Формирование исследовательских компетенций учащихся на уроках истории и обществознания в условиях профильного обучения

Формирование исследовательских компетенций учащихся на уроках истории и обществознания в условиях профильного обучения.

$Согласно концепции модернизации российского образования, профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Следует учесть, что в последнее время изменились требования к качеству трудовых ресурсов, диктуемые постиндустриальным обществом. Растущие информационные потоки требуют не исполнителей узкой специализации, а специалистов с базовым уровнем образованности, способности переключаться с одного вида деятельности на другой, обширными$ коммуникативными умениями навыками. Современное образование на воспитание человека, постоянно совершенствующего свои знания, умеющего и желающего переучиваться. Указанная цель может быть реализована при условии активного внедрения в$ образовательный процесс современных педагогических технологий, к которым относится технология исследовательского обучения. Данная технология, на мой взгляд, в большей мере, чем другие, отвечает требованиям профильного обучения, т.к. побуждает учащихся проявлять свои способности:

- к осмыслению своей деятельности;

- к целеполаганию;

- к самообразованию и самоорганизации;

- к систематизированию, интеграции и обобщению информации из разных источников;

$- к решению учебных и социальных проблем.

Многие учителя за основу своей работы взяли именно исследовательскую деятельность и в основном она спроецирована на одаренных детей, но я с этим не согласна и прежде всего ориентиром для меня являются слова Андрея Викторовича Хуторского «Каждый человек имеет дар. Одаренность – качество любого ученика. Другой вопрос – в чем и насколько проявляется одаренность – в интеллекте, чувствах, нравственности или других человеческих проявлениях» Я работаю не с избранными, я работаю со всеми и хочу, чтобы каждый из них чувствовал себя нужным, смог смело за$явить о себе и стать успешным человеком. Цель: достижение высоких результатов обучения на уроках и во внеурочной деятельности. Чтобы достичь цели, нужно:

- произвести отбор содержания для осуществления исследовательской деятельности (в исторической науке, очень много пробелов, спорных фактов и мало изученных тем – они и становятся объектом исследования, в основном мы исследуем роль личности в истории)

-выбрать соответствующие технологии (технология исследовательского обучения, информационно – коммуникативные технологии, технология проблемного обучения, технология критического мышления)

$- выбрать метод диагностики для отслеживания результатов (результаты ЕГЭ и ГИА, участие в олимпиадах, конкурсах и конференциях различного уровня, достижение социального успеха учащимися)

Однако, прежде всего, нужно выяснить, а что такое исследовательская компетентность? Исследовательские компетенции – способности и умения, связанные с ана$лизом и оценкой ситуаций:

- умение правильно формировать цель исследования

- умение выдвигать и обосновывать гипотезу

$- умение находить эффективные методы решения проблемы

- умение делать выводы

- умение публично представлять результаты своей работы

Для формирования заданных компетенций я использую эвристические методы обучения.

В рамках урока осуществляю - индивидуальное, групповое, парное обучение. В рамках внеурочн$ой деятельности - кружок, факультативы, экскурсии.

Пример группового обучения - урок истории по теме: «Становление древнерусского государства» (10 класс)

Цель урока: проследить основные этапы становления древнерусского государства.

Проблемное задание: Официальная дата образования древнерусского государства – 882 год, однако некоторые историки называют более позднюю дату. Установите, когда было $окончательно оформлено древнерусское государство? Однако, прежде вспомним какой источник является основным по изучению истории древнерусского государства? (Повесть временных лет)

- Предлагаю для решения проблемного задания использовать именно этот документ.

- Чтобы говорить о формировании государственности мы должны точно знать, что такое государство?

- Как вы думаете, что такое государство?

$- Назовите основные признаки государства? (на доске)

-Заметьте, что только при наличии этих пяти признаков можно говорить о наличии государства

Таким образом, по Повести временных лет, мы проследим становление государственности у восточных славян в периоды правления первых русских князей: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга.

$

В результате вы должны будете заполнить таблицу: В результате вы должны будете заполнить таблицу:

Князь

$Годы правления

Признаки государства

$

Рюрик

862 - 879

1. Наличие территории и населения

$2. Публичная власть

Олег

879-912

1.Наличие территории и населения

2. Публичная власть

Игорь

912-945

1.Наличие терри$тории и населения

2. Публичная власть

Ольга

945-962

1. Наличие территории и населения

2. Суверенитет публичной власти

3. Единая система законов

4. Единая система на$логообложения

5. Применение мер принуждения

Работа по группам:

$1 группа – Отслеживаете признаки государства в период правления Рюрика

2 группа – правление Олега

3 группа – правление Игоря

4 группа – правление Ольги

Вывод: государство было оформлено в период правления Ольги, т.к. основные признаки государства прослеживаются именно в эти хронологические рамки.

Урок по теме: «Борис Годунов – первый выборный$ царь» (10 класс)

Работа проводится по той же схеме. Однако здесь будет некоторые существенные отличие от первого.

Цель: Выяснить обстоятельства избрания первого выборного царя

Проблема: Борис Годунов – мудрый государственный деятель или преступник на трон$е?

- Вспомните дату избрания Бориса Годунова на царствие (1598 год)

- Как вы считаете, Годунов был законно избран на трон?

- Как вы думаете, что поможет нам более объективно ответить на этот вопрос? (историографический анализ)

- Таким образом, выдвинута гипотеза.

- Что такое историография?

- Назовите этапы историографии?

$ А теперь, исходя из определения историографии и этапов историографии, попробуйте определить задачи своей работы?

Задачи исследования:

1)рассмотреть личность Бориса Годунова в исторических сочинениях дореволюционного периода;

$2) дать оценку деятельности Бориса Годунова в советской историографии;

3)проанализировать взгляды современных авторов на личность и деятельность Бориса Годунова.

Далее работа по группам. Учащиеся работают с монографиями историков, с летописями и хронографами. В результате заполняют таблицу.

Отличия по сравнению с первым фрагментом:

1)в первом случае – историческое исследова$ние, во втором историографическое исследование.

2) учащиеся сами формировали цель и задачи исследования, выдвинули гипотезу (это одна из основных исследовательских компетенций).

Post Comment