Исследовательская работа “Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребёнка”

Бутузова Валентина Павловна

МОУ «Коршуновская СОШ»

Михайловского района, Амурской области

Учитель начальны$х классов

$

$

Оглавление

Введение………………………………………………………………………… 3

1. Исследовательская работа по теме «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребёнка»……………………………. 7

1.1. Изучение и обобщение психолого-педагогической литературы……. 7

$

1.2. Психолого-педагогические методы познания личности ребёнка….. 9

1.3. Определение направлений деятельности в образовательном про-

цессе …………………………………………………………………… 12

1.4. Динамика изменений в личностном росте и развитии обучающихся..17

1.5. Заключение………………………………$……………………………. 20

Использованная литература…………………………………………………. 21

$

Введение

Вопрос о психологической готовности ребёнка к школьному обучению, её сущности, структуре, ведущих показателях, а также её влиянии на успешность обучения, как на начальном, так и на последующих этапах интересовал меня на протяжении всей моей педагогической работы.

За время педагогической деятельности я использовала в своей работе различные педагогические технологии: от «Сохранения и совершенствования знаний, умений учащихся» В.Н.Зайцева до личностно-ориентированного обучения.

Опыт моей работы по предыдущей самообразовательной теме «Совершенствование навыков чтения младших школьников на основе личностно-ориентированного подхода» помог мне выявить уровень готовности каждого ребенка, поступающего в первый класс на начало 2008-2009 учебного года.

$

Рис.1. Диагностика готовности каждого ребёнка к овладению грамотой на начало 2008-2009 уч. года.

Диагностика показала, что уровень готовности детей низок и не одинаков. Я условно выделила 3 уровня:

    • $высокий – 27% (это всего 3 ученика);

  • средний – 9% (1 ребёнок);

  • низкий – 64% (7детей практически не готовы к школе).

Рис.2. Соотношение уровней готовности детей к обучению.

$Это значит, что лишь 36% детей не должны испытывать особых труд-

ностей в обучении (всего 4 ребёнка).

По данным исследования мною выявлена проблема детей с низкой разноуровневой готовностью к обучению в первом классе. На современном этапе образования эта проблема является актуальной.

Проблему сформулировала в виде вопроса:

$– как помочь каждому ребёнку адаптироваться к условиям обучения, развить

творческую индивидуальность, способность к саморазвитию и самореализа-ции?

Я вновь в поиске, в поиске более эффективной системы обучения и развития детей с разными познавательными способностями. Я должна владеть постоянной и системной информацией о том, как идёт продвижение каждого у$ченика по пути усвоения знаний и развитие его личности, уметь различать индивидуальные черты в способностях своих учеников и соответственно видоизменять процесс обучения. Таким образом, я выявила необходимость внедрения дифференцированного обучения.

Считаю, что именно внутренняя дифференциация обучения способна создать максимально благоприятные условия для становления личности ученика и проявления его индивидуальности. Ещё К.Д.Ушинский утверждал, что «деление класса на группы, не только не вредно, но и даже полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой сам давать двум другим полезное самостоятельное упражнени$е».

Данная проблема подвела меня к выбору моей исследовательской темы по самообразованию: «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребёнка». Эта тема – явилась продолжением работы по предыдущей теме моего самообразования.

Определила цель своей работы: «разбудить» внутренние силы и возможности каждого ребёнка, использовать их для более полного и свободного развития личности.

Следовательно, для реализации цели я ставлю перед собой следующие задачи:

  • дифференциация причин неуспеха;

  • $ изучить научно-методическую литературу, опыт работы по теме;

  • изучить личность ребенка с помощью педагогической и психологичес-кой диагностики;

  • $

    определить направления деятельности (формы, методы, средства);

  • создать и внедрить методический инструментарий образовательно-

го процесса;

  • отслеживание динамики изменения в личностном росте и развитии обучающегося;

  • $анализ результатов (выявление причин успехов и недостатков);

  • организация коррекционной работы с ребенком.

Объект исследования: образовательный процесс

Предмет исследования: методические основы разработанной системы

Сроки и этапы реализации исследовательской работы:

1 этап – подготовительный: (сентябрь 2008 г.- декабрь 2008г.)

  • $

    изучение психолого-педагогической литературы, современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта;

  • изучение методик диагностики для определения тех или иных качеств ребенка;

  • $

    аналитико-диагностическая деятельность;

  • поиск форм, методов, способов развития ребенка;

  • планирование содержания коррекционно-развивающей работы.

2 этап—практический: (январь 2009 г.- май 2009 г.)

  • использование диагности$ческих методик для самооценки, самоанализа и самокоррекционной работы;

  • использование на практике разных приемов, методов развивающей работы;

  • наблюдение динамики роста учащихся;

  • прогнозирование развития изучаемой проблемы.

3 этап—аналитический: (сентябрь 2010 – октябрь 2010г)

  • определение уровня особенностей личностного качества ребенка;

  • соотношение результатов работы;

  • $ обработка и анализ результатов исследовательской работы;

  • обобщение опыта, определение перспектив и путей развития ребенка.

Работа направлена:

  • на развитие творческих способностей;

  • на содействие саморазвитию личности;

  • $на создание условий для активизации усилий ребенка по решению

собственных проблем;

  • на отслеживание достижений развития ребенка.

Исследования позволят заметить возникающее психологическое неблаго-получие, предупредить появление серьезных проблем у ребенка, определить формы и методы работы с учеником.

Прогнозируемые коне$чные результаты:

  • развитие общеучебных умений ребенка;

  • развитие и совершенствование интеллектуальных умений;

  • развитие эмоционально-волевой сферы;

  • формирование положительной « Я – концепции»;

  • развитие мотивационно – потребностной сферы;

  • обновление содержания диагностической работы.

$

1. Исследовательская работа по теме «Дифференциация и индивидуа-лизация обучения, как способ развития каждого ребёнка»

1.1. Изучение и обобщение психолого-педагогиче$ской литературы

Изучив и обобщив психолого-педагогическую литературу и опыт педаго-гов новаторов по теме моей исследовательской работы, я пришла к следую-щему выводу: умелое применение приёмо$в и способов индивидуализации и дифференциации делает педагогический процесс природосообразным, так как именно такой подход предполагает раннее выявление склонностей и спо-собностей детей, создаёт условия для развития личности.

Психологи выделяют следующие условия дифференциации:

  • развитие учащихся должно исходить из достигнутого уровня;

  • $необходимость выявления этого уровня у каждого учащегося;

  • обучение по данной системе не ведёт к нивелированию (сглажива-нию) уровней развития, то есть сохраняется в период всего обуче-ния;

  • развитие способностей предполагает развивающие задания.

При индивидуализации и дифференциации должны учитываться:

Обучаемость и умственные способности:

  • внимание, память, мышление;$

  • степень самостоятельности и темп работы;

  • речь, начитанность, общий кругозор, коммуникативные навыки и

другие.

Знания ученика и отношение ребёнка к учению:

  • качество знаний;

  • $ уровень общеучебных умений;

  • отношение ученика к своим удачам и неудачам;

  • прилежание и интерес $к работе.

Дисциплина и морально-волевые качества:

  • сосредоточение,

  • настойчивость,

  • усидчивость,

  • стремление к достижению результатов.

Исходя из этого, предлагается делени$я класса на сравнительно одина-

ковые по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом в различных образовательных областях на следующих уров-нях:

  • $продвинутом (творческом).

  • базовом

  • стартовом

При дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, скоростью восполнения пробелов в его знаниях и проявлением интереса к получению знаний.

$ Наиболее важным для своей работы я выделила следующее: в лаборатории педагогической диагностики Центра начального образова-ния, под руководством кандидата психологических наук Л.Е.Журовой педагогическая диагностика взята за основу дифференциации и индивидуализации в гетерогенном классе, как совокупность специально-подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:

  • определить особенности усвоения обучающимися предметных знаний, умений и навыков;

  • выявить характер трудностей ученика и установить их причины;

  • $ установить уровень овладения учебной деятельностью;

  • оценить изменения, происходящие в развитии обучающихся.

В основе дифференцированного обучения лежит – устранение причины возникшей трудности в обучении$.

1.2. Психолого-педагогические методы познания личности ребёнка

Я должна располагать системой педагогической диагностики, которая позволит мне выявить причины, наметить содержание коррекционно-

$развивающей работы, спланировать направления индивидуального продвижения ребёнка обучения в школе, реализовать индивидуальный подход, определить особенности общения с ребёнком, определить так-тику и стратегию работы с классом.

Изучив и проанализировав ряд методик, отбираю и систематизирую те, которые необходимы для моей работы:

  • Методики определения мотивационной сферы.

  • Методика определения готовности детей к обучению в школе.

  • $Методики определения уровня сформированности произвольного внимания, памяти, воображения, саморегуляции, понятийного мышления, речевого развития.

  • Методики изучения особенностей нервной системы по Топпинг-тесту.

  • Методика определения уровня овладения обучающимися знаниями и умениями по учебным предметам.

$Диагностику на каждой ступени обучения в начальной школе провожу в три этапа: вводный контроль, промежуточный и итоговый.

В качестве инструментов диагностики использую контрольные, провероч-ные работы, педагогическое наблюдение, социологический опрос (беседа, интервью, анкетирование), тестирование, создание психологических ситуа-ций, методы экспертной оценки, индивидуальной и групповой самооценки, изучение продуктов творческой деятельности ребёнка.

Составляю план исследований. В августе провела подготовительны$е занятия с детьми (2-3недели) с целью – помочь детям адаптироваться к условиям обучения и выявить проблемы каждого ребёнка. Провела входную диагностику «Готовность каждого ребёнка и класса в целом к овладению грамотой» по семи показателям:

1.Обследование сформированности овладения звуковым анализом и синтезом;

2. Обследование состояния словарного запаса и грамматического строя речи;

3.Обследование состояния связн$ой речи;

4. Обследование состояния пространственных представлений и осознания схемы собственного тела;

5. Обследование зрительного восприятия.

$6. Обследование состояния моторики и зрительно моторных координаций.

7.Обследование степени овладения навыком чтения.

Рис.3. Диагностика готовности класса к обучению грамоте на начало 2008-09г. в 1 классе

Индивидуаль$ные особенности учащихся имеют не только различные, но и сходные стороны. Выявила три уровня готовности к обучению (см.рис.1.) Одновременно выявила показатели сильных (2,3) и слабых сторон (1,4,6,7) готовности к овладению грамотой. Низкие показатели являются причинами, которые вызовут трудности в обучении.

На первом этапе мониторинга провела также педагогическую диагностику изучения индивидуальных особенностей мышления, внимания, памяти, воображения.

Рис.4. Динамика познавательных процессов в 1 классе

Изучила особенности нервной системы (Теппинг-тест), которые представила в диаграмме:

    $

    • сильная;

  • средне-слабая;

  • $слабая.

Рис.5. Соотношение типов нервной системы в 1 классе

Динамика работоспособности$ выглядит следующим образом: у 100% учащихся первая треть урока высокая работоспособность, на 2 трети урока только у 10%, и на последней трети урока у 48%.

По результатам проведённых исследований я выявила причины неуспеваемости, которые разбила на 4 группы:

  • социальные;

  • педагогические;

  • психологические;

  • личностные.

К социальным причинам я отнесла асоциальный характер семьи, формализм родителей в воспитании ребенк$а, конфликтные отношения в семье.

Педагогические причины: неэффективность педагогических приёмов и методов системы работы.

Психологические причины объединила в 2 группы.

1. Недостатки познавательной деятельности:

  • неготовность ребенка учиться в школе; $

  • несформированность приёмов учебной деятельности;

  • недостатки развития психических процессов.

2. Недостатки в развитии мотивационной сферы детей:

  • работает пассивно, постоянно нуждается в стимулах;

  • не подмечает своих неудач и трудностей; $

  • не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу;

  • индифферентно относится к результатам работы.

И, наконец, личностные причины:

  • $особенности нервной системы;

  • типологические черты характера;

  • состояние здоровья;

  • ведущий канал восприятия;

  • уровень самооценки и т.д.

1.3. Определение направлений деятельности в образовательном про-

цессе

Никто не отрицает, что от особенностей каждого ученика и класса в целом$ зависит система работы учителя. Я – организатор процесса обучения. При этом все свои действия провожу в интересах ребенка. Мотивирую ребенка, родителей, даю рекомендации и поддерживаю их на всем протяжении этого трудного пути.

Дифференцированный подход с учётом индивидуальных особенностей ученика потому и дифференцированный, что предполагает учёт индивиду-альных особенностей ребёнка в каждом отдельном случае.

Создавая соответствующую такому подходу образовательную систему своей работы, я уточняю, на кого именно я ориентируюсь, и моделирую учебный процесс так, чтобы о$н был приближен к конкретному ученику, конкретному классу. Поэтому я и начала изучать особенности моих учени-ков, выясня$ть причины их неуспеха. На каждого обучающегося составляю характеристики:

  • с учетом его психологических особенностей;

  • по уровню сформированности умений, навыков и способам познавательной деятельности. (Приложение №1).

Чтобы мои знания о каждом ученике не были фрагментарны, следую следующим принципам:

  • аналитико-исследовательская деятельность должна иметь конкретную цель и проводиться по определенной схеме;

  • данные исследований фиксируются в описательной форме и носят чисто констатирующий характер, а не о$бъяснительный и оценочный;

  • анализ наблюдаемых проявлений ученика проводится не изолированно, а в контексте всей учебной ситуации;

  • данные используются в коррекционной работе.

Из года в год я накапливаю знания о каждом из своих учеников. В моем классе 11 учащийся, 36% семей неполные. У трети учащихся какие-либо логопедические нарушения, в основном дислалия и дисграфия.

Данные помогают мн$е правильно простроить структуру урока, работу с разными группами, скорректировать низкую работоспособность. Знание типологических особенности нервной системы учащихся, позволяет мне использовать по отношению к ним приемы, облегчающие$ их учебную деятельность, с целью получения наибольшего эффекта обучения и воспита-ния.

На основе результатов диагностики использую дополнительные дидак­тические материалы – разноуровневые задания по каждому учебному предмету, что позволяет вовремя устра­нять причины возникающих или возмож­ных ошибок.

Для общего раз­вития детей в системе дифференцирован­ного обучения включаю такие элементы урока, как « Для любознательных», «Спраши­вай – отвечаем», «Этот удивительный мир», «Путешествие в прошлое», «Что, где, когда» и др.

Дифференцированное обучение связано с удовлетворением по­требностей ребенка в р$азличных деятельно­стях, интересных ему. Для младших школь­ников одной из самых актуальных деятель­ностей остается игра. Сюжетно-ро­левые игры имеют особое зна­чение в развитии индивидуальности ребен­ка. Например, на уроках «Окружающего мира» провожу различные иг­ры-диалоги. В теме «Семья» дети разыгры­вают телефонные диалоги: «Мама и дочка», «Поздравляем бабушку», «Вызовем к больному врача». В теме «Осень» организую «лесное собра­ние», на котором звери, птицы, насекомые рассказывают о том, как они готовятся к зи­ме. Интерес­но проходят и игры на основе литературных произведений – разыгрывание отрывков из сказок, рассказов, драматизация стихотво­рений, народных песенок, потешек, закли­чек.

Изученный материал может стать осно­вой проведения и таких известных игр, как «Поле чудес», «Знатоки», «Умники и умни­цы», где дети берут на себя роли, как веду­щих, так и игроков команд.

$Чтобы сделать процесс обучения индивидуализированным, нужно не­многое: признать право каждого ребенка на самоценность, индивидуаль-нос$ть, стремле­ние самостоятельно добывать знания и при­менять их в разно-образной и интересной для него деятельности.

Наиболее продуктивное время занятий – 10-25 минут от начала урока, поэтому наиболее сложные виды работ я планирует именно на это время. В основной части урока провожу физкультминутки. Они нужны для соблюде-ния охранительного режима.

Обучение при дифференцированном раз­ноуровневом подходе проводит-ся в зоне бли­жайшего развития. Зона актуа$льного развития выражается в тех действиях, которые ребенок выполняет са­мостоятельно.

Зона ближайшего развития характеризует­ся теми потенциальными возможностями, ко­торые ребенок проявляет в обучении, и теми заданиями, которые он может выполнять с по­мощью взрослого.

Методы обучения соотношу с уровнем познавательной деятельности детей. Они должны быть направлены на раз­витие у детей активности и самостоятельнос­ти в приобретении знаний.

В классе оформлен уголок, где отслеживается продвижение каждого ре­бенка.

Большое внимание уделяю развитию познавательных процессов. В последнее время появилось много публикаций, в которых разработаны упражнения, игры, задания для развития познавательных процессов: развитию вос$приятия, памяти, мышления, которые в системе использую на уроке. Несколько упражнений разработала сама.

В процессе обучения стараюсь использовать самые разнообразные прие-мы и способы для привития интереса и повышения мотивации к учению.

Так, например, на уроках русского языка использую различные памятки, виды работы, приемы:

  • усиление орфограммы;$

  • выстраивание сюжетной линии;

  • объединение слов в группы по разным категориям;

  • установка на запоминание;

  • разбивка материала на куски и объединение в группы;

  • ассоциативное запоминание;

  • систематизация материала при его воспроизведении;

  • зрительный,$ слуховой диктанты;

  • графически$й диктант;

  • «использование зелёной пасты»;

  • письмо с «дырками».

Обобщенный способ запоминания использую при работе над словарными словами. Все словарные слова на каждом году обучения разбиты на темати-ческие группы, что очень удобно при повторении ранее изученных слов. Де-ти завели словарики.

Разработанные мною задания для разных групп по обучению грамоте, по русскому я$зыку, математике, литературному чтению позволяют не только проверить уровень усвоения какой либо темы, но и дифференцированно подойти к учащемуся, создав ему ситуацию успеха.

На уроках математики большое внимание уделяю отработке вычисли-тельных навыков и работе с задачей. Анализируя работу учащихся на уроке, сделала вывод, что при дифференцированной работе ребята довольно успешно справляются с решением задач. Стараюсь научить их «видеть» условие задачи. Для этого используем различные способы его записи: схемы, краткую запись, таблицы, чертеж, схематический рисунок.

Перед каждой контрольной работой с учащимися я проделываю задания, подобные тем, которые будут предложены при проверке знаний. А при само-стоятельной работе разрешаю пользоваться этими записями. Это повышает чувство уверенности в себе, создает ситуацию успеха.

$С этой же целью мы с ребятами делаем различные памятки, схемы, кото-рые являются путеводителями при проведении самых разнообразных видов работы.

Кроме этого, планирую в 4 классе каждый день недели сделать «темати-ческим». Например, в начале каждого урока русского языка:

  • в понедельник – фонетическая зарядка,

  • $во вторник – работа с орфограммами корня,

  • в среду – над составом слова,

  • в четверг – с предложением,

  • в пятницу – с частями речи.

По такому же принципу планирую в 4классе расписать дни недели по математике:

  • понедельник – нумерация, именованные величины;

  • вторник – вычислительные навыки; $

  • среда – логические задания;

  • четверг – геометрический материал;

  • пятница – работа над задачами.

$С целью активизации интеллектуальной деятельности учащихся и создания комфортных условий обучения моделирую образовательное пространство таким образом, чтобы все сферы развития личности младшего школьника (сознание, деятельность, общение) взаимодействовали в процессе учения.

Для успешного обучения младших школьников стараюсь сформировать три составляющие мышления: $

  • высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, син-теза, сравнения, обобщения, классификации, суждения, умозаключе-ния;

  • высокий уровень активности, раскованности мышления, которая за-ключается в возникновении нескольких вариантов решения проблемы, большого количества гипотез, идей;

  • высокий уровень организованности и целенаправленности, которые проявляются в ориентации на выделение существенного в явлении, в использовании обобщённых схем анализа явления.

Я считаю, что развить интеллектуальные способности младших школьников можно только при об$щем гармоническом развитии ребенка, выявив задатки, склонности, интересы. Поэтому познавательные и творчес-кие способности младших школьников формирую с одновременной активи-зацией их мышления и воображения. По моему мнению, творчество детей не сможет быть продуктивным без определенного запаса информации, без ее анализа и синтеза.

В своей педагогической пра$ктике для активизации интеллектуальной деятельности младшего школьника разработала систему упражнений, направленных на то, чтобы совершенствовать у детей сенсорные процессы, повысить эффективность запоминания, обучить детей логическим опера-циям, развить творческое мышление и воображение, формировать устой-чивый интерес к учёбе, расширить кругозор.

Большое внимание уделяю внеклассной работе по предметам, проводя раз-личные мероприятия, в которых участвуют родители учащихся, что позволя-ет повысить познавательный интерес к учению.

$

1.4. Динамика изменений в личностном росте и развитии обучающихся

По итогам у меня получилась следующая картина.

В ходе второго этапа мониторинга, проведённого в апреле 2009года,

уровень готовности у обучающихся был выше, Косилов Костя, Сапрыкин Рома, Сафонов Тима перешли в другую группу, на уровень выше.

$Рис.6.Соотношение готовности детей к обучению в 1 классе на начало и конец учебного года

Рис.7. Соотношение готовности 1класса на начало и конец учебного года

$Качество успеваемости 1 класса за 2008-2009 уч. год

Предмет

$

$

«5»

«4»

«3»

Кач. усп.

Русский язык

$3

3

5

55%

Лит. чтение

3

$

2

6

45%

Математика

3

3

5

45%

Окружающий мир

3

2

6

45%

Трудовое$ обучение

9

2

81%

$Таблица 7. Показатели успеваемости учащихся 1 класса

Качество успеваемости 2 класса за 2009-2010уч.года

Предмет

«5»

«4»$

«3»

Кач. усп.

Русский язык

3

4

4

$

64%

Лит. чтение

5

3

3

$

55%

Математика

3

3

5

55%

Окружающий мир$

3

$3

5

55%

Трудовое обучение

9

2

$

100%

Таблица 8. Показатели успеваемости учащихся 2 класса

Качество успеваемости 3 класса за 1четверть 2010уч.года

Предметы

$

1 четверть

Русский язык

64%

Литератур. чт.

64%

Математик$а

56%

Окруж. мир

73%

Технология

100%

Таблица 9. Показатели успеваемости учащихся 3класса

Такая система работы обучения дает положительные результаты. Практика работы подтвердила, что обучающиеся начальной школы в соответ­ствии с уровнем их психофизических возмож­ностей и индивидуальных особенностей ус­пешно адаптируются в новых условиях и ус­ваивают предложенный им уровень учебной программы. $

Изучение и учет уровня сформированности системы качества знаний уча-щегося, его мотивации учебной деятельности позволяет оптимально выбрать методы педагогического воздействия на личность ребенка, т.е. скорректи-ровать собственную педагогическую деятельность, а именно:

  • выявить уровень преподавания $и формирования системы качеств ЗУНов;

  • выявить место и время, отводящееся на самостоятельную и творческую деятельность учащегося;

  • изучить продвинутость каждого конкретного ученика и группы в целом в усвоении программного материала, учитывая способности и возмож-ности каждого;

  • оценить эффективность конкретного занятия, его продуктивность;

  • выявить уровень отбора содержания, форм и методов работы учителя; оценить результативность инновационных процессов.

Уровень успешности учащихся можно измерить качественными показателями по каждому предмету. Качественно веду учет и анализ до$пус-каемых ошибок.

Видны предметы, по показателям которых можно сделать вывод, что учащиеся овладели знаниями на уровне переноса знаний в новую ситуацию, а по остальным предметам – только на уровне применения к типовым задачам.

$Для качественного учета и анализа я использую карту «Качество чтения», индивидуальные листы учета овладения ЗУНами по русскому языку и математике для каждого года обучения.

Перечень контролируемых знаний, умений и навыков зависит от года обу-чения и особенностей класса. С этими листами учета я работаю с родителями на собраниях и индивидуальных консультациях.

Важно при этом помнить, что эти показатели, и качественный дают мне возможность оценить реальные достижения ребенка в разных системах координат$:

  • в сравнении с самим собой;

  • в сравнении с учебной группой;

  • в сравнении с образовательным стандартом.

$Выработанный мониторинг проведения педагогических наблюдений позволяет мне видеть проявления своих учеников комплексно, разносторон-не, в динамике.

1.5. Заключение

Проведя исследования и изучив индивидуальные особенности каждого ребёнка, я выявила причины, тормозящие процесс развития, наметила индивидуальную коррекционно-развивающую деятельность и добилась определённых положительных результатов. Дети моего класса стали актив-нее на уроках: ребята сами учатся анализировать, делают выводы по изученной теме, обобщают, учатся логически мыслить. Ребята хорошо усвоили правила, стали писать грамотнее. Научились хорошо решать задачи, логически рассуждать. Во время дискуссий каждый отстаивает своё мнение. Читают вдумчиво, задают вопросы. Техника чтения повысилась. Многие ребята читают выше нормы. В моем классе 36% детей, которые ещё испытывают $трудности в обучении. Столкнулась с негативным отношением родителей к своим детям. Дети продвигаются, но темп замедлен.

Планирую составить индивидуальную программу для работы с детьми этого уровня в 4 классе.

$В заключение хочу сказать, мониторинговые исследования, проводимые мною, позволяют корректировать образовательную траекторию учащихся и собственную педагогическую деятельность. Используя средства диагностики и индивидуальной коррекции, добиваюсь результатов близких к максимально соответствующим возможностям учащихся. Деление класса на группы помогает организовать и взаимопроверку работы друг друга, и поднимает взаимную ответственность за выполнение заданий, так как опрос на уроке часто тоже проводится по группам, а посильные индивидуальные задания каждому ученику в зависимости от его группы помогают слабому чувствовать свою нужность – он тоже выполняет посильную часть общей работы.

Таким образом, дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, и постоянно поддерживать интерес$ к предмету.

Использованная литература

1.Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ребёнка? М., 1991.

$2.Дощицина З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в

условиях разноуровневой дифференциации. М., 1994.

3.Блинков А.Ц., Лови О.В. Стратовая дифференциация обучения //Завуч.1998

4.Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.

5.Чередов И.М. О дифференцированном обучении на уроках. Омск, 1993.

6.Шабалина З.П. Дифференцированный подход в обучении младших школь- $

ников // Начальная школа.1990. №6.

7.Якиманская И.С. Дифференцированное обучение «внешние» и «внутренние» формы // Директор школы. 1995. №3.

1

Еще записи

Leave a Comment