Для чего люди завтракают?

Введение.

$ C самого раннего детства мои мама и бабушка всегда заставляли меня утром завтракать. Я этого очень не любила, а они настаивали на своем. Когда я подросла, то стала задумываться: «А нужно ли нам утром завтракать? Или можно спокойно дожить до обеда?» При обсуждении темы здорового образа жизни на уроках окружающего мира меня заинтересовала информация о том, что правильное питание школьника помогает ему в учебе, влияет на умственные способности.

$ Утро каждого человека начинается одинаково: умыться, одеться, позавтракать. Почти все люди по утрам торопятся, многие опаздывают. Может быть, можно сэкономить драгоценное время? Например, можно отказаться от завтрака. Зачем вообще нужен завтрак перед работой или школой? Зачем родители заставляют нас обязательно позавтракать? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Ответ на свой вопрос я стала искать в книгах, справочниках, интернете.

В связи с этим, я решила провести свое исследование.

Итак тема: «Для чего люди завтракают?»

$ Цель$: Выяснить, для чего люди завтракают.

Для достижения цели определила следующие задачи:

1. Изучить данные по питанию и выяснить, сколько учеников завтракают в школе.

2. Выяснить, завтракают ли дома ученики нашего класса.

3. Убедить ребят в важности завтрака и научить школьников правильно питаться.

Предмет исследования: Важность школьного завтрака в жизни ученика.

Объект исследования: Школьный завтрак.

$

Глава 1.Школьный завтрак. Нужен ли он?

В начале своего исследования я обратилась с вопросом: «Сколько учеников завтракают в гимназии?» к ответственному за питание в нашей гимназии Луценко Елене Геннадьевне.

$

Она сообщила мне следующую информацию.$

В начальной школе получают завтрак 329 учеников,

в среднем звене (5-9 классы) 250 ребят,

а в старших классах завтракают только 60 юношей и девушек.

Следующим этапом в моей работе была беседа со школьным фельдшером Мироненко Натальей Александровной. Мне было интересно узнать, есть ли у нас в гимназии ученики, страдающие заболеваниями желудочно-кишечного тракта. И вот, что она мне рассказала.

Статистика заболеваний, связанных с питанием в нашей школе.

Сахарный диабет – 2

$Гастрит – 34

ДЖВП – 27

Язвенная болезнь – 1

Патология зрения – 113

С 1 группой здоровья – только 28

Я задала ей следующий вопрос: « А влияет ли завтрак на здор$овье учеников?» Наталья Александровна рассказала мне следующее.

Завтрак – это прекрасное начало дня. Он пробуждает $организм утром, запуская метаболические процессы. Завтрак является своеобразным аккумулятором, который заряжает человека энергией на весь день.

Завтрак считается самым важным из дневных приемов пищи. Люди, которые нормально завтракают, чувствуют себя более здоровыми и полными энергии по сравнению с теми, кто завтракает на бегу, либо вообще не завтракает, потому что, как правило, выбирают менее питательные продукты, богатые клетчаткой и содержащие лишь небольшое количество жира.

Что такое завтрак и каким он должен быть?

Завтрак — первый дневной приём пищи.

$Ученые пришли к выводу: дети, которые получают полноценный завтрак, лучше развиваются, более успешны в учебе, у них реже встречаются угнетенные состояния, приступы беспокойства и гиперактивность.

Основные причины для завтрака:

Причина №1. Завтрак заряжает энергией на целый день

Причина №2. Завтрак поднимает настроение

$Причина №3. Завтрак контролирует голод в течение дня

Причина №4. Завтрак улучшает память и внимание

Причина №5. Завтрак спасает от стресса

Причина №6. Завтрак спасает от лишнего веса

Причина №7.Завтрак всей семьей укрепляет отношения

Причина №8$.Завтрак помогает избежать заболевания.

Неправильное питание влечёт за собой развитие таких серьёзных болезней, как ожирение, сахарный диабет, язва и гастрит, сердечно – сосудистые заболевания, почечная недостаточность, булимия, анорексия и дистрофия.

Заболевания, связанные с неправильным питанием

1. Ожирение.$ Возникает из-за неправильного питания, особенностей нервной системы, гормональных сдвигов, малоподвижного образа жизни. Также отпечатывается наследственный фактор. У 30 % ожирение связано с нарушением обмена веществ или с расстройствами эндокринной системы. 70 % систематически переедают.

2. Сахарный диабет. Возникает при переедании, ожирении, неправильного питания и генетической предрасположенности. Также возможно при заболеваниях эндокринной системы: патология щитовидной железы, гипофиза, коры надпочечников. Может возникнуть и на почве осложнений при вирусных заболеваниях (гриппе, вирусе герпеса, вирусном гепатите), панкреатите, опухолях поджелудочной железы.

$3. Язва и гастрит. Гастрит – это воспаление слизистой желудка. В основном из-за неправильного питания страдают школьники. Жалобы могут быть на боль в животе, тошноту, чувство наполненности желудка во время и после еды, отрыжку, запоры, диарею. Гастрит со временем может превратиться в язву. А язва привести к раку желудка.

Для лечения первым делом нужно начать правильно и вовремя пит$аться, соблюдать диету.

4. Сердечно-сосудистые заболевания. Возникают вследствие неправильного образа жизни и неправильного питания. Постепенно засоряются артерий. Её стенки уплотняются и там скопляются жиры, холестерин, начинается атеросклероз и другие сердечно – сосудистые заболевания. Атеросклероз снижает снабжение сердца кровью, лишает кислорода и питательных веществ.

5. Почечная недостаточность. Возникает из-за болезни обмена веществ, неправильного питания, сахарного диабета, хронических или врождённых заболеваний почек, заболевания сосудов, хронического пиелонефрита, врождённой аномал$ии развития почек. Лечением является малобелковая диета с ограничением натрия. Используют отварное мясо и рыбу, блюда готовят без соли, включают фруктовые и овощные соки.

6. Булимия. На русский язык булимия переводится как «волчий город». Наблюдается неправильное питание, повышенный аппетит, вызванный нервными срывами. Поэтому относится к заболеваниям центральной нервной и эндокринной системы. Выявляется резкими присту$пами, сопровождаемыми чувством мучительного голода, болями в эпигастральной области, общей слабостью.

7. Анорексия и дистрофия. Анорексия-отсутствие аппетита, наблюдается у девочек и молодых женщин. Болезнь является следствием нервных срывов и нарушения психики на фоне сверхстрогих диет. Иногда при полном отсутствии питания возникает угроза жизни. Дистрофия -следствие длительного недоедания. При этом нарушается общее состояние организма и$ долго не приходит в норму.

$

Глава 2.Практическая часть

После беседы с фельдшером, я решила провести анкетирование среди учащихся 4-х классов гимназии №1. Для анкеты я выбрала следующие вопросы:

1.Что из еды ты любишь больше всего?

2.Завтракаешь ли ты дома?

3.Сколько раз в день ты ешь?

4.Из чего состоит твой завтрак дома?

5.Часто ли ты ешь всухомятку?$

6.Ты бы хотел правильно питаться?

И вот какие результаты у меня получились.

Что ребята любят больше всего:

$ Мясные продукты – 69%

$ Картошка – 53%

Чай – 23%

Макароны, блины – 21%

Суп – 19%

Бутерброды – 16%

Салат – 15%

Фрукты и овощи – 13%

Каша – 10%

Сладости – 8%

$ Завтракают дома:

$ Регулярно – 75%

Иногда -10%

Никогда – 15%

Сколько раз в день едят:

Один или два – 11%$

Три раза – 50%

Четыре раза – 25%

Пять и более раз – 13%

Из чего состоит завтрак дома?

Ничего не едят – 7%

Пьют только чай – 17%

Едят бутерброд с чаем – 45%

$Получают полноценный завтрак -31%

Часто ли ты ешь в сухомятку?

$Едят в сухомятку – 13%

Не едят в сухомятку – 30%

Иногда едят в сухомятку – 55%

Хотел бы узнать как правильно питаться?

Да – 70%

Нет – 10%

$ Не знают – 20%

Итак, обработав результаты анкетирования, я пришла к следующему выводу:

1.Больше всего любят мясные продукты – 69 %.

2.Регулярно завтракают дома – 75%.

3.Едят три раза в день – 50%.

4.Завтракают бутербродом с чаем – 45%.

5.Иногда едят в сухомятку – 55%.

6.Хотят узнать как правильно питаться – 70%.

$

$

Глава3. Рекомендации по правильному питанию для школьников

Пирамида здорового питания

К составлению полноценного рациона школьника требуется глубокий подход с учетом специфики детского организма. Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание. Напряженная умственная деятельность, непривычная для первоклассников, связана со значительными затратами энергии.

$ Современный школьник, по мнению диетологов, должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо. Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты — источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать не картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свек$лу, лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту). За день школьники должны выпивать не менее одного-полутора литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных соков.

Родители возлагают большие надежды на правильный завтрак — ведь они лично контролируют этот процесс и могут быть абсолютно уверены, что хотя бы раз в день ребенок поел как следует. Однако не все знают, какой завтрак наиболее ценен для школьника.

Помимо сладкого чая, варенья и кондитерских изделий, в утренний завтрак школьников должны обязательно входить хлебобулочные изделия, каши (овсянка зарекомендовала себя лучше всех), макароны, свежие овощи, из фруктов предпочтительны яблоки, богатые клетчаткой и пектином. Это сложные формы углеводов, запас которых необходим ребенку. Остальные углеводы лучше распределить на промежуточные приемы в течение школьного дня: фруктовые напитки, чай, кофе, булочки, печенье, конфеты обеспечат постоянное поступление свежих порций глюкозы в кровь и будут стимулировать умственн$ую активность школьников.

 

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует$
Рекомендации ВОЗ построены по принципу светофора.
Зелёный свет — еда без ограничений — это хлеб грубого помола, цельные крупы и не менее 400 г в сутки овощей и фруктов.
Желтый свет — мясо, рыба, молочные продукты — только обезжиренные и в меньшем количестве, чем «зеленые» продукт$ы.
Красный свет — это продукты, которых нужно остерегаться: сахар, масло, кондитерские изделия. Чем реже вы употребляете такие продукты, тем лучше.  

Полноценное и правильно организованное питание — необходимое условие долгой и полноценной жизни, отсутствия многих заболеваний.

ПРАВИЛА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ:

  1. Ребенок должен есть разнооб$разные пищевые продукты. Ежедневный рацион ребенка должен содержать около 15 наименований разных продуктов питания. В течение недели рацион питания должен включать не менее 30 наименований разных продуктов питания.

  2. Каждый день в рационе питания ребенка должны присутствовать следующие продукты: мясо, сливочное масло, молоко, хлеб, крупы, свежие овощи и фрукты. Ряд продуктов: рыб$а, яйца, сметана, творог и другие кисломолочные продукты, сыр — не обязательно должны входить в рацион питания каждый день, но в течение недели должны присутствовать 2—3 раза обязательно.

  3. Ребенок должен питаться не менее 4 раз в день.
    Учащиеся в первую смену в 7:30—8:30 должны получать завтрак (дома, перед уходом в школу), в 11:00—12:00 — горячий завтрак в школе, в 14:30—15:30 — после окончания занятий — обед в школе (обязательно для учащихся групп продленного дня) или дома, а в 19:00—19:30 — ужин(дома).
    Учащиеся во вторую смену в 8:00—8:30 должны получать завтрак (дома), в 12:30—13:00 — обед (дома, перед уходом в школу), в 16:00—16:30 — горячее питание в школе (полдник), в 19:30- 20:00-ужин (дома).

  4. Следует употреблять йодированную соль.

  5. В межсезонье (осень — зима, зима — весна) ребенок должен получать витаминно-минеральные комплексы,$ рекомендованные для детей соответствующего возраста.

  6. Для обогащения рациона питания школьника витамином «С» рекомендуем обеспечить ежедневный прием отвара шиповника.

  7. Прием пищи должен проходить в спокойной обстановке.

  8. Если у ребенка имеет место дефицит или избыток массы тела (эти сведения можно получить у медицинского работника школы), $необходима консультация врача, так как в этом случае рацион питания ребенка должен быть скорректирован с учетом степени отклонения физического развития от нормы.

  9. Рацион питания школьника, занимающегося спортом, должен быть скорректирован с учетом объема физической нагрузки.  

Рекомендуется употреблять пищу, состоящую на 15 −20% из белков, на 20 −30% из жиров, на 50- 55% из углеводов, содержащихся в овощах, фруктах, злаках, орехах.$

Заключение.$

После проведения своего исследования по теме, я поняла, для чего люди завтракают. В ходе выполнения своей работы, решила следующие задачи:

1. Изучила данные по питанию и выяснила сколько учеников завтракают в школе.

$ 2. Провела анкетирование и выяснила, завтракают ли дома ученики 4-х классов.

3. Провела беседу среди одноклассников и убедила ребят в важности завтрака.

Также я могу сделать слудующие выводы:

$1. Принятие школьного завтрака способствует лучшей успеваемости ребенка в школе.

2. Завтраки – это лучшее начало дня.

3. Завтрак делает людей счастливее.

Считаю, что необходимо:

$1.Рекомендовать родителям и детям осуществлять два завтрака.

2.Обратить внимание родителей на родительском собрании на недостаточное здоровое питание детей.

3.Собрать группу ребят и пройти по классам с беседой «Нужен ли нам школьный завтрак?» использовав результаты моей практической части.

$ Таким образом, сли мы научимся с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то наше поколение будет более здоровым.

Литература.

1. Скурихин И. М., Шатерникова В. А. «Основы рационального питания. Как правильно питаться», М.: «Медицина», 1986
2. Змановский Ю. Ф. «Воспитаем детей здоровыми», М.: «Медицина», 1989
3. Коростылёв Н. Б. «Воспитание здорового школьника», М.: «Просвещение», 1986
4. Популярная медицинская энциклопедия. Гл. ред. Б. В. Петровский. М.: «Советская энциклопедия», 1987
5. Шалимов С.А. «Книга о вкусной и здоровой пище.» Киев,1985

$

17

Еще записи

Leave a Comment