Формирование ВПД, как начальный этап развития произвольного поведения

Формирование ВПД, как начальный этап развития произвольного поведения.

Внутренний пл$ан действий – это фундаментальная интеллектуальная способность, которая серьёзно влияет на развитие познавательной и личной сфер младшего школьника. Это способность во многом определяет успешность обуче$ния. Она позволяет планировать и осознавать собственные действия до начала их совершения.

В младшем школьном возрасте ребёнок становится способным прогнозировать и контролировать собственные действия до момента их совершения. Это очень важно для решения математических и орфографических задач, при написании изложений, сочинений, а также совершении любых други$х действий.

В своём учении о поэтапном формировании умственного действия Гальперин П.Я. утверждает, что действие имеет, с точки зрения психологии, следующие формы: материальную (внешнюю) и умственную ( внутреннюю). Преобразование внешне$го действия во внутреннее происходит по этапам:

1) материальное (предметное) действие;

2) действие в громкой речи (чтобы все слышали);

3) действие в тихой речи (для соседа);

4) действие в тихой речи (для себя);

5) действие в «скрытой» речи, во внутренней, которое и есть умственное действие во внутреннем плане.

Формирование ВПД позволяет развивать способность к самостоятельной организации и регуляции деятельности.

Психологи указывают, что самоорганизация и саморегуляци$я учения обеспечиваются контрольной частью учебной деятельности и именно с формирования самоконтроля рационально начинать процесс постепенной передачи учащимся элементов деятельности для самостоятельного осуществления.

Действие самоконтроля рассматривается как необходимое условие успешного обучения ( Гуткина Н.И.), подчёркивается его значение для предупрежден$ия психологических перегрузок, повышенной утомляемости.

Умение поэтапно планировать свои действия до выполнения этих действий позволит развить контроль за собственными действиями и умение регулировать свои действия ( поведение).

ВПД имеет сложную структуру, в которую входит целый ря$д элементов. Успешное развитее каждого элемента создаёт условие для развития ВПД в целом.

К структурным элементам ВПД мы о$тносим:

1) анализ условий;

2) собственно планирование;

3) умение следовать идеальному плану в процессе его реализации;

4) умение объяснить в развёрнутой речевой форме результат действий;

5) умение использовать усвоенные действия в новых условиях.

Формирование ВПД носит поэтапный характер. На уроках обу$чения грамоте и русского языка было постепенно введено комментирование, которое соответствует 2 и 3 этапу формирования внутреннего действия по Гальперину П.Я.

« Развёрнутое высказывание при разборе слов, по мере овладения техникой $разбора, проявляет естественную тенденцию к сокращению; в сознании учащихся выделяются и закрепляются некоторые опорные пункты, которые служат основой для успешного выполнения того же действия сокращённым способом ».( « Предупреждение ошибок в письме учащихся 2 класса.» М., 1954 г.)

Внешнеречевое рассуждение о действиях по правилу постепенно сокращается и переходит в план внутренней речи . Ускоряют течение мыслей о правилах при письме , и во внутренней речи остаются уже не слова , а «обрывки» слов, намёки $на слова , которые служат опорой мышления. ( Соколов А. Н. «Внутренняя речь и мышление.» , М., 1968 г.)

На уроках математики были использованы структурные элементы ВПД. Поэтапный характер формирования ВПД можно использовать при $решении текстовых задач:

1 этап. Цель: анализ текстовых задач.

Задачи этапа:

1) научить выделять существенные элементы задачи, устанавливать связи между ними;

2) обучить общему способу анализа задач;

3) развивать умение анализировать задачу в развёрнутой речевой форме.

Ход работы.

– На уроке ученики знакомятся с составными элементами задачи: условие, вопрос, данные, сюжет, решение, ответ.

Далее необходимо предположить потренироваться $в выделении составных элементов задачи.

– Да$лее необходимо сформировать умение выделять основной математический смысл задачи. Для этого необходимо научить детей сокращать текст задачи до полного исключения из него всех необходимых слов.

В ходе работы ученикам можно предложить задачи, в которых заведомо находятся слова, не влияющие на её математический смысл.

На протяжении следующих ур$оков необходимо работать над формированием умения проводить общий анализ задачи и строить схему решения задач. Для совершенствования данного умения можно использовать следующие приёмы:

– фронтальная работа учителя с учениками;

– самостоятельное дополнение схемы решения;

– составление задач по схеме, условию;

– самостоятельный анализ учащимися задач у доски и оценка правильного анализа другими учениками;

– анализ задач$и в парах с взаимопроверкой.

Следующим направлением в работе должно быть выделение существенных и несущественных признаков в задаче. Для этого можно использовать приём изменения одной из частей задачи при сох$ранении в первоначальном виде других. Данный приём позволит учащимся осознать, как изменяется решение задачи при изменении какого – либо элемента и в каких случаях такое изменение происходит, в каких нет.

Речь$ идёт о заданиях, в которых:

а) изменяется вопрос при неизменном условии;

б) изменяется условие при неизменном вопросе;

в) изменяются числовые данные при неизменных математических отношениях условия и вопроса.

В ходе проведённой работы дети должны убедиться в следующем:

– среди составных элементов задачи существуют такие математические отношения , которые в ходе преобразования задачи могут влиять на изменение других её составных элементов$; есть элементы задачи ( числовые данные), изменение которых не влечёт за собой изменение других;

– если при изменении одного элемента в задаче происходит изменение в других элементах задачи, то задача превращается в новую;

– если изменения одного элемента не приводят к изменению других, а задача не превращается в новую , можно говорить о данном элементе как о несущественном.

$

2 этап. Цель: составление плана решения задачи.

Задачи этапа:

– формировать умение осуществлять целостное планирование;

– повысить степень самостоятельности действий на этапе планирования решения задачи;

– совершенство$вать действия по анализу задачи, способствовать переводу указанного действия с громкоречевого этапа на этап умственного развития;

На данном этапе рекомендуется использовать следующие виды упражнений:

– решение несложных задач, имеющих несколько верных решений ( цель данного задания – спланировать разные варианты решения);

– составление несложных задач по заданным параметрам (условие, вопрос, чи$словые данные, сюжет);

– решение цепочки усложняющихся задач (с добавлением данных в условие происходит увеличение действий в решении);

– решение задач, где результат можно достичь с помощью большего или меньшего количества действий;

– использование групповой формы работы с разделением функции (построение и реализ$ация плана между учениками);

– изменение недоопределённых, переопределённых задач, построе$ние плана решения.

Н.р. 1з. В автобусе ехало 10 пассажиров. На остановке вышли 4 человека. Сколько пассажиров осталось в автобусе?

2з. В автобусе ехало 10 пассажиров. На остановке вышли 4 женщины и 2 ребёнка. Сколько пассажиров осталось в авто$бусе?

3з. В автобусе ехало 10 пассажиров. На остановке вышли 4 женщины и 2 ребёнка, и 3 человека вошли. Сколько пассажиров осталось в автобусе?

3 этап. Цель: формирование умения следовать идеальному плану решения в процессе его реализации.

Задачи этапа:

– продолжить работу по совершенствованию такого осознанного умственного действия, как планирование;

– формировать умение соотносить реальные действия с идеальной моделью действий;

– продолжить работу над совершенствование$м такого умственного действия, как анализ.

На этом этапе следует использовать приёмы, что и на предыдущем. В качестве основного приёма могут выступать задания с допущенными ошибками.

Н.р. В мяч играли 5 девочек и 7 мальчиков. Для игры они разделились на две команды поровну. Сколько детей в каждой команде?

1) 5+6= 11 (д.) – всего

2) 11 – 2 = 9 (д.)

$

Ответ: в каждой команде по 9 детей.

1) Детям даётся задание в парах проанализировать зад$ачу.(1ч.- анализирует, 2ч.- строит схему решения).

2) Далее осуществляется проверка с работой у доски. Ученик составляет план решения.

3) Проводится проверка, сравнение решения задачи на доске и решение задачи детьми. Определяются ошибки в числовых данных, в выборе действия, в ответе.

Умение объяснять способ решения в развёрнутой речевой форме может формироваться на всех этапах рабо$ты.

4 этап. Цель: формирование умения использовать освоенные действия в новых условиях.

Задачи этапа:

– формировать у детей умение осуществлять осознанный самостоятельный перенос освоенных действий в новые условия;

– дальнейше$е повышение активности ребёнка посредством совершенствования анализа задач, планирования решения, умения следовать идеальному плану, умения объяснять в развёрнутой речевой форме результат.

С целью решения указанных задач можно использовать следующие приёмы:

– классификация задач по признакам сходства сюжета, условия, вопроса, способа решения, данных;

– составление задач, похожих на данную по способу решения, условию, вопросу, сюжету и числовым данным, по нескольки$м признакам одновременно.

При выполнении заданий на классификацию задач необходимо строить работу следующим образом. Предложите ученикам решить несколько задач. На доске и в тетрадях фиксируется краткая запись, решение и ответ. Это даёт возможность сравнивать задачи между собой с опорой на их наглядное отображение. После сравнения$ задач по их составным элементам и выделения признаков сходства задачи должны быть разделены на группы.

После закрепления умения кл$ассифицировать задачи ученикам можно предложить задания на составление задач, похожих на данную одним или несколькими составными элементами.

Стоит отметить, что предложенная система формирования ВПД у младших школьников может бы$ть использована как непосредственно на уроках, так и во внеклассной работе.

Работу выполнила:

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 65» с углублённым

изучением английского языка г.Перми

Тютрюмова А.А.

Еще записи

Leave a Comment