Инструкции для детей и вожатых

$

$

1. ЯДОВИТЫЕ РАСТЕНИЯ И ГРИБЫ НЕЛЬЗЯ ТРОГАТЬ, НЮХАТЬ, ПР$ОБОВАТЬ НА ВКУС, ОБЯЗАТЕЛЬНО МЫТЬ РУКИ ПОСЛЕ ПРОГУЛКИ.

2. ЗМЕИ (СТЕПНАЯ И РЕЧНАЯ ГАДЮКА) ЗМЕИ НИКОГДА ПЕРВЫМИ НЕ НАПАДАЮТ, ОБОЙДИ ИХ СТОРОНОЙ.

3. ЭНЦЕФАЛИТНЫЙ КЛЕЩ ПРОВЕРЯТЬ КОЖНЫЕ СКЛАДКИ НА ТЕЛЕ ПОСЛЕ ПРОГУЛКИ, ДЛЯ ИЗВЛЕЧЕНИЯ КАПНУТЬ МАСЛОМ, ГЕЛЕМ, ПАСТОЙ, ОБРАТИТЬСЯ К ВРАЧАМ.

4. МАЛЯРИЙНЫЙ КОМАР В НАШЕЙ МЕСТНОСТИ ЗАМЕЧЕН НЕ БЫЛ.

$5. БЫСТРОЕ ТЕЧЕНИЕ И ХОЛОДНАЯ ВОДА ОПАСНОСТЬ СУДОРОГИ НОГ И СОМОВ-ЛЮДОЕДОВ.

6. ПОСТОРОННИЕ ЛЮДИ НЕ БРАТЬ НИЧЕГО ОТ ЧУЖИХ, СООБЩАТЬ МИЛИЦИИ О ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ НЕЗНАКОМЦАХ И ПРЕДМЕТАХ.

$

1. НЕ ВЫХОДИТЬ ЗА ТЕРРИТОРИЮ ЛАГЕРЯ БЕЗ ВЗРОСЛЫХ.

2. НЕ ТРОГАТЬ РУКАМИ НЕЗНАКОМЫЕ РАСТЕНИЯ $И ГРИБЫ.

3. ОБХОДИТЬ СТОРОНОЙ ЗМЕЙ И ПАУКОВ.

4. ОСТОРОЖНО ОБРАЩАТЬСЯ С ОГНЁМ В ЛЕСУ.

5. БЫТЬ БДИТЕЛЬНЫМ С НЕЗНАКОМЫМИ ЛЮДЬМИ И ПОДОЗРИТЕЛЬНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ.$

6. НЕ КУПАТЬСЯ В РЕКЕ БЕЗ НАБЛЮДЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ.

7. ПРИ КУПАНИИ В РЕКЕ ПОМНИТЬ О СИЛЬНОМ ТЕЧЕНИИ, ЯМАХ И СОМАХ-УБИЙЦАХ.

8. ГОТОВЯСЬ К ПРОГУЛКЕ В ЛЕС, НАДЕВАЙ ЗАЩИТНУЮ ОДЕЖДУ И ГОЛОВНОЙ УБОР.

ПОДГОТОВКА К ПОХОДУ

Для организации подобного$ рода мероприятия необходимо для себя прояснить, с какой целью оно планируется: с целью ознакомления детей с окружающей средой или же развития навыков выживания и адаптации в природной среде.

В первом случае достаточно обойтись двух- или трехчасовой прогулкой за пределами лагерной территории. Ребята совершают прогулку в лес, собирают материалы для поделок, гербария, наблюдают за жизнью насекомых, знакомятся с растениями разных видов и$ т.п. Конечно же не обходится без игр (например, игра в прятки) и маленьких соревнований.

Например, прогулка проходит по еловому лесу. За определенное время кто больше соберет в корзину шишек (командная игра). Выло$жить из желудей свое имя и т. п. Кульминационным моментом мероприятия может стать сюрприз. В конце прогулки ребята «набредают на чудо-дерево», на ветках которого в бумажных пакетиках висит «сухой паек» – бутерброды, фрукты, сладости. Об этом сюрпризе конечно же надо позаботиться заблаговременно.

Если прогулка проводится в первой половине дня, в вечернее время, после того, как дети отдохнут, можно собраться всем вместе и побеседовать, поделиться своими наблюдениями и впечатлениями. В разговоре с ребятами вожатый ср$азу для себя выяснит, была ли прогулка для ребенка просто развлечением, обычным ничего для него не значащим времяпровождением или же носила познавательный характер. Вопросы могут быть примерно такого плана:

1. Твои действия во время прогулки?

$ Предполагаемый ответ: смотрел по сторонам; разговаривал с товарищем; внимательно слушал рассказ вожатого; наблюдал за жизнью леса, прислушивался к ветру, гудящему в стволах; к шелесту листвы, пению птиц и т.п.

2. Можешь ли ты вспомнить, чем пахнет лес?

Предполагаемый ответ: не обратил внимания; тр$авой, смолистой хвоей; грибной сыростью; прелой листвой, цветами; свежестью и т.п.

3. Какой лес на ощупь?

Предполагаемый ответ: никакой; глупый вопрос; шершавый, когда гладишь рукой по стволу дерева; колючий, когда дотрагиваешься до еловой ветки или куста голубики; мягкий и нежный, когда идешь босиком по молодой травке и т.п.

4. А какой лес на вкус?

Предполагаемый ответ: что за идиотский вопрос?; гнилостный с привкусом преющей листвы; сладкий от земляники и черники; кисловатый от брусники; терпкий от хвоинок и т.п.

$ Возможно, среди ребят найдутся такие, которым прогулка показалась скучной и неинтересной. Необходимо дать им возможность высказаться, по$чему им не понравилось, что они ожидали получить от прогулки? Ответы могут быть самые непредсказуемые, например, комаров было много в лесу. Какое может быть удовольствие от прогулки, если они атакуют тебя со всех сторон и больно кусаются.

Вот здесь вполне будет уместен такой вопрос к недовольному: «Уверен ли он, что именно комары его кусали?» Посеяв смятение и недоумение в душе «недовольного пессимиста», следует обратить его внимание на тот факт, что комар – в общем-то насекомое вполне безобидное, он не кусается. А вот комарихи – те доставляют немало хлопот человеку. Ну, а если посмотреть на ту же комариху, но несколько иначе, призвав всю свою фантазию и выдумку?..

Прекрасная портниха,$

Лесная комариха,

Весь день кроила, шила,

Не покладая рук.

Красавцу водомерке

Назначена примерка:

Ему для светской жизни

Необходим костюм…

А после водом$ерки

Еще одна примерка.

Придет ужасно нервный,

Ворчливый старый жук:

«Жжжилетка жжжмет ужжжасно,

Карман пришшшит напрасно.$

Жжжелательно исправить

И быстро перешить!..»

Усталая портняжка,

Печальная бедняжка,

Опять берет иголку

И начинае$т шить.

Игла в руках мелькает,

Бедняжечка вздыхает:

«Ах, если бы возможно

Профессию сменить!..»

(Е. Арсенина)

В обыденной на первый взгляд ситуации можно увидеть необычное и неординарное. Одного комары донимают и раздражают, а другого вдохновляют. Быть может дело вовсе и не в комарах? Умение видеть, слышать, анализировать, сопоставлять, размышлять и творить является основополагающим фактором личностного развития каждого человека. $

Исходя из вышесказанного, можно предложить ребятам попытаться все свои впечатления, чувства и ассоциации, вызванные прогулкой выразить в творческих работах. Это могут быть: рисунок, небольшой рассказ, очерк, заметка в лагерную газету, четверостишие или целое стихотворение, поделка из собранного во время прогулки мат$ериала и т.п. Выполненные творческие работы выставляются в помещении библиотеки. Лучшие работы могут быть отмечены на торжественной линейке, посвященной закрытию лагерной смены.

$ Для развития навыков выживания и адаптации в природной среде мало одного дня. Запланировав в своей работе однодневный поход, вожатый должен заранее подготовиться сам и подготовить ребят к предстоящему серьезному и ответственному мероприятию.

Совместно с физруком предварительно продумывается маршрут похода; заранее выбирается стоянка для лагеря, которая должна полностью отвечать всем требованиям безопасности, исключающим вероятность несчастного случая или травмы. Желательно накануне похода уточнение погодных метеосводок.

$Необходимо позаботиться: об аптечке, запасе чистой питьевой воды, компасе, необходимых инструментах, котелке и треножнике, сухом пайке, рассчитанном на сутки, палатке и т. п.

Походная аптечка должна состоять из индивидуальных пакетов первой помощи: пластыря, ваты, йода и зеленки, борной кислоты, нашатырного спирта, вазелина, бинтов, резинового жгута и др. необходимых в данном случае лекарств. Аптечка должна быть тщательно упакована и храниться у санитара. Санитар (санитары) должен специально проинструктирован медиком о правилах применения того или иного средства.

Незадолго до похода, с ребятами проводятся беседы на темы: ориентация$ в природе (природные компасы); природные барометр и часы; соблюдение личной гигиены в походных условиях; правила поведения на пр$ироде и т.п.

Также отрабатываются навыки оказания первой необходимой помощи пострадавшему во время несчастного случая (беседа медицинского работника); правила поведения во время экстремальной, непредвиденной ситуации; как можно разжечь костер без спичек (при помощи увеличительного стекла и сухого мха); как правильно и быстро ста$вить палатку и т. п.

ПРИРОДНЫЕ БАРОМЕТРЫ

Самыми лучшими барометрами в народе считаются растения. Они безошибочно могут подсказать, какая погода ждет вас в предстоящем походе.

Одуванчик сжался и наклонил цветок и листья – это к дождю. Ноготки (календула) при приближении непогоды сразу же свертывают свои лепестки. Цветы-шишки клевера как будто сжались и склонились к земле – значит будет дождь.

По поведению птиц исстари наши предки с точностью могли определить изменение погоды:

ласточки летают низко над землей к дождю, а высоко – к ясной погоде;

га$лки чешутся или стаями летают, ворона купается – к ненастной погоде;

к ясной погоде галки собираются гурьбой и кричат; $

ворона каркает к ненастью.

Перед грозой природа как будто замирает: муравьи прекращают свою непрерывную работу по благоустройству муравейника и прячутся в своем убежище; растения стоят с поникшими головками; прекращается гомон и щебетанье птиц, даже кузнечики прекращают свое стрекотанье, лишь слышно назойливое жужжание мух. Наступает звенящая тишина. Возникает чувство напряжения, которое вскоре разряжается грозой и ливнем.

Задание: накануне похода ребята наблюдают за растениями, поведением насекомых и птиц. Каждый из них на листочке записывает свое предсказание погоды на завтра и отдает вожатому ил$и воспитателю. На следующий день, выясняется, кто был наиболее внимательным и смог точно определить погодные условия.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЧАСЫ

У растений с яркими и крупными лепестками венчиков цветки раскрываются и открываются периодически на протяже$нии суток. По таким «Биологическим часам» можно определять время. Единственное неудобство – время цветочные часы могут показывать только в ясный солнечный день. В дождливую, пасмурную погоду цветы либо не раскрываются вовсе, раскрываются совершенно в другое время.

С трех до пяти утра первыми раскрываются козлобородник луговой, мак, цикорий дикий, горчак, осот огородный, осот луговой, шиповник.

С шести до девяти часов цветы льна, картофеля, ястребинок, цветки вьюнка полевого, одуванчика обыкновенного, полевая гвоздика, осот полевой, кукушкины сле$зки, латук огородный, кувшинка белая и др.

С девяти до десяти часов утра просыпаются и раскрывают свои цветки ноготки полевые, $лесная кисличка, садовые бархатцы, смолевки и торичники; лотос.

К середине солнечного дня все пестрит красками от раскрывшихся венчиков цветов. С начала вечера открывает свои крупные белые цветы душистый табак. Ночная фиалка начинает благоухать только после захода солнца. В конце светового дня до захода солнца, красуются цветами куст шиповника и смолевка.

Первыми начинают закрываться те растения, которые «проснулись» раньше других.

С десяти до одиннадцати часов «засыпают», то есть закрываются цикорий дикий, латук огородный, осот полевой.

$С одиннадцати до двенадцати: осот огородный, ноготки полевые, осот луговой.

$В 13 часов: туника проросшая, ястребинка зонтичная;

В 14 часов: ястребинка степная;

В 15–16 часов: торичник, ястребинка волосистая;

После 17 часов: кувшинка белая, ястребинка сизая, цветки льна;

С 20 до 22 часов: одуванчик обыкновенный, дрема луговая, табак душистый.

Еще записи

Leave a Comment