Урок окружающего мира в 4 классе по теме “Ранимая тундра”

$МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 34
МБОУ СОШ № 34

СТ. НОВОМИНСКАЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Конспект урока

по окружающему миру

$для 4 класса

«Ранимая тундра»

$

подготовила учитель начальных классов

Гребенщикова Елена Викторовна

$ст. Новоминская

2012г.

Тема: Ранимая тундра.

Цели:

сформировать знания о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в тундре;

$ – рассмотреть экологические проблемы, возникающие по вине человека;

продолжить развитие умения читать карту, выявлять связи в природе;

воспитывать любовь к родной природе, познавательный интерес.

Оборудование: карта «Природные зоны России»; фотографии растительного и животного мира тундры; гербарий; презентация «Тундра».

$ Ход урока

I. Организационный момент.

$II. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос.

Каково географическое положение Арктики? Покажите на карте.

$ – Какие необычные явления можно наблюдать в зоне арктических пустынь? (Движение льдов, северное сияние.)

Каковы климатические особенности в данной природной зоне?

– Что такое полярный день? Полярная ночь?

Какие животные обитают в Арктике?

Как они приспособились к суровым условиям?

Какие животные занесены в Красную книгу?

Чем занимается коренное население Арктик$и?

Что изучают полярники?

2. Рабочая тетрадь (задание № 4, с. 44).

$III. Сообщение темы урока.

Решите кроссворд, прочитайте ключевое слово, и вы узнаете тему сегодняшнего урока.

Вопросы$:

1. Короткое название зоны арктических пустынь. (Арктика.)

2. Птица с необычным клювом. (Тупик.)

3. Название острова, на котором расположен арктический заповедник. (Врангеля.)

4. Арктика – царство снега и … (льда).

5. Растение, жив$ущее в толще воды. (Водоросли.)

6. Вид рыбы, обитающей в северных морях. (Палтус.)

Ключевое слово: тундра.

$ IV. Изучение нового материала.

1. Природные условия зоны тундры.(Слайды 1-3)

Найдите и покажите на карте географическое положение тундры.

$ – Вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи километров в длину и сотни километров в ширину тянется безлесная полоса тундры.

Уже в сентябре здесь начинается зима: падает снег, крепчают морозы. Озера покрываются льдом. Дуют сильные ветры. Солнце низко стоит на горизонте. Его лучи плохо согревают землю.

К середине зимы солнце уже совсем не показывается на горизонте. Наступает длинная полярная ночь. Неделями бушуют вьюги. Сильные морозы сковывают природу. Мелкие реки промерзают до дна. Нередко термометр показывает 40, 50, а то и 60 градусов ниже нуля.

Наконец выплывает тусклое солнце, лучи которого даже к июлю не способны растопить снег. Оживает тундра только летом – зеленеет, оглашается птичьими голосами$. Стая за стаей прилетают сюда гуси, утки, лебеди. Начинается короткое и прохладное лето. Круглые сутки солнце светит и не заходит за лин$ию горизонта. Стоит полярный день. За это время оттаивает только верхний слой земли, а глубже остается многолетняя мерзлота.

Природные условия суровы: короткое прохладное лето, многолетняя мерзлота, длинная морозная зима, глубокие снега.

Прочитайте статью «Каковы природные условия зоны тундры» на с. 117 учебника.

Подумайте, богаче или беднее будет растительный мир в тундре, чем в Арктике.

$2. Что растет в тундре. (Слайды 4-13)

Какова же растительность в тундре, если само слово «тундра» в переводе с языка местных жителей Кольского полуострова означает «безлесный»? (Растительность скудная, нет высоких деревьев, нет лесов.)

Суровые условия оказывают влияние на растения и животных тундры. Растения обычно низкорослые и с мелкими листьями, многие растут группами и стелются по земле. Это защищает их от вымерзания зимой, сильных ветров, помогает летом получить больше тепла для роста. Корни почти всех растений находятся в верхнем слое почвы.

К таким растениям относятся карликовая береза и полярная ива, морошка, голубика, брусника. Заболоченные места заняты мхами, пушицей, более сухие – лишайниками, среди которых самым распространенным и очень ценным является ягель – основной корм для оленей.

$ Практиче$ская работа.

1) Возьмите из гербария веточку карликовой березы. Рассмотрите ее листочки. Похожи ли они на листья нашей березы?

2) Сравните листья полярной ивы с ивой, растущей в наших краях.

3) Рассмотрите пушицу, измерьте ее высоту. Обратите внимание на листья.

Вывод$. В тайге растут низкорослые растения с мелкими листочками, покрытыми густыми волосками.

Далее учащиеся выполняют в рабочей тетради задание № 9 на с. 45.

Делают вывод:

В почве глубже метра находится слой многолетней мерзлоты. Поэтому корни растений располагаются в поверхностном слое почвы, не глубже 30 сантиметров.

3. Какие животные обитают в тундре.(Слайды 14-23)

Животный мир в тундре очень своеобразен и отличается некоторыми особенностями от животных Крайнего Севера. Густая шерсть зверей, пушистое оперение птиц спасают их от сильных морозов. Светлая ок$раска зимой делает их незаметными на снегу. Все животные тундры малотребовательны к пище.

Летом в тундре бесчисленное множество насекомых: комаров, мошек, слепней. Они тучами носятся в воздухе. Насекомые лезут в рот, нос, глаза. Это настоящее бедствие для людей и крупных животных. Невозможно работать без накомарников – специальных сеток, надеваемых на лицо для защиты от комаров и мошек.

$ Птицы спешат за короткое лето вырастить своих птенцов. Вскоре они полетят в теплые края. На зиму здесь остаются только те птицы, которые могут в морозы найти пищу. Это белые совы и белые куропатки.

Много в тундре леммингов – небольших зверьков, за ними охотятся песцы и полярные совы.

Из крупных животных в тундре живет северный олень. Олень – неприхотливое животное, круглый год пасется в тундре. Широкие копыта позволяют ему бегать по снегу и болотам$, не проваливаясь. Ими же он разгребает снег, чтобы достать из-под него корм. На зиму у оленя отрастает теплый подшерсток, который оберегает его от морозов и сильных ветров. К зиме олени начинают перекочевывать в более южные районы, туда, где пастбища богаче травой и ягелем. За ними следуют волки, а за волками – песцы и совы. Волки охотятся на оленей, а песцы подбирают остатки их добычи. Для песцов и сов очень важно, что олени своими широкими копытами разгребают снег, обнажая растения и норки леммингов. Летят за оленьими стадами и куропатки – они также находят корм на обнаженных от снега местах. Летом олени откочевывают на север, к морскому побережью, где меньше гнуса – мелких летающих насекомых. За ними следуют и другие животные.

Прочитайте ст$атью «Какие животные обитают в тундре» на с. 121–123 учебника.

Используя текст учебника, составьте цепи питания:

ягель олени волки;

растения $ лемминги $ полярные совы;

растения заяц-беляк волки.

Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о некоторых животных тундры.

песец

Песец, или полярная лисица, – характерный обитатель тундры, отличается от всех остальных лисиц короткими круглыми ушами и короткими ногами, подошвы которых покрыты шерстью. Последнее облегчает полярной лисице ходьбу по гладкому льду и насту.

$Густой пушистый мех песца окрашен зимой в белый цвет, что делает зверька малозаметным на общем фоне заснеженной тундры. Летом белая окраска меха меняется на темно-серую или бурую. В нору, вырытую собственными силами, песец прячется только перед непогодой или когда не чувствует себя в безопасности. Обычно же песец отдыхает просто-напросто под какой-либо кочкой или кустарником. В пище песец неразборчив и ест животных, которые попадаются в тундре: пеструшек, белых куропаток, гусей, уток и др. Кроме того, питается падалью крупных животных. У морских побережий песцы лакомятся рыбой, моллюсками, крабами, морскими ежами. Песцы часто ведут друг с другом кровавые ссоры.

$северный олень

Северный олень в диком состоянии встречается в России только в $тундре на Таймыре и к востоку от него – до Чукотского полуострова включительно.

Олень – самый крупный зверь тундры. Длина его от головы до хвоста около 1,5 м, высота в загривке около метра.

Голова у северного оленя, не только у самца, но и у самки, вооружена длинными ветвистыми рогами, служащими для защиты при нападении волков. Шерсть покрывает все тело северного оленя, даже его морду и ноги между копытами. Шерсть очень густа и позволяет оленю вместе с жировым подкожным покровом переносить самые сильные морозы. Зимой шерсть серовато-белого цвета, длина ее около 6 см. С наступлением весны зимняя шерсть выпадает и заменяется более короткой одноцветной серой шерстью. Очень широкие и раздвоенные, как у коровы, копыта обладают способностью еще более раздвигаться и позволяют оленю почти не проваливаться при ходьбе по рыхлому сн$егу зимой и топким болотам летом. Передвигаясь по местности быстрым шагом или рысью, олень обнаруживает изумительную выносливость и способность преодолевать большие расстояния.

У северного оленя превосходное чутье, он различает запахи на расстоянии 500 м и легко узнает, где под снегом есть ягель – его любимый корм. Зрение и слух у оленя отличаются значительной остротой, что позволяет ему защищаться от врагов.

Северный олень – очень полезное домашн$ее животное в тундре. Она дает жителям все необходимое: мясо, одежду, обувь, рукавицы, шапки, которые шьют из оленьей кожи и меха. Из шкур оленя вырабатывают замшу, из шкурок молодняка выделывают мех-пыжик. На оленях ездят верхом, их запрягают в легкие сани-нарты, на которых перевозят по тундре грузы зимой и летом.

Олени питаются ягелем (лишайником) и другими растениями. Они круглый год находятся на подножном корму – пасутся в тундре, переходя с $одного ягельного пастбища на другое и добывая ягель из-под снега. С оленями кочуют пастухи, семьи которых живут теперь в поселках.

В начале лета, когда болота в тундре оттают, в воздухе появляются тучи комаров и оводов. Насекомые облепляют веки оленей, набиваются им в ноздри. Олени очень страдают от бесконечных укусов, поэтому пастухи весной заранее перекочевывают со своими стадами к берегам Северного Ледовитого океана. Там сильные холодные ветры отгоняют комаров и оводов. На севере тундры олени пасутся все лето.

4. Чем занимаются люди в тундре.

$ – Занятия населения зависят от особенностей природных условий тундры. Огромные пространства, покрытые лишайником, травами и низкорослыми кустарниками, служат хорошими пастбищами для оленей. Потому главное занятие населения – оленеводство. Пастухи-оленеводы остаются на одном месте до тех пор, пока вблизи имеется корм для животных. Когда олени съедают весь корм, их перегоняют на другое место, где $его больше.

Олень приносит человеку большую пользу. Зимой и летом люди ездят на оленях, используют в пищу их жирное молоко и вкусное мясо. Из оленьих шкур изготовляют теплую одежду и обувь.

Наличие в тундре большого количества пушного и морского зверя, в море и реках – рыбы позволяет населению заниматься охотой и рыболовством.

В тундре найдены богатые месторождения полезных ископаемых. Теперь здесь добывают в глубоких шахтах каменный уголь, в карьерах – руду. На заводах выплавляют металл.

На берегах рек и морей построены порты, куда заходят океанские корабли. Они привозят продукты питания, одежду и обувь для населения, а для заводов и рудников – машины и оборудование.

С развитием п$ромышленности в тундре возникли города, рабочие поселки. Самый большой и красивый город – Норильск. Несмотря на то что город построен на многолетней мерзлоте, он с каждым годом растет и хорошеет. Ежегодно здесь появляются новые высокие дома.

$По снежным просторам тундры мчатся аэросани, легко обгоняющие оленьи и собачьи упряжки. Все дальние поселки соединены авиалиниями.

В тундре издавна живут ненцы, чукчи и другие народы. Дети охотников и животноводов учатся в школах-интернатах.

Раньше считали, что в тундре нельзя выращивать культурные растения. Но ученые вывели скороспелые со$рта овощей, богатые витаминами, которые могут расти и созревать в тундре.

Найдите на карте заповедник в зоне тундры. Как он называется? (Таймырский заповедник.)

Ученые Таймырского заповедника разводят редких животных – овцебыков. Сейчас эти животные занесены в Красную книгу.

Выполните в рабочей тетради задание № 12 (с. 47).

$О чем предупреждают эти экологические знаки?

V. Закрепление изученного материала.

1. Восстановите цепи питания:

а) ягель волки;

б) растения тундры $ белая сова;

в) … песец.

2. Игра «Растительный и животный мир арктической пустыни и тундры».

3. – В каких при$родных зонах бывает летом такое положение Солнца над горизонтом?

VI. Итог урока.

Где расположена тундра?

Почему лето в тундре прохладное?

Что такое вечная мерзлота?

$ – Как растения приспособились к суровым условиям?

Каковы занятия коренных жителей тундры?

Домашнее задание: рабочая тетрадь № 1 (задания № 10, 11, 13 на с. 46–47); учебник (с. 117–126).

$

Список использованной литературы

  1. О.Т.Поглазова. Методические рекомендации «Окружающий мир» 4 класс. Смоленск «Ассоциация 21 век», 2007 г.

  2. Учебник О.Т.Поглазова «Окружающий мир» 4 класс. $Смоленск «Ассоциация 21 век», 2011 г.

Еще записи

Leave a Comment