ФГОС: изменения в деятельности участников образовательного процесса

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Торопца

$ «ФГОС: изменения в деятель$ности участников образовательного процесса»

ПОЛЕВКОВА НИНА ИВАНОВНА,

учитель начальных классов

ФГОС: изменения в деятельности участников образовательного процесса.

Образовательные стандарты, вошедшие в систему нормативно-правового обеспече$ния развития школьного образования на основе Закона Российской Федерации об образовании, рассматриваются сегодня как средство обеспечения стабильности качества образования, его постоянного развития, связанного с изменяющимися сегодня запросами личности и семьи, ожиданиями общества и требованиями государства в сфере образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ;

2) условия$м реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

$ 3) результатам освоения основных образовательных программ.

Такие требования предполагают серьезное обновление содержания образования, процедуры оценки результатов и, конечно, изменения в деятельности всех участников образовательного процесса.

– Изменения происходят в деятельности педагога;

– Изменения в деятельности обучающихся;

– Изменения во взаимодействиях между педагогами;

– Измен$ения во взаимодействии педагогов с родителями обучающихся .

Изменения в деятельности педагога в связи с введением ФГОС.

В ФГОС говорится о см$ене образовательной парадигмы. Цель образования – не только передача суммы знаний, а развитие личности учащихся средствами предмета на основе усвоения способов деятельности. А если попытаться все возрастающие знания современного мира впихнуть в голову ученика. То получится та картина, которую вы видите. ( слайд )

Цел$ь школы – не только знания, а умение их добывать и ими пользоваться.

Новый стандарт нацелен не только на предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.), но и предполагает важность метапредметных результатов (способов деятельности, применимых как в ра$мках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях), а также личностных результатов (системы ценностных ориентаций, интересов, мотивации и т.п.).

Исходя из этого, главная цель учителя на уроке: организовать деятельность детей по поиску и обработки информации, по обобщению способов действ$ия, по постановке учебной задачи , по составлению плана урока в целом и т.д.

Для формирования основных задач своей педагогической деятельности, чтобы повысить интерес ребенка к учебе, опираюсь на главную цель Образовательной системы «Школа 2100», – помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в Жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких, что соответствует требованиям ФГОС НОО.

Урок в Образовательной с$истеме «Школа 2100» предполагает использование определённых образовательных технологий, которые близки и понятны мне:

  • Технологию проблемно – диалогического обучения;

  • Технологию продуктивного чтения;

  • Технологию оценивания.

$ Технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет учащимся самостоятельно открывать знания.

Технология продуктивного чтения. Такие приемы работы с текстом, как диалог с автором и комментированное чтение позволяют прочитать скрытый авторский смысл. Ученики на каждом уроке встречаются с различными видами информации, которые помогают им проникнуть в ту или иную наук$у, сферу окружающего мира. Прежде необх$одимо научить вычитывать, находить важное, осмыслить и добиться точности понимания текста.

Третья технология оценки учебных достижений учащихся создает комфортные условия на уроках, так как включает каждого ученика в процесс оценки собственной деятельности (самооценка).

Данная технология помогает ребятам анализировать результат своей работы, оценивать, что получается хорошо, что требует особого внимания.

Хорошая методическая оснащенность дает $мне возможность, использовать данные технологии уже на первых этапах обучения. Ещё одним существенным моментом является то, что в основу учебников «Школа 2100» заложен принцип «минимакса», который позволяет построить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика, а также легко скорректировать работу в зависимости от своеобразия класса.

Работая в данной системе, я большое внимание уделяю технологии проблемного диалога, т. к. на уроках в начальной школе и без того много времени уделяется репродуктивной деятельности (уроки закрепления знаний) и необходимо уроки изучения нового материала $использовать для развития учащихся.

Проблемно – диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. В сложном прилагательном « проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два этапа: $постановка учебной проблемы и поиск решения.

Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально – организов$анного учителем диалога.

Попробуем сравнить основные этапы традиционного урока (ТУ) и урока с проблемным диалогом (ПДО)

Чем они похожи? Оба урока преследуют одну цель – усвоение новых знаний. На этом их сходство и заканчивается.

В чем же их отличие? На ТУ д/з проверяет учитель, а на ПДО учащиеся самостоятельно прим$еняют свои знания на этапе актуализации. На ТУ учитель сам объявляет и объясняет тему урока, а на ПДО учитель создает проблемную ситуацию и учащиеся самостоятельно формулируют проблему (как вопрос или как тему урока), потом ищут самостоятельно или под руководством учителя решение проблемы. На ТУ учащиеся закрепляют знания, полученные на уроке, а на ПДО учащиеся сначала выражают материал в доступной и понятной им форме и только потом применяют знания на практике.

Таким образом, на традиционном уроке при введении знаний ребя$та слушали учителя, следили за его мыслью, а на этапе воспроизведения запоминали готовое определение (правило). Учебная деятельность -репродуктивная. На проблемном уроке при введении материала школьники думали, анализировали, рассуждали, а на этапе воспроизведения делали вывод своими словами. Такая учебная деятельн$ость – творческая.

– На каком уроке ребятам не было скучно?

-На каком из уроков ребята больше думали, говорили?

– На каком уроке учащиеся обретают творческие способности?

-Где отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют иниц$иативу?

– На каком уроке лучше усваивается материал: на том, где получили готовенькое и выучили или на том, где открыли сами и выразили по своему? Разумеется ответ один – на проблемном уроке.$

В конечном счете, проблемный урок обеспечивает тройной эффект: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей и воспитание активной личности. На традиционном уроке тоже развиваются и мышление, и речь, но вяло, творческие способности вообще не проявляются, а личность складывается пассивная.

Рассмотрим пример из урока обучение грамоте, постановка учебной проблемы:

Посмотрите на знакомые нам схемы-«человечки» $в «Букваре» на с. 80, которые держатся за руки. Что мы можем про них сказать?

(Эти буквы обозначают глухие согласные звуки [т], [т’], [к], [к’], [с], [c’], [п], [п’].)

$

Дайте характеристику этим звукам. Нарисуйте им башмачки и шляпки.

А почему один «человечек» стоит в стороне и держит восклиц$ательный знак?

Какой вопрос возникает?

На это вопрос нам надо ответить на сегодняшнем уроке.

Давайте составим план.

$ Составление плана урока.

План (примерный)

  1. Знакомство с новой буквой. В чём её особенность?

  2. Письмо букв, слогов и слов.

  3. $Чтение слогов и слов.

  4. Работа с предложением.

  5. Запись текста.

  6. $ Работа с текстом.

Что мы сейчас сделали? (Спланировали свою работу.)

ПДО вызывает интерес у школьников к новому материалу, бескорыстную познавательную мотивацию, достигается подлинное понимание материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался лично.

Данная технология является – результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей$ младших школьников, воспитание активной личности обучающихся.

Можно отметить и высокий уровень мотивации учеников, полную хорошую адаптацию к школе, потому что эта технология еще и здоровьесберегающая, т.к. позволяет снижать нервно-психические нагрузк$и учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и интереса.

Данную технологию я использую на всех уроках, начиная с 1 класса,т. к. она носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

Работа в ОС « ШКОЛА 2100» позволяет мне продуктивно работать при введении ФГОС НОО, т. к. используемые мной технологии развивают все универсальные учебные действия: регулятивные, коммуникативные, познавательные, $личностные.

Алгоритм подготовки проблемно-диалогического урока:

1. Определить место урока в системе (программа) и тип урока.

2. Чтение материала в учебнике (содержательный план).

$

3. Определение целей по линиям развития.

4. Определение уровней минимума (стандарт) и максимума (предложение «Школа 2100»).

5. Разработка проблемной ситуации.

6. Выбор вопросов для актуализации знаний.

$ 7. Составление предполагаемого диалога (побуждающего, подводящего).

8. Выбор формы работы (индивидуальная, в паре, в группе).

9. Подбор заданий для этапа применения знаний (система упражнений по уровням и по развитию УУД).$

10. Обсуждение вопросов для рефлексии.

$ 11. Подготовка домашнего задания (возможна дифференциация по уровням).

Помощью для учителя является наличие технологии на развороте учебника, что даёт возможность чётко работать по названной структуре, удобно объяснять родителям; сами дети со временем присваивают себе алгоритм работы и используют его при самостоятельной деятельности.

Изменения в деятельности обучающихся

В связи с тем, что уроки учитель проводит используя, р$азличные технологии, соответственно и меняется деятельность учащихся, как было сказано выше, дети самостоятельно ищут решение поставленных задач, планируют свою деятельность, ищут и обрабатывают информацию, обобщают способы действия. Учителем формиру$ется адекватная самооценка детей. Дети учатся самоконтролю и самооценке.

Очень важно ученика научить учиться. Образование, прежде всего формирование готовности к самостоятельному познанию, становится ключом к успешному развитию. Поэтому в первые же дни 1-го класса необходимо выстроить систему обучения ребенка самостоятельной работе (индивидуальную, парную, групповую). Для этого на каждом уроке необходимо уделить несколько минут (2–5) для выпо$лнения самостоятельной работы, постепенно увеличивая это время. Любая самостоятельная работа должна быть подготовлена и проверена. В развороте любого учебника можно найти: столбик слогов, картинку, знаки, которые подойдут для обучения детей самостоятельности. Самостоят$ельная работа должна быть доступна каждому ребенку, дифференцирована. Каждая работа должна включать этап проверки.

Начиная с 1 класса необходимо проводить групповую, парную, индивидуальную работу. А как результат учебной деятельности, не только предметные результаты, но и личностные, и метапредметные, создание портфолио учащихся, где идет учет динамики результатов обучения относительно самих себя.

Изменения во взаимодействии педагогов с родителями обучающихся.

$ Родители обучающихся должны стать активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание внеурочной деятельности, помогать в организации внеучебной деятельности класса и принимать в них участие, осуществляется совместная проектная деяте$льность учитель – родитель – ученик.

Расширилось информационное взаимодействие родитель-учитель, не только по телефону, в ходе родительского собрания или при личной встречи, но и взаимодействие в информационном пространстве Интернета( сайт школы, эле$ктронная почта, печатная продукция «Буклет»).

Изменения во взаимодействии между педагогами.

Изменения в работе педагогов первых классов, повлекло за собой более тесный контакт между учителями с целью обмена опытом, для получения необходимых консультаций.

Я работаю в тесном контакте с психологом школы, учителями-предметниками, воспитателем ГПД, педагогом-организатором, заведующей кабинетом здоровья, социальным педагогом. $

Мы проводим тестирования и анкетирование детей, начиная с предшкольной подготовки. Предметом исследования является готовность к школьному обучению (выявление проблемных областей), составляем карту здоровья первоклассников, проводим тесты по адаптации учащихся к школьной жизни$, измерение самооценки младших школьников проводим в начале и конце года, диагностические исследования особенностей развития познавательной и физической сферы.

Я считаю, что системная диагностика является фактором управления качества обучения только при условии, если оно обеспечивает объективную информацию о состоянии и результатах педагогического процесса. Прогнозируя ход педагогического процесса в своей работе, планирую коррекцию трудностей учащихся, анали$зирую результаты педагогического мониторинга, используя различные методы, приёмы и средства обучения и воспитания.

И в заключении хочется сказать, я глубоко уверена в том, что каждый урок должен приносить детям не только знания, но и радость познания и общения, должен помогать вырабатывать чувство уверенности в себе, укреплять веру в успех.

$Литература:

1. «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», М., Просвещение, 2010.

2. Примерная основная образователь$ная программа « Образовательная программа 2100» М . Баласс 2011

3. «Реализация Федерального государственного образовательного стандарта» – пособие для учителей 1-го класса, М., Баласс,2011

4. Образовательные технологии .Сборник материалов . М.,Баласс 2010 г

5. Е.Л. Мельникова «Технология проблемного диалога» М ., Баласс 2008 г

6. А.В. Миронов « Окружающий мир» в начальной школе: как реализовать ФГОС Пособие для учителя М ., Баласс 2011 г

$7. Журнал « Управление начальной школой» , № 8 /2011 г

Еще записи

Leave a Comment