Урок окружающего мира для 1 класса на тему “Как живут растения?”

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кадетская средняя общеобразовательная школа №2»

$

Тема: Как живут растения?

Конспект урока окружающего мира

1 класс

по у$чебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»

учитель: ФИЛИППОВА

ЛАДА

АЛЕКСЕЕВНА

$учитель

начальных классов

МБОУ «КСОШ №2»

$

Алтайский край

г. Рубцовск

2011 г.

Тема: Как живут растения?

Цель: Создание условий для формирования школьника как субъекта учебной деятельности.

Задачи: 1. Формировать представления у школьников о связи живой и неживой природы;

учить овладевать умением самостоятельно анализировать, сравнивать, делать

выводы по изучаемой теме; обучать применению полученных знаний;

2. Развивать зрительную память, логическое мышление, устную речь,

коммуникативные$ способности; умение ориентироваться в пространстве;

3. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу и бережное

отношение к природе.

Оборудование: набор геометрических фигур с напечатанными словами на обратной стороне «Жизнь растений», микроскопы и листья, лейки, комнатные растения

с широкими листьями, салфетки, лист алоэ; таблица «Лист растения

под микроскопом», схемы: «Окно», «Печка», «Лейка», «Солнце»; карточка «Устьице», фотография птицы (клюв должен быть хорошо виден); у каждого ученика в группе на груди прикреплена своя эмблема: «Листок», «Лейка», «Салфетка», «Солнце», «Печ$ка»; в группе 5 человек.

Ход урока:

I. Организация класса.

– Здравствуете! По$вторяйте за мной!

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

– Работать будем в группах. Назовите правила работы.

(выбрать спикера, каждый высказывают своё мнение, нет неправильного мнения, отвечать по очереди, спикер следит за этим, если мнение группы совпадает с мнением другой – не повторять его, если готовы отвечать, то взяться за руки)

II. Сообщение темы урока.

– Посмотрите на парты. Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? ($Цветы)

– Чтобы более точно узнать тему урока, выполните в группе задание. Расположите геометрические фигуры в таком же порядке как на доске.

$

(учитель показывает образец 2-3 секунды и убирает его, дети в группах выполняют)

– Переверните фигуры. Прочитайте, что написано на обратной стороне. Если смысл понятен, то геометрические фигуры выложили правильно.

– Что написано на обратной стороне? (Жизнь рас-те-ний)

– Итак, ребята, сегодня на уроке вы узнаете, как живут растения, какие условия для жизни им необходимы.

$

III. Повторение изученного материала.

– Назовите, какие части растений вы знаете? (корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами).

– Я на доске было растение, но ветер ворвался в класс, и оно распалось на части. Давайте его соберём, называя какую роль в жизни растения играет каждая его часть.

$

(Ученик выходит к доске, прикрепляет любую часть и называет её функцию).

Для учителя:

Корень – удерживает растение в земле, всасывает воду и минеральные соли;

Стебель – «транспортная артерия»;

Лист – «фабрика пищи»;

Цветок – обеспечивает появление следующего поколения;

Плод с семенами

– Как называется растение, которое собрали? (мак)

– Представьте, что коробочка $с семенами лопнула. Что произойдет дальше?

( вырастет новое растение)

IV. Новый материал

1. Самостоятельная работа учащихся в группе.

– У каждой группы на парте есть три картинки. Расположите их в правильной

последовательности.

– Объясните, как сделали и почему? (растёт, даёт потомство и умирает)

$ – Как вы думаете, а деревья тоже такой жизненный путь проходят? Обсудите в группе.

– Выскажите своё мнение.

2. Работа по учебнику (стр . 50)

– Что за дерево изображено? (дуб)

– Как называется$ плод дуба? (желудь)

– Расскажите, что произошло, после того, как желудь упал на землю?

– Назовите этапы жизни дерева. (растёт, даёт потомство и умирает)

– Сравните в группе жизненный путь цветка и дерева.

(Жизненный путь похож, только у цветка он занимает один год, а у дерева несколько лет. Дерево каждый год даёт семена).

– Скажите, какой же жизненный путь проходя$т все растения?

– Сравните свои мысли с высказыванием Мудрой Черепахи? (стр. 51)

(Растение живое. Растёт, приносит потомство. Умирает.)

– Совпало ли ваше мнение с мнением Черепахи?

3. Самостоятельная работа учащихся в группе.

– Что необходимо, чтобы растения жили дольше? (вода)

– Давайте убедимся в этом. Дети, у кого на груди прикреплена эмблема $«Листок», возьмите разрезанный лист алоэ и надавите около среза. Рассмотрите, обсудите в группе, что произошло.

– Что вы увидели? (сок, жидкость)

– О чём это говорит? (растение состоит из воды)

-Что с этим листком произойдёт, если он пролежит на тарелочке несколько дней? (засохнет).

– Почему? (вода испаряется)

– Что нужно делать, чтобы растения не засыхали? (поливать)

Учитель вывешивает схему.

$

– Полейте цветок те, у кого на груди эмблема «Лейка».

– Давайте проверим качество полива. Как вы думаете, есть ли правила полива?

– Предложите от группы правило.

При поливе дети обычно допускают одни и те же ошибки: заливают или наоборот, наливают слишком мало воды, льют под корень, на листья. На основе этих ошибок сформулировать правила.

V. Физминутка. (звучит медленная музыка)

А) – Представьте, что вы цветочек. П$ошел дождик. Корни стали пить воду. Она побежала по стебельку к листочкам, к цветочкам.

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

$ Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Учитель делает руки в форме тюльпана над головой. Тюльпан медленно под музыку раскрывается и закрывается. Дети повторяют.

Б) – Поднимите правую руку, коснитесь ею носа. Поднимите левую руку, возьмитесь ею за ухо. Хлопните в ладоши и поменяйте руки местами.

4. Проблемная ситуация.

– Зачем человеку нос? (дышать)

– Всё живое дышит. У животных есть нос, у птиц на клюве есть специальные отверстия (показать).

– А у растений есть нос? ($нет)

– Обсудите в группе, как же они дышат?

Предположения детей от каждой группы.

– Чтобы правильно $ответить на этот вопрос, нужно посмотреть в микроскоп. Это сильный увеличительный прибор (показать). Лист кладут на предметный столик и смотрят сверху через линзы. Рассмотрите лист по микроскопом в группе по очереди. Что увидели?

– Послушайте рассказ. (ученик)

Сообщение заранее подготовленно$го ученика.

Чтобы увидеть носики растений, нужно посмотреть в микроскоп. Лист похож на решето с маленькими дырочками. Это и есть носики растений – устьице. Носики как форточка, то открываются, то закрываются. Жарко на улице – форточки закрыты, прохладно – широко открыты. Через устьица в лист проходит наружный воздух (таблица «Лист под микроскопом» на доске).

– Как называются «носики» у растений? Для чего нужны? (для дыхания)

Учитель вывешивает схему «Окно».

5. Самостоятельная работа учащихся в группе.

– Что ч$еловек может сделать, чтобы облегчить дыхание растению? (если дети затрудняютс$я, то можно предложить им рассмотреть левый нижний рисунок на стр.51)

– Что делает девочка?

– Для чего? Как? Сделайте это по очереди. Начинает тот ученик, у которого эмблема «Салфетка» и передаёт другому тряпочку.

Каждый в группе вытирает один лист.

6. Работа по учебнику.

– Рассмотрите правый верхний рисунок.

– Что можете сказать о растениях? (одно яркое, другое бледное)

– Обсудите в группе, п$очему? (одно стоит на окне, другое в тени)

– Что необходимо ещё растению для жизни? (свет)

Учитель вывешивает схему.

7. Самостоятельная работа учащихся в группе.

– Где же мы можем расположить цветы в классе, чтобы им было светло? (на подоконнике)

– Дети, у которых такая эмблема, поставьте цветок на подоконник.

– Для чего это сделали?

8. Работа по учебнику.

– Посмотрите на нижний правый рисунок.

– Обсудите в группе, почему это произошло? (цветок замёрз, на улиц$е зима, окно открыто)

– Что ещё необходимо растениям? (тепло)

Учитель вывешивает схему. $

9. Самостоятельная работа учащихся в группе.

– Какое сейчас время года? (зима)

– Что может произойти с растениями, которые стоят на подоконнике в сильный мороз? (замёрзнут)

– Как им помочь? (поставить в теплое место)

– Дети, у которых такая эмблема уберите цветок с подоконника.

10. Обобщение.

– А сейчас подумайте в группе и скажите, что $же необходимо растениям для жизни? (вода, воздух, свет, тепло)

– Прочитайте, что сказала об этом Мудрая Черепаха (стр. 51)

– Что вы будете делать, чтобы растения жили дольше? (поливать, вытирать пыль с листьев, ставить на свет, следить, чтобы в комнате было тепло)

– Как помочь дикорастущим?

– Послушайте внимательно стихотворение (дети читают)

Я бабочку в лугу ловить не стану:
Небесный цветик, пусть живет себе!
Пусть крылышки порхают над цветами,
Чтоб радостно мне было и тебе!
 
Лесной цветок я рвать не стану тоже,
С собой домой его не понесу,
Ведь дома он шмеля качать не сможет
И ранним утром не попьет росу!
 
Ни стебелек, ни ветку, ни травинку
Я $не обижу: виноваты чем?
В любой из них теплеется Живинка,
И светится доверием ко всем …

Как дети предлагают относится к растениям? Почему?

– Помните, что растения, растущие в лесу, в саду, живые. Они растут, приносят потомство, умирают. И жить они хотят как можн$о дольше, принося нам радость созерцания красоты.

11. Рефлексия.

– Понравился ли урок? Что нового и полезного узнали?

– Постарайтесь, бывая на природе, пользоваться правилом: прежде чем $что-то сделать, подумай, не навредишь ли этим природе.

Источники информации

1. http://bioword.narod.ru/U/U061.htm устьице листа

2. http://bau-bai.livejournal.com/56445.html стихотворение

3. Мир вокруг нас. Методическое пособие. 1 класс

А.А. Плешаков, В.П. Александрова, С.А. Борисова. М., Просвещение, 2006.

$7

Еще записи

Leave a Comment