Взаимодействие с родителями при изучении курса ОРКСЭ

Потёмкина Татьяна Михайловна,

$учитель русского языка и литературы

МКОУ «Яманская

средняя общеобразовательная школа»

$Крутинского муниципального района

Омской области

Взаимодействие с родителями при изучении курса ОРКСЭ

$Семья, общество, школа – все они играют свою важную роль в поддержке духовного, нравственного и интеллектуального развития ребёнка. В основе такого партнерства лежит доверие и взаимное уважение. Необходимо, чтобы каждый учитель и каждый родитель понимал необходимость участия родителей в работе школы и воспитании детей. Особенно важна такая позиция при изучении предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение данного предмета будет неполноценным и недостаточно эффективным.

Поэтому основн$ой и, наверное, самой сложной задачей при изучении модуля ОМРК для меня стало – привлечение родителей к выполнению домашних заданий совместно с детьми. Первое же домашнее задание «Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье» выявило эту проблему. Получив такую рекомендацию, дети на следующем уроке гордо сказали « я сам всё сделал». Обсудив данную ситуацию с учителями начальных классов, я сделала следующие выводы: к четвёртому классу родители успокаиваются, смирившись или успокоившись успеха$ми своих детей. Многие уже уверены, что ребёнок вполне самостоятельно может справиться с домашними заданиями.$

Введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» предшествовала планомерная подготовительная работа с родителями, но на практике я поняла, что необходима более эффективная и целенаправленная работа с родителями. В учебнике «Основы мировых религиозных культур» (А.Л.Беглова, Е.В. Саплина,, Е.С.Токарева), по которому я работаю, только семь заданий, направляющих ребёнка на работу со взрослыми. Я поставила для себя задачу – разработать дополнительные задания таким образом, чтобы ребёнок не просто спросил, а невольно попросил помощи у родителей.

$

На втором уроке к заданию по теме добавила творческое задание – нарисовать семейную галерею портретов. Каждый член семьи должен был нарисовать портрет кого-нибудь из своих близких. Данную работу можно было сделать и в форме дружеских шаржей. На уроке мы организовали картинную галерею, в которой экскурсоводами стали сами дети. Я сделала фотографии с выступления детей и с благодарственной открыткой и приглашением прийти к нам на урок передала родителям. Таким образом, они невольно стали участниками урока.

$ Следующий шаг – предложила составить для ребят класса совместно с родителями задание или вопрос по изучаемой теме. За правильный ответ семейная команда должна была вручить грамоту учащемуся, первым ответившим на вопрос или справившемуся с заданием. Обязательным условием была подпись «Семья Ивановых». Дополнительно на уроке ребята голосовали за самый лучший вопрос, составленный семейной командой. За вопросы тоже были предусмотрены Благодарственные письма. В итоге, почти все ребята ушли $с наградами, которые с удовольствием показали родителям и добавили в своё портфолио. Грам$оты ребята изготавливали дома с родителями.

При изучении следующей темы в конце занятия предложила ребятам нарисовать то, что больше всего их заинтересовало или удивило на уроке. Домашнее задание было следующее: «Передайте родителям письмо и покажите им ваши рисунки. Расскажите родителям, что вы изобразили на рисунках и почему». Из рисунков мы сделали конверты, в которые я вложила памятку, рекомендованную использовать при работе с родителями:

$Памятка родителям

  • Настройтесь на воспитание, отнеситесь к новому школьному курсу как к дополнительному средст$ву нравственного развития вашего ребенка.

  • Разговаривайте с детьми о том, что они изучили на уроках.

  • Воспитывайте у ребенка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.

  • $Не упускайте время, благоприятное для нравственного воспитания детей.

  • Не забывайте, что никакой учебный курс сам не воспитывает. Главное – ребенок в процессе изучения может приобрести понимание того, насколько важна нравственность для полноценной человеческой жизни.

  • Создавайте в общении и взаимодействии с ребенком воспитывающие ситуации, превращайте возникающие проблемы в нравственные уроки.

Внесл$а коррективы в оценивании домашних заданий. Если за правильные ответы ребята на уроке получают смайлик с записью выполненного задания, то при оценивании домашних заданий использую другой вариант. Ребёнок, выполнявший задание самостоятельно, получает обычный, цветной, смайлик. Ребёнок, выполнявший это же задание с родителями – смайлик в форме ладошки, на которой написано «семейный». Ребята, вклеивая такие смайл$ики в лист самооценки, гордятся таким приобретением. Это, несомненно, стимулирует родителей более активно работать над совместными домашними заданиями. Анализируя работу сродителями и членами семей учеников в рамках учебного предмета ОРКСЭ, хочу отметить преимущество, которое даёт безотметочная система оценивания на уроках ОРКСЭ. Иначе учитель попал бы в затруднительную ситуацию.

В конце четверти пред$ложила родителям ответить на вопросы анкеты:

1. Обсуждаете ли Вы со своим ребёнком темы, изученные на уроках по модулю ОМРК?

2.Выполняете ли вы со своим ребёнком проекты, творческие задания?

$ 3. Какие виды задания вам и вашему ребёнку наиболее интересны?

4. Считаете ли Вы, что Вашему ребёнку полезно изучение курса?$

5. Какие изменения в поведении своего ребёнка вы заметили в ходе и в результате изучения модуля ОМРК?

6. Удовлетворены ли Вы объёмом и содержанием выбранного модуля?

Анализ анкет показал, что выбранны$е мною формы и методы работы с родителями дают положительные результаты. На первые два вопроса все родители ответили утвердительно. Они отметили, что детям на уроках интересно. После каждого урока ребята делятся дома информацией, сразу готовят домашнее задание, рисуют, читают книги. Родители уверены, что содержание курса укрепляет связи родителей со школой, $дети стали больше общаться с родителями, обсуждая услышанное на уроках.

Первые результаты позволяют мне строить планы для дальнейшего взаимодействия с родительским коллективом с целью активного включения родителей в процесс изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики». В реализации данного направления запланировала такие формы как: дни творчества детей и родителей, день открытых дверей, помощь в организации и проведении занятий, совместная творческая работа учащихс$я и родителей по выполнению семейных проектов.

Участие родителей в совместной подготовке к урокам становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

$

$

Список литературы:


1. Основы духовно-нравственной культуры России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений/ [ А.Л. Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А.Ярлыкапов]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.

Еще записи

Leave a Comment