Раздел 7. времена московского государства. XIV–XVII века (6 часов)

44

$От Древней Руси к единой России

1

Урок откры-тия новых знаний

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исто-рические картины бы-та, традиций людей в разные исторические времена Российского государства.

Времена Московского государства, Куликовская битва, великий государь.

Знать понятия: великий государь, царь.

Уметь:

ориентироваться в образной исторической карте;

определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: времена Московского государства;

различать следы исторического прошлого в современной действительности

Текущий контроль

Время создания Московского государства $– время борьбы, жестокости и справедливости. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублева. Освобождение от Ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство. Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орел. Московское государство – наследник Древней Руси

У. с. 48–51

в.1;

Т. с. 20, № 3,

4

.

45

Земля и люди Московского гос$ударства

1

Комби-нированный урок

Крестьяне, бояре, дворяне, стрельцы, книгопечатание

Текущий контроль

Московское государст-

во – наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей – крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства Москва

$

У. c. 52–57

в.1-2;

Т. с.22, № 3,

4

46

Москва златоглавая

1

$Урок рефлек-сии

Московский Кремль – памятник времен Московского государ-ства, «сердце Москвы и всей России».

Текущий контроль

Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного

У. с. 58–61

в.1-2;

Т. с. 24, № 2,

3

$

47

«Хуже гроз-ного царя только между царствие».

1

Комби-нированный урок

Смутное время – угро за распада Москов-ского государства.

Народное ополчение, Земский собор.

Текущий контроль

Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского

У. с. 62–65

в.1-3;

Т. с. 25 №2

48

49

Контрольная работа № 1 «Времена Древней Руси и Московско-г$о государ-ства».

Обобщение изученного.

ПДД № 7

$

2

Урок контро-ля ЗУН.

Урок-обобще-ние.

Итоговый контроль

Освобождение Москвы и спасение Отечества

Т. с. .26 № 4

Т. с. 28, № 3

Раздел 8. времена российской империи. XIII–начало XX века$ (5 часов)

50

Петр Великий

1

Урок откры-тия но-вых зна-

ний

Преобразование России Петром Великим – первым российским императором.

Знать понятия: император, чиновники, крепостное пр$аво.

Уметь:

ориентироваться

в образной исторической карте;

определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: времена Московского государства

Текущий контроль

Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица – Санкт-Петербург.

У. с. 66–69

в.1-2;

Т. с. 32, № 3,

4

51

Власть и на-род Россий-ской империи

ПДД № 8

1

Комби-нированный урок

Чиновники, крепостное право

Знать понятия: император, чиновни$ки, крепостное право.

Уметь:

ориентироваться в образной исторической карте;

определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: времена Московского государства;

различать следы исторического прошлого в современной действительности

Текущий контроль

Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец

А. В. Суворов. Власть и$мператора и чиновников. Представление о крепостном праве

У. с.70–72

в.1-3;

Т. с.34, № 4

52

Как Россия у Европы «училась»

1

$Комби-нированный урок

Достижения российской культуры во времена империи. Московский университет.

Текущий контроль

Михайло Ломоносов – «наш первый университет».

А. С. Пушкин – создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи

У. с.74–78

в.1-3;

Т. с. 36 № 3

.

53

«Гроза двенадцатого года»

1

Комби-нированный урок

$Отечественная война 1812 года – угроза существованию России.

Текущий контроль

Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага.

М. И. Кутузов

У. с. 80–83

в.1-3;

Т. с. .37 № 2

54

Император-освободитель

1

Комби-нированный урок

Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Дворяне- помещики, капи$талис ты, рабочие.

Тематичес-кий контроль

Проверочная работа «Времена Российской империи»

$

Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновленной империи

У. с.84–87

в.1-3;

Т.с. 40, № 3

Раздел 9. времена советской россии и ссср. 1917–1991 годы (6 часов)

55

56

$

Россия в огне.

ПДД № 9

2

Урок откры-тия но-вых зна-ний

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исто-рические картины бы-та, традиций людей в разные исторические времена СССР.

Знать понятия: революция, Гражданская война, советы, коммунистическая партия, СССР.

Уметь:

ориентироваться в образной исторической карте;

определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: времена советской России и СССР;

различать следы исторического прошлого в современной действительности

Текущий контроль

Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 года.

В. И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование СССР

У. с. 88–90

$в.1-2;

У. с. 91-93

в.3-4;

Т. с. 43, № 4

57

«К светлому будущему»

1$

Комби-нированный урок

Цель советского госу-дарства – строитель-ство справедливого общества. Символы СССР. Коммунисти- ческая партия, комсо-мольцы, пионеры, колхоз.

Текущий контроль

Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистическая партия. Попытка строительства справедливого общества. Правление

И. В. Сталина

$У. с.94 –96

в.1-3;

Т. с. 45, № 4

58

«Вставай, страна огромная…»

1

Комби-нирован-ный урок

Вторая мировая и Великая Отечествен-ная война.

Текущий контроль

Победа над фашизмом.

У.с.100–

105 в.1-4

Т. с. 47 № 4

59

Великая Оте-чественная война.

ПДД №

$

1

Урок-обобще-ние

Сообщения уч-ся о героях Великой Отечественной войны

Текущий контроль

$

Герои Великой Отечественной войны

Т. с. 47 № 3

60

«Через тернии к звездам»

1$

Комби-нированный урок

Развитие Советского Союза после Второй мировой войны.

Текущий контроль

Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране

У.с.106–

109 в.1-3

Т. .с. 49, № 3

Раздел 10. современная россия $(8 часов)

61

В каком государстве мы живем?

1

Урок откры-тия но-вых знаний

Человек – член общества. Россия – наша Родина. Государственная символика России.

Знать понятия: СНГ, демократия, конституция, гражданин, Президент, Государственная Дума, символы государства, федерация, государственные праздники.

Уметь:

ориентироваться в образной исторической карте;

определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: современная Россия

Текущий контроль

Важнейшие события, происходящие в современной России. Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. $Восстановление государственных символов

У.с.110-111 в.1-2

Т. с. 50, № 1

62

Я – гражданин России!

$

1

Урок рефлек-сии

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исто-рические картины бы-та, традиций людей в разные исторические времена. Российская Федерация.

Конституция России. Права граждан Рос-сии.

Тематичес-кий контроль

Проверочная работа «Вре-мена Совет-ской России и СССР»

Понятия о гражданстве. Права и обязанности граждан. Права ребенка

У.с. 111-113 в.3-4

Т. с.51, № 5

$

63

Власть народа

1

Комби-нированный урок

Текущий контроль

Что такое демократия? Представления об избирательной системе

У.с.114- 117 в.1-3

64

Кто в государстве самый главный?

$

1

Комби-нированный урок

Государственная власть в России.

Знать понятия: СНГ, демократия, конституция, гражданин, Президент, Государственная Дума, символы государства, федерация, $государственные праздники.

Уметь:

ориентироваться в образной исторической карте;

определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: современная Россия

Текущий контроль

(графическая работа «Дере-во власти»)

Представление о власти законодательной и исполнительной. Прези$дент – глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная Дума –собрание избранных народом представителей, которое создает законы

У.с.118–121 в.1-3

Т. с. 54, № 4

65

Народы России

1

Комби-нированный урок

Россия на карте.

Текущий контроль

Народы, населяющие Россию: обычаи, характерные особенности быта.

Единство и равноправие всех народов России

У.с.122–127 в.1-5

Т. с. 55, № 2

66

Контрольная работа № 2 «От Древней Руси до современной России»

$

1

Урок контро-ля ЗУН

Итоговый контроль

Т. с. 56 № 5

67

Наш общий дом

$

1

Урок-обобще-ние

Города России: назва- ние, достопримеча-тельности, расположе ние на карте.

Текущий контроль

Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Российской Федерации Достояние Российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача – сохранение и приумножение культурных богатств России

У.с.128–131 в.1-4

Т. с. 58, № 4

$

68

Обобщение изученного. Как нам жить?

ПДД № 10

1

Комби-нированный урок

Государственные праздники.

Текущий контроль

$Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования)

У.с.132-135 в.1-4

Еще записи

Leave a Comment