Конспект урока на тему «Золотое правило нравственности»

Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка

муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации»

$

Разработка урока по учебному модулю

«Основы светской этики»

по курсу «ОРКСЭ».

«Золотое правило нравственности »

Выполнила:

Бодах Н.Н., слуш$атель курса 22- V,

учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ №92».

$г. Новокузнецк, 2014г.

Тема урока: «Золотое правило нравственности ».

Цели урока:

Образовательная: формирование понятий, обозначающих признаки нравственных поступков положительного отношения к ним.

Воспитательная: формирование осознанного ответственного поведения в ситуации значимого выбора и потребности в нравственном поведении.

Развивающая: развитие творческой активности, развитие речи.

$

Задачи урока: познакомиться с формулировкой золотого правила нравственности; научить ребёнка видеть в себе движение к добру и злу и различать их; продолжить работу над формированием желания делать выбор в пользу добра; следовать за добрыми влечениями сердца и совести.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: Понимание правильных взаимоотношений как ценностной ориентации, присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в развитии отношений между людьми

Метапредметные: П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи.$

Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме.

Способность к анализу и синтезу информации.

Смысловое чтение.

Выбор способов решения этических задач.

$Р. Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Итоговый и пошаговый контроль по результату.

К. Понимание возможно$сти различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Умение работать в команде.

Умение определять общую цель и достигать ее.

Личностные: Формирование у учащихся отношения и ценности положительного и порядочного отношениям между людьми. Поддерживать дружеское взаимоотношение в классном коллективе, соблюдать этикет в общении.

Основные понятия, изучаемые на уроке: (по Ожегову)

  1. Жалость – и, ж. 1. Сострадание, соболезнование. Сделать что-н. из жалости. Ж. к больному. 2. Печаль, сожаление. С жалостью смотреть на что-н. Какая ж.! (как жаль!).

  2. Сопереживание – сопереживать, -аю, -аешь; несов. (книжн.). сочувствуя другому, переживать вместе с ним$ его душевное состояние. с. вместе с другом. ii сое. сопережить, -иву, -ивешь. ii сущ. сопереживание, -я, ср. способность к сопереживанию.

  3. Чуткость – моральное качество, характеризующее отношение человека к окружающим. Предполагает заботу о нуждах, запросах и желаниях людей; внимательное отношение к их интересам, волнующим их проблемам, мыслям и чувствам; понимание.

  4. Осуждение – -ужу, -удишь; -уждённый (-ён, -ена); сов. 1. кого-что. Выразить неодобрение кому-чему-н., признать плохим. О. неблаговидный пос$тупок. 2. кого (что). Приговорить к какому-н. наказанию. Преступник осуждён. Осуждённого (сущ.) выведи из зала суда. 3. перен., кого-что на что. То же, что обречь (высок.). Замысел осуждён на неудачу. II несов. осуждать, -аю, -аешь. II сущ. осуждение, -я, ср. (к 1 и 2 знач.). I$I прил. осудительный, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.).

  5. Уважение – -я, ср. Почтительное отношение, основанное на признании чьих-н. достоинств. Достоин уважения кто-н. Питать у. к кому-н. Сделать что-н. из уважения (в знак уважения). Пользоваться общим уважением. Взаимное у.

Средства ИКТ, используемые на уроке: Компьютер, проектор, экран, электронная презентация.

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке: Сказка братьев Бондаренко «Солнечный зайчик», книги: «24 Насреддина», «Классическая басня»

$Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5 -7 минут

1. Работа с высказываниями древних.

$

На слайде записаны высказывания философов, предлагаем ученикам их прочитать и ответить на вопросы:

  • «Лучший путь к добродетели – избегат$ь того, что порицаешь в других»

  • «Не делай другим того, что сам считаешь злом»

  • «Человек для человека должен быть святыней»

  • «Не делай другим того,

что причинило бы боль тебе».

  • «Только добро ведёт к счастью».

Вопросы: Как вы понимаете эти высказывания?

$Сколько лет этим изречениям?

Почему эти высказывания дошли до нас?

Чему учат эти правила? Что их объединяет?

Кому они могли принадлежать? Какое правило человеческих отношений демонстрируют эти высказывания? О них и пойдёт сегодня речь на уроке.

2. Беседа с учащимися

Обращаемся к теме урока. Подберите существительное к прилагательному золотой. Что может быть золотым? Какие значения есть у этого слова?

(«золотые руки», «золота$я голова», «золотые слова», « золотая мысль»)

Как бы вы назвали эти высказывания?

  • Поступай по отношению к другим так,

как ты хотел бы, чтобы поступали

по отношению к тебе.

  • Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.

Действительно это золотые высказывания или так называемое золотое правило нравственности. Так «золотое правило» вошло в жизнь людей и живет уже тысячи лет. И сегодня остается главным правилом доброго человека.

Дайте свою формулировку этого правила.

Самостоятельная работа

Задание №1

Дай свою формулировку «Золотого правила н$равственности»

Познавательные УУД: «Прием информации»

Познав$ательные УУД: анализ и синтез информации.

Общеучебные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

$

10 минут

Работа со словарем Ожегова

На каждой парте словарь, детям необходимо найти и прочитать ключевые слова, выписать значение (жалость, сопереживание, чуткость, осуждение, уважение), затем провести взаимопроверку, уточнить значение слов, составить предложения с использованием этих слов.$

Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».

Общеучебное УУД: смысловое чтение

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся$

Формируемые УУД

10 минут

Раб$ота с притчей.

Работу организовываем в группах.

1 группа

Кто Осёл?”

Один из приятелей пришёл к Афанди в гости, но хозяина не застал. Он рассердился и написал на двери: “Осёл”. Через несколько дней Афанди встретил друга и сказал:

– Ты приходил ко мне, но, к сожалению, меня не было дома.

– Почему ты думаешь, что приходил именно я, а не кто-нибудь другой? – спросил приятель.

– Как же не знать, дорогой! Ведь ты на двери написал своё имя! – воскликнул Афанди.

-Как герой притчи догадался кто к нему приходил?

2 группа

Притча “Мудрый Соломон”.

$“Однажды пришли к Соломону две спорящие женщины и принесли маленького ребенка. Каждая из них утверждала, что этот ребенок её. Чтобы узнать, кто из них лжет, а кто прав, Соломон предложил рассечь ребенка надвое и дать каждой женщине по половине. Конечно, он и не думал убивать ребенка, но сказал это для их испытания. Тогда одна из женщин сказала: “Рубите ребенка; пусть же не будет ни мне, ни тебе!” Другая же закричала: “Лучше отдайте младенца другой, но только же не убивайте его”.

Для выяснения нравственного смысла притчи предлагаем ответить на вопросы – задания:

  • Проанализируйте название при$тчи;

  • Придумайте притче новое, нравоучительное, название;

  • выделите и объясните значение ключевых понятий притчи;

  • придумайте для притчи другое окончание – подумайте, чем она могла бы закончиться

  • выполните рисунок – коллаж, отражающий нравственное содержание притчи;

  • про инсценируйте притчу.

Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувс$твую».

Общеучебные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

$

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

10 минут

Работа с притчами – ответы групп. $Даётся право высказаться всем. В результате групповой деятельности отв$етить на такие вопросы:

  • Повлияло ли мое участие на результат работы всей группы?

  • Я испытывал затруднения в …

  • Что я узнал и чему научился, выполняя данный проект?

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии или работа в малой группе.

$

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

Этапа 5 – 7мин

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

  • Что я узнал сегодня?

  • Почему эта тема меня заинтересовала?

  • Какие трудности у меня возникли при изучении данной темы?

  • Где в повседневной жизни мне пригодятся эти знания?

  • Есть ли у меня уже опыт по данной теме? Какой?$

Формируемые УУД

Домашнее задание$

1подбери пословицы, притчи по теме урока;

2 Напиши синквейн к изученной теме

3 Расспроси своих близких (маму, папу, брата или сестру, бабушку, дедушку) о том, каким принципом они руководствуются в жизни.

Обсуди с ними, близко ли их жизненное правило З.П.Н.

Еще записи

Leave a Comment