Конспект урока по ОРКСЭ Курс «Основы религиозных культур и светской этики» Тема : “Добро и зло” 4 класс

$МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №65” г. Рязани

Учитель: Яшина Людмила Анатольевна

Курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Модуль «Основы светской этики».

Тема урока: «Добро и зло».

Тип урока: комбинированный урок с мультимедийной поддержкой.

Цель: формирование этических и культурных ценностей у школьника.

Задачи:

  • Предм$етные:

    • формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике;

    • формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта;

  • Развивающие:

    • развивать познавательный интерес к предмету;

    • $развивать  коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;

    • развивать логическое мышление, воображение;

    • развивать творческие способности;

  • Воспитательные:

    • формировать положительное отношение к нравственным поступкам;

    • формировать навыки  доброжелательности, уважения к другому человеку, адекватной самооценки;

    • воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру.

Ожидаемые результаты:

$ • умение различать понятия «добро» и «зло»;

побуждение к добрым поступкам;

составление правил доброты;

Формы : фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником, словарная работа.

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.

Оборудование:

  • Мультимедийная презентация.

  • Компьютер, проектор

  • $Учебник  «Основы светской этики», толковый словарь С.И.Ожегова

Ход урока

  1. Организация деятельности учащихся.

В жизни по-разному можно жить –  

Можно в беде, а можно в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

$ Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой, обожженною, солнце достать

$ И подарить его людям.

– Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок и свои улыбки.

  1. Проверка домашнего задания.

1. Как называется наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле?

2. Что означает слово «мораль»?

3. Что означает понятие «культур$а»?

  1. Сообщение темы урока. Постановка цели урока.

– Прочитайте эпиграф на доске и попробуйте определить тему урока.

Эпиграф:

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».

В.О.Ключевский.

-Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить в ходе нашего урока?

– Молодцы!

  1. Подготовка к изучению нового материала.

Тема нашего урока “Добро и зло”.

Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляли на протяжении всей жизни.

$Баллада о Добре и зле (читает подготовленный ученик)

Однажды с добром встретилось зло,

Встречался со злом кто, тому не везло.

$С добром кто встречался, тот вечно был счастлив,

Умен, остроумен и просто удачлив.

И думало зло, что добру точно так же,

Ходить по Земле унижаться и даже

Не делать добра никогда никому,

Но тут вдруг добро прошептало ему:

«В$едь знаешь, что я не такое как ты,

Я жду веселья, а ты ждешь беды.

Я процветаю от детского смеха,

А бить, убивать, это разве потеха?

Откуда взялось ты вообще на Земле?»

А зло, пошатнувшись, сказало: «А мне,

Наплевать, что с другими случится,

Я буду от горя людей веселиться,

Я буду молиться, чтоб кого-то убили,

$Потом посижу, посмеюсь на могиле.

А так, как нас больше — я буду плеваться

$На всех, кто захочет с тобою остаться!»

Добро от такого шатнулось немного:

«Как можно быть злым и ссылаться на Бога,

Просить у него чьей-то смерти, ведь Он

Творец этой жизни – Примите Поклон».

«А мне наплевать на Него не боюсь я,

Его добрых чар, потому что мне грустно,

$ Когда кто-то делает только добро.

Пойду я» — «Иди, но запомни одно –

Нас больше и этим все решено!!!»

– С древних времен считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.

– Как существует добро, так и зло, которое всегда желает помешать добру, навредить.

– Тема добра и зла звучит даже в сказках. И в сказках всегда добро побеждает зло. Мне бы хотелось,$ чтобы на сегодняшнем уроке каждый из вас для себя определил, что такое добро, а что зло.

  1. Работа в группах.

– Как вы понимаете понятие «Добро»?

– Подберите однокоренные слова к слову добро. (Доброта, добрый и др.)

– Что значит добрый человек? Как относятся к нему люди? (ответы детей)

– Сейчас вы поработаете в группах$

– Работая в группах вам необходимо найти определения добра и зла.

Группа 1. Работа с Толковым словарём.

С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».

С.И.Ожегов: «Зло – нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

Гру$ппа 2. Работа с учебником. Что такое добро?

Группа 3. Работа с учебником. Что такое зло?

Группа 4. Какая бывает доброта? Работа с текстом.

(Выступление одного из представителей группы.)

– Почему же добро всегда побеждает над злом? (ответы детей).

VI. Игра “Доскажи словечко”.

Давайте мы немного отдохнем.

$Я прочту вам несколько строк, а ваша задача – досказать подходящее по смыслу доброе слово.

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит: … («добрый день!»)

Растает ледяная глыба

От слова доброго … («спасибо!»)

 Когда бранят за шалости,

Мы говорим: … («прости, пожалуйста!»)

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы: … («спасибо!»)

Доброта – это самое ценное нравственное качество русского народа. 

$VII. Физкультминутка.

Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определите, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопните в ладоши, если злой — закроете лицо ладошками.

  1. $С грядки старушка цветок сорвала

Девочке Жанне его отдала.

В цветке, лепестках есть волшебная сила

Их девочка Женя о чём-то просила

Что надо сказать лепестки обрывая?

Как называется сказка такая?

(«Цветик – семицветик» В.Катаев.

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

$ Через север через юг,

Возвращайся, сделав круг

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.)

  1. Колотил да колотил

По тарелке носом –

Ничего не проглотил

И остался $с носом.

(Сказка «Лиса и журавль»)

  1. Снег валил, клубились тучи

Гнулись сосны до земли

Злые люди в лес дремучий

Сиротинку отвели.

Замолчать заставили

Замерзать оставили.

(Сказка «Морозко»)$

  1. Сейчас потолкуем о книге другой:

Тут синее море, тут берег морской.

Старик вышел к морю

Он невод забросил.

Кого-то поймает и

Что-то попросит.

(А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

  1. Кушай яблочко, мой свет.

Благодарствуй за обед.

Старушоночка сказала,

Поклонилась и пропала.

$(А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне»)

– Молодцы!

– Через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие чувства. Когда мы читаем сказки, смотрим, слушаем, то мы всегда переживаем за наших героев, радуемся за них, когда у них все получается.

$ – В сказках все получается, а вот в жизни не так. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить, учились добру, любви, красоте, радости. Как говорится: “Сказка-ложь, да в ней намёк -добрым молодцам урок”.

  1. Возьмите конверт, достаньте из него карточки и выберите то высказывание, которое считаете самым важным для себя. Объясните, почему вы выбрали именно это высказывание?

  • В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других. (Лев Толстой)

  • Доброта. Вот качество, которое желаю приобрести больше всех других. (Лев Толстой)

  • Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям. (Жан-Жак Руссо)

    $

  • Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе. (Уильям Шекспир)

(комментарии детей)

– Добрый человек никогда не ответит злом на зло. Он найдет в себе силы простить обидчика, и в этом сила доброты.

$VIII. Обобщение и рефлексия.

– Нам всем приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.

1) Помогать людям.

2) Защищать слабого.

3) Делиться последним с другом.

4) Не завидовать.

5) Прощать ошибки другим. (эти правила повесить в классном уголке)

IX. Домашнее задание (по выбору)

а) Подбери пословицы и поговорки о добре и зле.

б) Приготовь сообщение о знаменитых добродетельных людях.

– Сегодняшний урок мне бы хотелось закончить песенкой о дружбе (слова Т. Кал$ининой, музыка В. Бровко). Я попрошу вас всех встать в круг ( если класс большой образовать внутренний и внешний круг). Дети поют песню.

Еще записи

Leave a Comment