Использование коррекционных упражнений в развитии слухового восприятия младших школьников с недостатками слуха

Чепоруха Екатерина Владимировна

ГКОУ РО специ$альное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат $II вида №48 г.Ростова-на-Дону

Учитель-дефектолог

$

Использование коррекционных упражнений в развитии слухового восприятия младших школьников с недостатками слуха.

$У ребенка, имеющего нарушения слуха, процесс развития ощущений и восприятий протекает по тем же общим закономерностям, что и у нормального ребенка. Но у детей с частичной потерей слуха все же имеются определенные особенности в развитии сенсорно - перцептивной сферы.

Главным отличием сенсорной организации слабослышащего ребенка является частичное выключение из анализаторных систем слухового анализатора – одного из важнейших источников получения информации (шумов, звуков, речи, музыки), а также отмечается замедленность восприятия зрительных сигналов, тактильной информации, обнаруживаются тр$удности в анализе и синтезе воспринимаемого материала, затруднено развитие кинестетической чувствительности и особенно кинестезии речевых органов.

Поражение функции слухового анализатора отрицательно сказывается на деятельности двигательного анализатора. Слабослышащие дети в дошкольном и младшем школьном возрасте по физическому развитию отстают от слышащих сверстников. Причем, нарушение моторики может иметь вторичный характер в связи со слабостью кинестетических ощущений, дефектностью вестибулярной функции, определяющей недостаточность равновесия и координации движений.

Важное место в жизни слабослышащего человека занимают вибрационные ощущения и восприятия при обучении устной речи, ее восприятию,$ особенно таких ее элементов как темп, ритм, высота. Другая важная задача – развитие осязательного восприятия, которое также выступает как средство компенсации.

Стимуляция речевого развития также проводится поэтапно и с последовательным изменением преобладающего мотива установления коммуникативной связи. По мере формирования коммуникативного поведения ребенок все активнее начинает подражать речев$ым действиям взрослого в процессе совместной предметно-практической деятельности.

$ На первоначальном этапе, когда слово еще не выступает для слабослышащего обучающегося средством регуляции деятельности, в пропедевтических целях целесообразно использовать невербальные задачи. Например:

  1. Обвести замкнутой линией предметы, одинаковые по какому-либо признаку.

  2. Дорисовать фигуру по образцу.

  3. $Найти несколько признаков, по которым рисунки отличаются друг от друга.

Главной задачей первого этапа является обучение детей с нарушением слуха правильному пониманию установки к задаче, умению проводить анализ, сравнение предметов или их изображений. После выполнения заданий дети приучаются отчитываться краткими фразами: «Я нашел, определил, сделал, решил». На основе практического опыта происходит осознание действий, и дети постепенно учатся давать более или менее развернутый ответ.

$Хочу предложить некоторые упражнения и задания, которые можно использовать во время индивидуальных занятий для развития сенсорно – перцептивной сферы.

Тактильно – вибрационные ощущения.

$ У слабослышащих детей наблюдается заметное повышение вибрационной чувствительности. Определение места источника вибраций у слабослышащего в два раза точнее, чем у слышащих; у них обнаружено снижение абсолютных порогов вибрационных ощущений по сравнению с детьми, имеющими норму слуха. Вибрационные ощущения помогают ребёнку с нарушениями слуха осуществлять контроль $над собственным произношением.

Виды упражнений:

- дактилирование в руку: букв, цифр, геометрических фигур;

- дифференциация звуков по глухости – звонкости: тактильные ощущения в области гортани;

- работа над ударен$ием: отбить ритм на столе, коленях, ладонях, предача ритма;

- определение точности локализации вибрационных колебаний на физкультуре «Угадай, кто стучал?»

Пальчиковая гимнастика.

Собрать одной рукой 5-10 карандашей; перекатывание между ладонями или$ в одной руке 2 шариков, грецких орехов.

Осязательное восприятие предметов и их плоскостных изображений.

Выбрать предмет среди непохожих (груша, яблоко, лук), среди похожих (яблоко, персик, мяч).

На ощупь определить материал, из которого сделан предмет.

Зрительное восприятие.

$ В школьном возрасте происходит становление произвольного внимания, оно становится сознательным и контролируемым, вырабатываются такие его свойства, как устойчивость, распределение, переключаемость. В развитии всех видов восприятия у детей с нарушениями слуха имеются определённые особенности. Большое значение для компенсации нарушений слуха имеет развитие зрительного восприятия. Зрительное восприятие для ребёнка с дефицитарным развитием – это главный источник представлений об окружающем мире. У детей с нарушенным слухом гораздо большее значение, чем в норме, имеют зрительные раздражители, а значит, основная нагрузка по переработке поступ$ающей информации ложится на зрительный анализатор. Например, восприятие словесной речи посредством считывания с губ требует полной сосредоточенности на лице говорящег$о человека. Следовательно, необходимо раннее развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями слуха в единстве с обучением речи.

Виды упражнений:

- найти похожую геометрическую фигуру среди окружающих предметов;

- предложить карточку, на которой изображены геометрические фигуры, наложенные друг на друга;

$ - переставить местами картинки;

- работа с сюжетной картинкой помогает определить особенности понимания сюжета в целом, причинно – следственные связи и зависимости.

Статические и кинестетические ощущения.

Работа с секундомером: стоять на одной ноге с открытыми – закрытыми глазами, идти по прямой линии, выполнять за учителем различные движения.

$Слуховые ощущения и восприятия.

Работа с экраном. Речевой материал должен соответствовать речевому уровню обучающихся, быть знакомым по содержанию (который не надо пояснять, иллюстрировать) и близок по опыту обучающимся. Сначала речевой материал предъявляется слухо-зрительно, а потом на слух.

$ Виды речевого материала: 1) обиходно – разговорного характера (Кого сегодня нет в классе? Кто се$годня дежурный?); 2) материал, организующий учебную деятельность (Открой тетрадь.); 3) тематический (Например, назвать один раз пять частей тела человека, а во второй раз какое-то название опустить. Или выбрать из ряда произнесенных за экраном слов те, в которых есть [р]).

Развитие мышления.

Виды заданий:

- определение последовательности событий (серия картинок вразброс)

- нахождение общих и различ$ных признаков объектов

- сравнение предметов между собой (количественные и качественные соотношения)

$ - составление геометрических фигур из определенного количества палочек.

Речевые игры.

Особое место в системе логических игр занимают так называемые речевые игры, которые связаны с восприятием и анализом словесного материала. Они направлены на обогащение и активизацию словаря, освоения значения слов, овладение грамм$атическими формами и синтаксисом родного языка.

В игровой деятельности не ставится задача специального заучивания слов и фраз, однако сама организация игр обеспечивает непроизвольное усвоение материала. Дети переживают радость от процесса игры, чувство удовлетворения от решения игровых задач. В сурдопедагогике игра считается средством коррекции дефекта. В игре формируется личность неслышащего ученика, воспитывается коллективизм, товарищество, взаимопомощь, ответственность перед коллективом и другие качества. Играя, дети овладевают нормами нравственного поведения, нормами социализации.

Например, игры направленные на развитие логического мышления и познавательного интереса у детей с нарушением слуха:

  • $ На картинке нарисованы предметы, предлагается назвать те из них, которые начинаются на определенную букву.

  • $ Предлагается взять по первому слогу из каждого слова и составить новое: кора, лото, боксер. Ответ: колобок.

  • Дан первый слог слова. Ребенок должен придумать новое слово. Например, первый слог МА. Ответы: мама, машина, май.

  • Игра «Наборщик» Учащимся предлагается какое-либо слово, и они должны на каждую букву исходного слова придумать наибольшее количество слов.

  • $Составить слова из букв, данных вперемешку. Например: мод, кроу.

  • Даются первая и последняя буквы слова. Надо придумать слова по схеме. Например: Р___А. Ответ : река, рука, рама.

  • Подбор противоположных по смыслу слов к разным словам: веселый, широкий, длинный, низкий, аккуратный.$

Литература:

  1. Л.П. Назарова «Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха» по ред. В.И. Селиверстова; Москва «Владос», 2001.

  2. $

    Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности. Пособие для учителей и воспитателей специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида под ред. Е.Г. Речицкой; Москва «Владос», 2005.

$

Post Comment