Как разобрать слово по составу, ничего не упустив

В1. Основные способы словообразования.

Морфемный разбор

$Как разобрать слово по составу, ничего не упустив

1. Определить часть речи:

1. Определи, изменяемая или неизменяемая часть речи

$а) Если неизменяемая,значит, нет окончания

$Шел, поигрывая ключами.

(деепричастие) неизменяемые части речи, значит,

$Он смотрел на нас грустно нет окончания.

б) изменяемая (есть окончание)

в) измени форму слова

Выражение его лица было грустн(о). (каково? — кр. прилаг.) грустн(а), грустн(ы), грустен.

$2. Выделить приставки и суффиксы (последовательно, одну за другой «снимать» морфемы, определяя их значение):

$Убегающ(ий) — причастие образовано с помощью формообразующего суффикса -ющ- от глагола убегать (в русском языке образование подобных форм с помощью дан­ного суффикса закономерно: играющий — играть, снимающий — снимать); поэтому выделим суффикс -ющ-. Выделим приставку у-, которая в русском языке имеет одно из значений «направленное действие удаления» (ср.: улетать — летать; убегать — бегать) и глагольный суффикс -а- (находится в инфинитиве перед -ть: $трог-а-тъ;: сним-а-тъ).

$

Непримиримость — приставки не- (со значением отрицания) и при- (значение «доведение до результативного завершения»); суффиксы -ость- (значение отвлеченно­го признака или состояния); формообразующий (страдательное причастие) -им-.

$

Мечтательн(ый) — приставок нет, суффиксы (значение признака), тель- (значение «название лица, характеризующегося определёнными поступками»), глагольный суффикс -а-.

$ 3. Выделить корень. Помните:

в корнях слов возможны чередования: друг — друзь(я) — дружб(а) (г/з/ж); расстелить — застила(ю) — постлать (е/и/-);

$ — суффикс -л- выделяется только в глаголах прошедшего времени: любил, лепи­ла, накопили, кормили. Но в словах люблю, накопление, капля, прилеплю, кормлю и других подобных буква л входит в состав корня.

Как определить способ образования слова и не ошибиться$

Помните: чтоб$ы правильно определить способ образования слова, необходимо опре­делить, к какой части речи оно относится, и работать с начальной формой сло­ва, а не с его грамматическим вариантом.

I. Если в слове один корень:

1. Убрать приставку (при наличии в слове двух и более приставок работать только с первой пр$иставкой). Если уже при отсутствии приставки остается целое слово с тем же общим смысловым значением, то способ образования слова — приста­вочный.

безопасный опасный (общее смысловое значение — «(не)способный вызвать, причинить горе, $какое-либо несчастье»);

соавтор автор (общее смысловое значение — «создатель какого-либо продукта деятельности »);

измельчить мельчить (общее смысловое значение — «делать мелким»);

$ — непонятный понятный (общее смысловое значение — «(не)доступный пони­манию»). НО:

по$стройка стройка (разное смысловое значение: «постройка» — сооружение; «стройка» — процесс); следовательно, способ образования не приставочный — приме-няю 2-ю позицию алгоритма: постройка — $построить (суффиксальный);

объявление — явление (разное смысловое значение: «объявление» — конкретная бумага, содержащая определенную информацию; «явление» —отвлеченный процесс); следовательно, способ образования не приставочный — применяю 2-ю позицию алго­ритма: объявление объявля$ть (суффиксальный).

2. Убрать суффикс (при наличии в слове двух и более суффиксов работать только с последним суффиксом). Если при «снимании» суффикса остается часть слова, к которой можно добавить окончания имени существительного, прилагательного и$ли глагольный суффикс -тъ, то способ образования слова — суффиксальный.

белизна — бел(ый);

поручение — поруч(ить);

уходящий $— уход(ить).

Помните:

$ Всегда суффиксальным способом образованы (независимо от наличия приставки, кроме приставки не-) следующие части речи:

причастия: окруженный окруж(ить); убегавший убега(ть); прочитанный — прочита(тъ); жареный жар(итъ);

деепричастия: играя игра(ть); прочитав прочита(ть$); прибежав — прибе-жа(ть); отправляясь отправля(ть)ся;

наречия, оканчивающиеся на -о, -е, $без приставок: медленно — медленн(ый); горя­чо — горяч(ий); певуче певуч(ий);

отглагольные существительные (обозначающие предмет как действие): построй­ка построи(тъ); побелк$а побел(ить); уважение уваж(ать); заклинание за клин(ать); испытатель — испыта(ть);

глаголы несовершенного вида от глаголов совершенного вида: опаздывать — опоздать; расстреливать — расстрелять; записывать — записать.

$ 3. Убрать одновременно первую приставку и последний суффикс — должна остаться часть производного слова. Способ образования — приставочно-суффиксальный.

$переносица — нос;

вчитаться — чита(тъ);

по-немецки немец$к(ий).

4. Бессуффиксным способом образуются, как правило, существительные, обознача­ющие действие / признак как предмет, путем «отсечения» суффиксов от производной основы (глагол, прилагательное) или путем добавления нулевого суффикса: отзыв отзывать; отбор отбирать; вздох вздыхать; приезд приезжать; $синь — си­ний; ширь — широкий; взрыв взрывать; подпись подписывать.$

Урок 1. Совершенствование умения определять части речи. Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.

Цель урока:совершенствовать умение определять части речи и произв$одить их морфологический разбор; систематизировать и обобщить правила правописания не с разными частями речи, совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки.

Материал для словарно-семантической работы: добродушный, благодушный, $незлобивы й, беззлобный, невыносимый, непереносимый, нестерпимый, несносный, невозможный.

Основное содержание урока.

I. Совершенствование умения опреде лять части речи и производить их морфологический разбор. Определить, какой частью речи явл яются выделенные слова, устно разобрать два-три слова, относящихся к разным частям речи.

Бывает поздней осенью, даже и после зазимка вернётся лето и зацепит уходящую осень огненным хвостиком. И осень растает, разнежится и притихнет. И тогда лес запахнет прощальным ароматом палой листвы, рубиновыми$ плодами шиповника и белым грибом, никем не тронутым, уже развалившимся, пропитанным водой, но всё ещё пахучим, напоминающим о прошлых погодах. В запахах леса есть что-то вечное и неистребимое, особо ощутимое в тёплые, мягкие и ласковые прощальные последние дни уходящей осени; она уже освободилась от нудных дождей, злючих наскоков зазимья и дотошных, в$сё обволакивающих иголок инея: всё ушло, всё в прошлом. (По Г. Троепольскому),

II. Систематизация и обобщение правил правописания не с разными частями речи по посо$бию В. Ф. Грекова и др. (§ 58) или по пособию М.Т. Баранова и др. (с. 232—233).

III. Совершенствование орфографически х умений и навыков.

1. Выполнение упр. 318 из пособия В. Ф. Грекова и др. 2. Предупредительный диктант. 1. Кто говорит, что на войне (не)страшно, тот н..чего (не) знает о войне. (С. Орлов.). 2. (Не)смерть страшна — страшна твоя (не)милост ь. (А. Пушкин). 3. Ручей был (неглубокий, но очень бурный. (В. Быков). 4. Хорошо по жизни про нести счастье, (не) затронутое пулей, верность, (не) забытую в пут$и. (Ю. Друнина). 5. Он (Левинсон) был на редкость терпелив и наст ойчив, как старый таёжный волк, у которого, может быть, (не)достаёт уже зубов, но который властно водит за собой стаи — (непобеди мой мудростью многих поколений. (А. Фадеев).$ 6. Тимохин испуганно и (не)доумевая смотрел на своего командира. (Л. Толстой). 7. А лётчик по-настоящему пове рил наконец, что этот чёрный, старый, (не)весом ый человек действительно (не)кто иной, как Алексей Мересьев, его боевой товарищ. (Б. Полевой).

3. Объяснительный диктант. Благоухание ландыша (не)слыши шь за сто шагов. К нему нужно п$одойти вплотную и наклониться. Есть и люди, которых нельзя понять, (не)приблизившись к ним, (не)увидев их в кругу друзей или даже наедине. (Не)с ловами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается такой человек . Хорошего, доброго человека узнаёшь (не)мгновенно, а длительно, на протяжении времени. Только время и является истинным пробным камнем для всякого дела. (Не)оди н раз помочь, а много раз, (не)удобствами для себя. Вот тогда это подлинная доброта, (не)порыв, (не)движение напока з.

Добрый человек и в (не)лёгкий для себя час тоже (не)злобив и (не)может (не)помочь другу. (По О. Кожуховой).

Дом$ашнее задание: составить связное высказывание в научном стиле речи на тему “Слитное и раздельное написание не с разными частями речи”; выполнить упр. 319 (1) из пособия В. Ф. Грекова и др.

Урок 2. Слитное и раздельное написание $не с разными частями речи (продолжение).

Материал для словарно-семантической работы: деликатный, погребать, роковой, реликвия, трепетать.

Основное содержание урока.

1. Проверка домашнего задания: прослушивание подготовленных учащимися Связн$ых высказываний.

II. Совершенствование орфографических умений и навыков.

1. Комментированное письмо (указать условия слитного и раздельного написания не со словами):

(Неожиданно послышалось (не)громкое пение. Где-то (не)близко пела ж$енщина Егорушка оглядывался и (не)понимал, откуда эта странная песня. Ему стало казаться, что это пела трава. В своей песне она искренно убеждала кого-то, что она ни в чём (не)виновата, что солнце выжгло её понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она ещё молода и была бы красивой, если бы (не)зной и (не)засуха: вины (не)было, но она всё-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей (не)выносимо больно, грустно и жалко себя… (По А. Чехову). 2. Объясни$тельный диктант. (Не)ужели мы должны любить свою землю только (за)то, что она богата. (Не)только за это мы любим родные места. Мы любим их ещё (за)то, что, даже (не)богатые, они для нас прекрасны.

Я люб лю Мещерский край (за)то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается (не)сразу, а очень медленно, постепенно.

На первый взгляд — это тихая и (не)мудрая земля под (не)ярким небом. Но чем больше узнаёшь её, тем всё больше начинаешь любить эту обыкновенную землю.

$

И если придется защищать свою страну, то где(то) в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как(бы) (не)взрачно на вид оно (н..)было,— этот лесной задумчивый край, любовь к которому (не)забудется, как (н.,)когда (не)забыва ется первая любовь. (По К, Паустовскому), о. Самостоятельная работа. Выполнить упр. 319(11), 320 из пособия В. Ф. Грекова и$ др.

Списать, раскрывая скобки и расставляя пропуще нные знаки препинания:

$

1. И волны и суша покорны тебе завидует (не)друг столь дивной судьбе. (А. Пушкин). 2. Вступающим в жизнь говорю наперёд-железо кузнец а (не)молот кует. Птицу сбивает (не)дробь а стрелок. Хлеб выпекает (не)печь — хлебопёк. (Л. Татьяничева). 3. (Не)людимо наше море, день и ночь шумит оно; в роковом его просторе много бед погребено. (Н. Языков). 4. Это было (необычное молчание безветре(н, нн)ого морозного вечера а тишина удвоенная (не)естественн ым мёртвым безмолвием замёрзшего моря, (В. Катаев). 5. Морозка видел (не)убранные ячменные снопы на (не)дожатых полосах. (А Фадеев). 6. Воспоминания—это (не)засохшие цвет$ы и реликвии а живой трепещущий полный поэзии мир. (К. Паустовский).

  7. Радость труда (несравнима (н..)с какими другими радостями. (В. Сухомлинский).

Подобрать к данным словам синонимы с не и составить с ними предло жения, обозначить контрольные орфограммы.

Искренний, многократно, м$едлительность, сплошной, издавна, самостоятельность,

Составить небольшое связное высказывание, основной мыслью которого была бы пословица “Неправдой весь свет пройдёшь, да назад не воротишься”. По возможности использовать слова с не.

Домашнее задание: упр. 323 $из пособия В. Ф. Грекова и др.

Уроки 3—4 (развитие связной речи). Выступление во время дискуссии на общественн о-политическую и морально-этическую темы.

Цель уроков: познакомить учащихся с особенностью устных выступлений проблемного характера; формировать умение выступать во время дискуссии на обществ енно-политическую и морально-этическую темы.

Материал для словарно-семантической работы: альтруизм, дискуссия, диспут , интеллигентный, образованный, культурный.

Основное содержание уроков.I. Ознакомление с особенностями устных выступлений во время дискуссии. Отметить. что $устное выступление во время дискуссии представляет собой рассужд ение проблем ного характера, в котором ставится какой-то сложный и важный вопрос. Автор такого рассуждения стремится к тому, чтобы разрешить эту проблему, найти ответ, который и станет основным тезисом рассуждения. Поскольку многие $проблемы не предполагают однозначных решений, рассуждения на проблемные темы имеют дискуссионный характер.

Следует также подчеркнуть, что выступления на общественно-политическую тему требуют больше раздумий над событиями окружающей жизни, а на морально-эт ическую тему — больше внимания внутреннему миру человека.

II. Формирование умения выступать во время дискуссии.

1. Определить, какие темы высказываний $относятся к общественно-политическим, а какие — к морально-этическим. Установить, и чём$ их различие и сходство.

Всякое ли дело может быть интересным и творческим? Что такое подвиг? Что значит быть интеллигентным? Что требуется для того, чтобы быть полезным обществу? В чем смысл жизни? Человек по своей природе — эгоист или альтруист? За что я люблю свой край? Совместимы ли сильная воля и доброта?2. Анализ вариантов выступлений учащихся во время дискуссии на обществ енно-политич ескую и морально-этическую темы (используются магнитофонные записи или тексты, отпечатанные на машинке). Обратить внимание, как сформулирована проблема, поставленная$ в выступлении; как выступающий решает эту проблему; каков характер аргументов, привод имых в доказательство (факты и явления действительности, ссылки на авторитетные мнения, аналогии, сравнения и др.).

Домашнее задание к уроку 3: подготовиться к устному выступлению во $время дискуссии на тему “Кого можно назвать современным человеком?”

Урок 5. Слитное и раздельное написание не с разными частями речи (продолжение).

Материал для словарно-семантической работы: нерадивый, нещадный, обитатель, вальдшнеп.

Основное содержание урока.$

I. Совершенствование орфографических умений и навыков.

1. Распределительный словарный диктант. Выписать в один столбик слова, в которых не является приставкой, в другой — слова, в которых не — часть корня.

Неубедительно, неприглядный, ненавидеть, н$еаккуратный, невероятный, невиновный, небрежность, невзрачный, неоднократно, нелепо, негодовать, неуклюже, невежество, непримечательный, незасеянный, немногословно, неисчислимый, невезение, невидимый, негодующе, неудача, недоедать, недружелюбно, невзгода, недосыпать, недобросовестный, нетактично, несуразица, недоумевающий, небрежно, нерадиво, несдобровать, неряшливо, неприязнь, негреющий, невнятный, недостаток, неубранный, ненавистно.

2. Объяснительный словарный диктант.

(Неожиданная встреча; чувствовать (недомогание; (не)замеченн ые охотниками следы; (не)растаявший снег/ на горных склонах; (не)ра$спустившиеся лепестки; (несозревшие хлеба; совсем (не)растерявшись; (не)смотря на угрозы; (не)смотря вниз; (не) смыкая глаз; (не)широко приоткрыть дверь; (не)серьёзно, а легкомысленно; (непримиримость к (недостаткам; (не)торопливость, а медлительность; учиться никогда (не)поздно; (не)чаянный толчок; (не)жданный гость; (не)щадный зной; учиться вовсе (не)легко; быть в (не)ведении.

3. Самост$оятельная работа.

Списать предложения, раскрывая скобки II вставляя пропущенные буквы. Обозначить условия выбора слитного и раздельного написания не со словами.

1. Орёл, с отдалё(н,нн)ой поднявшись вершины, парит (не)подвижно со мной (на)равне. (А. Пушкин). 2. 3аколдова(н,нн) (не)в.. димкой, дремлет лес под сказку сна. (С. Есенин), 3. Там на (неведомых доро..ках следы (не)вида(н,нн)ых зверей. (А. Пушкин). 4. Книга в счастье укр$аша..т, а в (не)счастье ут..шает. (Пословица). 5. Миновав деревню, всадники свернули (не)влево, а вправо и бросились (в)скачь. (Г. Успенский). 6. (В)дали голубой столбом уж крутился песок золотой, звонков ра(з,с) давались (не)стройные звуки. (М. Лермонтов).

Определить, какое слово в каждом ряду “лишнее”. Заменить ег$о таким, которое подходит к данному ряду.

1. (Не)удача, (не)здоровье, (не)вежливость, (не)посе да.

2. (Не)дружелюбно, (не)серьёзно, (не)доверчиво, (не)з ыблемо,

3. (Не)зависимый, (не)покорный, (не)бесполезный, (не)взрачный.$

4. (Не)дотрога, (не)ряха, (не)погода, (не)настье.

5. (Не)истовствовать, (не)волить, (не)здоровиться, (не)сознаться.

Диктант “Проверяю себя”.

  Среди известных, но малознакомых птиц вальдшнеп занимает едва ли не первое место. Немного знаем мы о его сумеречной и таинственной жизни в лесных дебрях. И немудрено — ле$сной кулик ведёт скрытую от постороннего взгляда жизнь отшельника. Мало кому удаётся проникнуть в его загадки — не даёт он рассмотреть себя или приоткрыть завесу неведомого.

Эта птица умеет отлично скрываться в чаще леса. Недругов у лесных пернатых много, и самая главная их задача — выжить в нелёгкой борьбе. Лесной кулик-вальдшнеп только для непосвящённых кажется слабым и беззащитным. Его оружие — оперение и умение прятаться. Затаившись, птица сохраняет полностью неподвижность. Любой враг может пройти мимо, не обрати$в внимания на ворох “живых листьев”. Сам же вальдшнеп замечает всё: его необыкновенно красивые глаза расположены необычно — отнесены далеко назад, к затылку. Это позволяет ему видеть пространство впереди и за спиной.

Немногих обитателей ле$са природа наградила такими задатками и способностями, (Из журнала).

Домашнее задание: упр. 324 из пособия В. Ф. Грекова и др.

Уроки 6—7 (развитие связной речи). Доклад.

Цель уроков: познакомить учащихся с особенностями доклада; формировать умение самостоятельно готовиться к устному выступлению — докладу.

Материал для словарно-семантической работы: импровизация, лаконичный, ёмкий, тщательно.

Основное содержание уроков.

$I. Ознакомление с особенностями доклада как одного из видов устного монологического высказывания по книге “Развивайте дар речи: факультативный курс “Теория и практика сочинений разных жанров (VII-VIII кл.)”. Пособие для учащихся /Ю. И. Равенский, П. Ф. Ивченков, Г. А. Богданова, С$. А. Никольская. Сост. Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. — 3-е изд., перераб. — М., 1986. Необходимый материал учитель может найти также в пособии “Методические указания к факультативному курсу “Теория и практика сочинений разных жанров” (VII-VIII кл.)”: Пособие для учителей /Т. А. Ладыженская, Ю. И. Равенский, П. Ф. Ивченков и др. Сост. Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. — 2-е изд., испр. — М., 1982.

II. Формирование умения самостоятельно готовиться к устному выступлению — д$окладу.

1. Коллективный анализ образцов ученических докладов, подготовленных в предыдущие годы.

2. Выполнение упр. 20, 21 из пособия “Развивайте дар речи…”

Домашнее задание к уроку 6: упр. 22 из пособия “Развивайте дар речи…” (подготовить доклад на тему “Что такое хорошее устное выступление”).

На уроке 7, посвященном этой теме, прослушиваются и анализируются подготовленные учащимися доклады.

Домашнее задание: упр. 23 из пособия “Развивайт$е дар речи…” (подготовить доклад на тему “Синонимия в русском языке”). Можно предложить учащимся подготовить доклады и на другие лингвистические $темы (с использованием книг о языке, адресуемых школьникам).

$Урок 8.Различение на письме не и ни.

Материал для словарно-семантической работы: приторность, притягательный, студёный.

Основное содержание урока.

I. Систематизация и обобщение сведений о различении не и ни по пособию М. Т. Баранова и др. (с. 146—147, 231), о правописании ни по пособию В. Ф. Грекова и др. (§ 59).

II. Совершенствование у$мений различать на письме не и ни, правильно писать их со словами.

1. Выполнение упр. 325, 326(1) из пособия В. Ф. Грекова и др.

2. Объяснение употребления частиц не, ни и приставок не-, ни-.

1. Как во всяком произведении природы, так и в созданиях искусства не должно быть ничего ни недоконченного, ни недостающего, ни излишнего, но всякая черта, всякий образ$ и необходим и на своём месте. (В. Белинский). 2. Я никому не верю, что есть на нашей земле места скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни воображению, ни человеческой мысли. (К. Паустовский). 3. Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего, пугаясь приторности того и другого. (Н. Гоголь). 4. Кто в молодости не связал себя прочными связями с великим и прекрасным делом или по крайней$ мере простым, но честным трудом, тот может считать свою молодость бесследно утерянною, как бы весело она ни прошла и сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила. (Д. $Писарев),

3. Диктант с грамматическим заданием (указать, чем является ни: частицей, приставкой или союзом, объяснить постановку знаков препинания при однородных членах предложения).

1. Ни звёзд блестящих, ни луны на небе нет; и тишины ночной никто не нарушает. (А, Кольцов), 2. Как бы трудно ни отрывался человек от привычного места, какую большую часть сердца ни оставлял бы там, а есть в самой дороге утешение, и наде$жда, и зовущая радость. (В. Панова), 3. Взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небе), на котором ни облачка, ни пятна, и поймёшь, почему тёплый воздух недвижим, (А. Чехов). 4. Ни один не колыхнётся на берёзках лист. (А. Пушкин). 5. Никем не потревоженными снег лежит волнистыми сугробами, покрыв ает деревья пушистыми шапками. (С. Маршак).

4. Комментированное письмо (определить: е или и надо писать на месте пропусков, объяснить слитное и раздельное написание не и ни со словами).

(Н..)слыхать (н..)чьих голосов. (Н..)кто (н..)о чём (н..)подоз$ревал. (Н..)хоч$у вас (н..)чем огорчать. Обижаться (н..)на кого, (Н..)с чем (несравнимое впечатление. (Н..)когда посетить. (Н..)разу (н..)побывал. (Ниоткуда (н..)проникал луч солнца, (Н..)кого увидеть, (Н..)кто (н..)ощущал (н..)какой тревоги. (Н..)раз обращался. (Н..)что. иное, как утренняя заря, (Н..)кем заменить. (Н..)куда деться. (Н..) с кем (н..)встречался. (Н..)кому (н..)интересное сообщение. (Н..)говоря (н..)слова. (Н..)сколько (н..)смешной. (Н..)откуда и (н..)от кого ждать письмо. (Н..)прекращающийся (н..)на минуту дождь.

5. Объяснительный диктант.

Всем известна пр..тягательная сила родников. (Н..)один путник (н..)может пройти мимо что(бы) (н..)остановит(?)ся (н..)пр..пасть к хрустальной студё(н,нн)ой воде. И (н..)где (н..)в людных местах $(н..)в глухой тайге родник (н..)остаётся (н..)замече(н,нн)ым к нему всегда есть тропа,— он нужен (н..)только людям$ но и зверям птицам. Люди (из)давна стремились пользоваться родниками, селились (во)круг них сохраняли и обустраивали источники.

(Н..)забыты родники и сейчас. Как (н..)совершенна современная система водоснабжения а родники продолжают играть свою (н..)большую скромную роль. Их воду$ берут для питья идут порой за (н..)сколько километров что(бы) отведать самого лучшего напитка подаренного природой — чистой воды. (По А. Порядину).

Домашнее задание: составить связное высказывание в научном стиле речи на тему “Чем различаются на письме не и ни”, выполнить упр. 326 (II) из пособия В. Ф. Грекова и др.

$Урок 9. Различение на письме не и ни (продолжение).

Цель урока:совершенствовать орфографические $умения и навыки.

Материал для словарно-семантической работы: впечатлительность, восхищение, ни на йоту.

Основное содержание урока.

I. Повторение сведений о различении не и ни и их правописании в ходе проверки домашнего задания.

II. Совершенствование орфографических умений и навыков.

1. Предупредител$ьный диктант (объяснить контрольные орфограммы).

Иные люди до конца своих дней (н..)утрачивают дара восхищения миром. (Н..)какие бури и трудности человеческого пути (н..)могут повлиять на впечатлительность их (н..)стареющей натуры.

К таким людям принадлежал Михаил Пришвин. Как (н..)мог он отложить в сторону перо, так (н..)на миг (н..)мог перестать радоваться жизни. Её богатства находил он повсюду, где бы (н..)побывал что(бы) (н..)уви$дел. Он был как (н..)кто другой внутренне богат, обычные человеческие слабости казались ему просто (незаконными. Он как(бы) опровергал слова Шиллера, что “лишь раз цветёт чудесный в жизни май”, сделав весну на протяжении своей жизни (неизменным спутником. (По В. Лидину).

2. Самостоятельная работа.

Выполнить упр. 327 из пособия В. Ф. Грекова и др.

Списать, раскрывая скобки и выбирая нужные по смыслу не и$ ни. Вставить пропущенные буквы и запятые.

1. (Не, ни)кто (не,ни)родится мастером. 2. Тот (не,ни)чего (не,ни)боится кто честно умеет трудиться. 3. Под лежачий камень вода (не,ни)течёт. 4. (Не,ни)чего (не,ни)сделано если осталось что(нибудь) (не,ни)доделано. 5. Словами туда(сюда) а делом (не,ни)куда. 6. (Не,ни)кому (не,ни)мило когда дело хило. 7. (Не,ни)тот хорош кто лицом пр..гож а тот хорош кто на дело го$ж. 8. (Не,ни)потрудиш..ся — мёду (не,ни)поеш.. . (Пословицы),

Списать, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы; составить с 3—4 устойчивыми сочетаниями слов предложения.

(Н..)свет (н..)заря; (н..)к добру; (н..)в обиду будет сказано; как (н..)в чём (н..)бывало; откуда (н..)возьмись; во что(бы) то (н..)стало; (н..)за страх, а за совес$ть; (н..)за что (н..)про что; (н..)за горами; (н..)слуху (н..)духу; (н..)рыба (н..)мясо; (н..)одной души; (н..)жив (н..)мёртв; (н..)на йоту.

Продолжить рассуждение, доказывая основную мысль, сформулированную в последнем предложении. По возможности использовать слова $с контрольными орфограммами.

Какой бы (н..)была богатой природа, возможности её (н..)безграничны. И если мы её хозяева, то, (н..)сомненно, должны быть и её защитниками, ибо (н..)льзя только владеть, (н..)платя за добро ответным добром, (Никакими законами (н..)оградить природу от ущерба, если каждый из нас (н..)осознает и (н..)на минуту (н..)будет забывать простой истины: нанося вред окружающей среде, мы вредим самим себе.$.. (По В. Ткаченко).

Диктант “Проверяю себя”.

Никогда, ни разу с того часа, как муж ушёл на войну, не приходило Марии в голову то, что он не вернётся домой. Она знала, что он живой, и ждала его ровным, не спадающим ни на день ожиданием.

Пропал без вести, ведь не убитый же. Никому не верила: ни бумагам, ни людям, одному сердцу. Живой, в плену где-нибудь в чужой стране. Никак и не выберешься — не $отпускают домой, держат в неволе.

Она то во сне, то наяву ясно видела одну только ставшую за многие годы очень близкой картину: по широкой, по ровной дороге идёт усталый муж…

Никто не шёл по дороге, ни одной живой души не сопровождал сонный вечерний чибис, взлетевший над лугом ни с того ни с сего.

И теперь тревога и страх перед неизбежным чем-то сменились вдруг ясной и страшной от этой ясности мыслью: “Не придёт. Нет, видно, уж. Не придёт никогда, ни завтра, ни после”. (По В. Белову).

Домашнее задание: упр. 331 из пособия В. Ф. Грекова и др.

$

Урок 11. Слитные, раздельные и дефисны$е написания слов.

Цель урока:систематизировать и обобщить правила, регулирующие слитные, раздельные и дефисные написания слов; совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки.

Материал для словарно-семантической работы: убеждение, ивняк, изгиб, впечатление.

Основное содержание урока.$

I. Систематизация и обобщение правил слитных, раздельных и дефисных написаний слов по пособию М. Т. Баранова и др. (с. 233—236), а также с помощью данной таблицы.

  ДЕФИСНЫЕ НАПИСАНИЯ СЛОВ

Через дефис пишутся

$

$

$Примеры

I. Сложные слова:

 

1. Существительные

 

— состоящие из двух самостоятельных слов,

лётчик-космонавт$

— обозначающие промежуточные стороны света,

северо-восток

имеющие пол- и вторую часть, начинающуюся с л,

пол-лимона,

большой буквы, гласной

пол-Киева,

 

пол-арбуза

$

2. Прилагательные

 

— образованные сложением независимых друг от

$

 

друга слов (между ними можно поставить союз и);

русск$о-украинский

— образованные от существительных, которые пишутся через дефис;

юго-западный

— обозначающие цвет

ярко-крас$ный

3. Наречия, образованные от двух одинаковых или близких по смыслу слов

давным-давно,

нежданно-негаданно

4. Сложные предлоги

из-за.

 

из-под

II. Неоп$ределённые местоимения и наречия

кое-что.

с приставкой кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь

к$то-то,

 

куда-либо,

 

как-нибудь

III. Наречия$, образованные

 

— от прилагательных с помощью приставки по- ч суф-

по-братски,

фиксов -и, -ому (-ему);

$

по-доброму,

по-прежнему,

— от числительных с помощью приставки

во-вторых,

во-(в-) и суффикса -ых(-их).

в-третьих

IV. $Частицы -то, -ка, -таки.

наш-то,

 

возьми-ка,

 

узнал-таки

II. Совершенствование орфографических умений и навыков.

1. Обозначить и объяснить повторяемые орфограммы.

Дом-музей, ярко-красный, пол-оборота, навстр$ечу, северо-восточный, как будто, пол-Киева, наподобие, киловатт-час, из-под, по-товарищески, ввиду (отъезда), в продолжение (всего дня), во-вторых, а течение (года), по-новому, по мере, нежданно-негаданно, однако же, вроде, кто-то, то есть, по причине, насчёт, во что бы то ни стало, кое-кто, принеси-ка, для того чтобы, вместо, из-за, вследствие, (древнерусский, по-летнему (греет), по летнему (лесу).

2. Записать предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки$ препинания. Графически обозначить условия выбора $слитного, раздельного и дефисного написания слов.

1. (В)дали на (северо)западе поднялась гряда гор. (А. Н. Толстой). 2. А (в)(не)прог-лядно(тёмном) небе до зари звучали стонущие и куда(то) зовущие голоса журавлиных стай. (М. Шолохов). З. Кудрявые кусты сирени (кое)где как(будто) посыпаны чем(то) белым и лиловым. (Л. Толстой). 4. Меж двумя рядами изгороди (кое)где проглядывала из(под) снега колея заброше(н,нн)ой (не)хо-же(н,нн)ой дороги. (Б. Полевой). 5. Раньше по деревьям можно было далеко проследить реку теперь(же) (н..)где (не)было даже кустов (в)следстви.. чего (не)льзя было сказать куда свернёт протока (в)лево или (в)право. (В. Арсеньев). 6. Снегу было мало снежных буранов то(же) а(по)тому мало шло п$о реке льдин. (С. Аксаков). 7. (По)ясному небу (едва)едва неслись высокие и редкие облака (изжелта)белые как весенний запоздалый снег… (И. Тургенев).

3. Предупредительный диктант (объяснить повторяемые орфограммы).

Река, (в)доль которой мы шли, (в)течени.. своём делала много изгибов, то и дело круто поворачивала то (в)лево, то (в)право, так(что) поблескивающ..е зеркало её упирало$сь (в)дали то в зар..сли ивняка, то в песча(н,нн)ый обрыв. (В)скоре (в)лево на довольно крутой пр..горок повела тропа, и через (пол)часа сосновый лес окружил нас. Безмолвно и тихо было в этом лесу. Там, (высоко)высоко, бродили ветерки, у нас(же) (в)низу было (тихо)тихо. В (неподвижном нагретом воздухе крепко пахло мёдом.

$

Между тем (в)переди, сквозь деревья сверкнула вода, и (в)скоре дорожка привела нас к большому озеру. (По В. Солоухину).

4. Объяснительный диктант.

(В)продолжени.. всех праздников мы ходили к Марии Викторовне почти каждый день. Время мы проводили большею частью в разговорах; иногда доктор пр..носил какую(ни-будь) книгу или журнал и читал нам (в)слух, (Не)могу судить, много(ли) он знал, но он постоянно обнаруживал свои знания, (так)как хотел, что(бы) и другие так(ж$е) знали. Когда   он говорил о чём(нибудь), относящемся к медицине, то (не)походил (н..)(на)одного из наших городских докторов, а производил какое(то) новое, особенное впечатление. Я часто спорил с ним, но всё(же) благодаря ему (мало)помалу стал замечать, что для самого меня (не)всё было ясно, и я уже старался выработать в себе возможно определё(н,нн)ые убеждения, что(бы) указа$ния моей совести были определё(н,нн)ы и (не)имели(бы) в себе (н..)чего смутного. (По А. Чехову).

Домашнее задание:упр. 314(1) из пособия В. Ф. Грекова и др.

Урок 12.Слитные, раздельные и дефисные написания слов (продолжение).

Цель урока:$совершенствовать орфографические умения и навыки, связанные с правилами слитного, раздельного и дефисного написания слов.

$Материал для словарно-семантической работы: изваяние, укоряющий, разбередить, ютиться.

Основное содержание урока.

I. Совершенствование орфографических умений и навыков.

1. Объяснительный диктант.

На опушку леса падали косые лучи, и ближайшие стволы сосен были того мягкого золотистого оттенка, какой бывает у тонкой сосновой дощечки, освещенной (с)зади свечой.

И с$ (необыкновенной в то утро зоркостью Чайковский заметил, что сосновые стволы то(же) отбрасывают свет на подлесок и на траву очень слабый, но такого(же) золотисто(розоватого) тона.

Разнообразие и сила освещения вызывали у него то состояние, когда кажется, что (вот)вот случится что(то) (необыкновенное, Он испытывал это состояние и раньше. Его (не)$льзя было терять. Надо было (тот)час возвращаться домой, садиться за рояль и (на)спех записывать проигранное на листках бумаги. (По К. Паустовскому).

2. Самостоятельная работа.

Списать, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

(В)следстви.. по делу, (в)продопжени.. месяца, (в)виду недостатка материалов, (в)следстви.. невнимательности, иметь (в)виду, письма (в)роде дневника, справиться (н$а)счёт здоровья, (в)место предисловия, участвовать в продолжени.. передачи, расположиться (в)доль дороги, слова согласуются (в)роде, перевести (на)счёт банка, (в)течени.. года, наклеить (в)доль, (в)течени.. реки, из(за) непогоды, (в)заключени.. эксперта, из(под) навеса, (в)заключени., выступления, (в)место на значения, идти (на)встречу товарищам, (на)встречу с выпускниками.

Записать, раскрывая скобки. Графически обозначить условия выбора слитного, раздель$ного и дефисного написания слов,

(Литературно)музыкальный, (кают)компания, (по)доброму, что(либо), (физико)математический, (пол)Киева, (пол)очка, (во)вторых, (кое)какой, (общественно)политический, (пол)мира, (лимонно)жёлтый, (мало)известный (выше)изложенный, (пяти)угольник, (кафе)столовая, (громко)громко, (верхне)волжский, (любо)дорого.

Списать предложения, вставляя про$пущенные знаки препинания. Обозначить орфограммы на месте пропусков и скобок.

1. (Не)возвратность наших минут похожа на (не)возвратность слоё(н,нн)ых речных струй вода так(же) как и время (н..)когда (не)вернётся обратно. (В. Белов)$. 2. Надобно иметь силу характера говорить и делать одно и то(же). (А. Герцен). 3. Счастье мыслящего человека состоит в том что(бы) вносить как можно больше света и теплоты в существование всех окружающих людей. (Д. Писарев). 4. Что(б) (н..)сулило вам воображенье ваше но верьте той земли (не)сыщ..те вы краше где ваша милая иль где живёт ваш Друг. (А. Пушкин).

$

Выполнить упр. 312, 314(11) из пособия В. Ф. Грекова и др.

Свободный диктант.

Последней военной осенью я стоял на посту возле пушек в (не)большом польском городке. (Неожиданно в доме, стоявшем (на)против, раздались звуки органа. От дома этого при бомбёжке отвалилась половина, обнажив стены с нарисованными на них святыми и мадоннами.

До самых пот$ёмок глазели они на меня. И (от)чего(то) (не)ловко было мне за себя, за людей под этими укоряющими взглядами. И сейчас (нет)нет да и выхватывало ещё отблесками пожаров из темноты печальные лики. Мне казалось, что они то(же) слушали и (по)своему, (не)(по)земному понимали музыку, которая напоминала мне детство.

Музыка разбередила воспоминания. Да, она так(же), как и в далёкую ночь детства, хватала за горло, но (не)выжимала слёз, (не)прорастала жалостью. Она звала куда(то), заставляла что(то) делать, что(бы) потухли эти пожары, что(бы) люди (не)ютились в горящих развалинах, что(б$ы) небо (не)подбрасывало взрывами.

Музыка торжественно гремела над городом, та самая музыка, какую хранил в сердце, словно вздох родной земли, человек, который (н..)когда (не)видел родины и всю жизнь тосковал о ней. (По В. Астафьеву).

Домашнее задание: составить связное высказывание в научном стиле речи на тему “Слитные, раздельные и дефисные написания слов”; выполнить упр. 317 из пособия В. Ф. Грекова и др.

$

$

Урок 14. Буквы н и нн в словах разных частей речи

Самостоятельная работа.

Цель урока:совершенствовать орфографические умения и навыки, связанные с разделом “Морфология. Орфография”.

Материал для словарно семантической работы: пагубный, сущность, призвание, подлинный, чтить.

Основное содержание урока.

I. Проверка $домашнего задания. Прослушивание и коллективный анализ развёрнутых устных ответов на лингвистические темы.

II. Совершенствование орфографических умений и навыков.

1. Записать предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Графически обозначить условия выбора правильного написания на месте пропусков и скобок.

$1. Исти(н,нн)ая человеческая сущность выражается в человеке тогда когда его поступками движ..т (не)кто(то) а его собственная совесть. (В. Сухомлинский). 2. Воздух был (не)подвижен и полон какой(то) чуткой кристаллической ясности (не)нарушаемой теперь (н..)одним звуком. (В. Короленко). 3. Лиза (не)вымолвила (н..)одного слова (в)течени.. спора между $Лаврецким и Паншиным но внимательно следила за ним и вся была на стороне Лаврецкого. (И. Тургенев). 4. Ещё (н..)когда (не)доводилось мне видеть на токах такого (не)обычайного количества глухарей, Я сидел очарова(н,нн)ыи (не)шевелясь боясь двинуться что(бы) (не)испугать с..девших птиц. (И. Соколов-Микитов), 5. И пришла к нам (нежданно)негаданное дальней волости груда вестей. (С. Есенин). 6. Верю в людях во всё хорошее в жизнь (по)юношески влюблён, $(Н. Рыленков).

2. Списать текст, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания. Определить основную мысль текста: указать предложение, в котором она сформулирована: сделать синтаксический разбор этого предложения.

Настоящий хороший$ композитор сочиняя музыку отдаёт ей все свои душевные силы. И слушатель если он хочет (по)настоящему услышать музыку то(же) должен отдать ей все силы своей души.

Одно из самых чудесных свойств музыки состоит в том что чем больше душевных сил мы ей отдаём тем больше новых сил в ней черпаем. А (не)внимательное (не)заинтересова(н,нн)ое слушание музыки точно так(же) как (не)внимательное чтение книг или рассматривание картин только утомляет нас отбирает наши силы а(в)замен ровно (н..)чего (не)лаёт разве что вызывает пагубное заблуждение будто(бы) скучно это (не)понятно и (неинтересно.

Слушатель что(бы) быть хорошим слушателем должен учиться стр$емиться узнать что(то) новое (не)изведанное. (По Д. Кабалевскому).

3. Продолжить$ рассуждение о том, что человек — творец своего призвания; использовать по возможности слова с повторяемыми орфограммами.

Утверждать в себе призвание — это значит что(то) делать, что(то) создавать, а (не)заучивать готовые истины, (не)копаться в своих чувствах, пытаясь найти ответ на вопрос; нравится(ли) мне эта работа или (не)нравится? Нравится человеку то, во что он вложил частицу своей души. (Н,,)когда (не)пренебрегай самым простым, самым чёрным, грязным трудом — с него начинается творчество… (По В. Сухомлинскому).

Домашнее задание: подготовиться к выполнению контрольной работы (повторить правила слитного, раздельно$го и дефисного написания слов); выполнить упр. 444 из пособия В. Ф. Грекова и др.

$

Урок в 10 классе

Буквы н и нн в с$ловах разных частей речи (продолжение).

Материал для словарно-семантической работы: знающий, сведущий, компетентный. грамотный, осведомлённый; пойма.

Основное содержание урока.

1. Проверка домашнего задания: прослушивание устных связных высказываний о правописании букв н и нн в словах разных частей речи.

II. Совершенствование орфографических умений и навыков.

1. Объяснение контрольных орфо$грамм (работа проводится устно или в виде выборочного диктанта).

Далеко внизу, сквозь кусты ивы, берёзовую и рябиновую листву виднелась не очень широкая река. Там, у воды, белели песчаные косы, а дальше клубилась лиственная зелень. Левее была обширная, пересечённая извилистой старицей и окаймленная лиственным недвижимым лесом пойма. Пойма была спокойно-светла, копила в своих низинах белый туманец, и он сперва стушёвывал, потом тихо гасил цветочную синь и желтизну ещё$ не кошенного луга. (По В. Белову).

2. Комментированное письмо (объясняются повторяемые орфограммы).

1. Счастье — (не)предвиде..ый заране костерок, мерцающий в тумане; в знойный полдень родничок студё.$.ый, путь далёкий, до конца пройде..ый… (Н. Рыленков). 2. Огражде..а двоякой гранью, бессмертью возвращё..ый прах, она смущё..ому сознанью сияет радугой в веках.(В. Брюсов). 3. Только ставши лебедем надме..ым, изменился серый лебедёнок. А на жизнь мою лучом нетле..ым грусть легла и голос мой (не)звонок. (А. Ахматова). 4. Дни в мае дли..ее ночей в декабре, и тянется время — но всё реше..о. (В. Высоцкий). 5. 0се..ий хо$лод ласково и кротко крадется мглой к овся..ому двору. (С. Есенин). 6. Июльский день: сверкает строго неовлажнё..ая земля. Непрерыв..ая дорога. Непрерыв..ые поля. (А. Белый). 7. Длинный меч его стучал по кожаному шнурованному сапогу. (М. Булгаков). 3. Объяснительный диктант. Среди великих изобретений былых времён, окончательно выделивших род людской из приниженного состояния, наибольшую роль сыграла письменность. Именно по книгам, как по ступенькам, поднимался человек в свою нынешнюю$ высоту.

Книга — это кристаллический, плотно упакованный в страницы наш многовековой опыт. Только благодаря книге накопленные знания обретают могущество и ценность.

Книга есть верный, бескорыстный и сведущий друг. Она самый терпеливый учитель.

Не всякая пачка исписанной бумаги достойна стать книгой. Люди бывают пристрастны, бесчестны, несовершенны в своих увлечениях, и опять только книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие. (По Л. Леонову).

4. Самостоят$ельная работа.

Спишите, подбирая к прилагательным и причастиям подходящие по смыслу существительные; буквы, поставленные на$ месте пропусков, обозначьте как орфограммы.

Сдержа..ый, рассмотре..ый, реше..ый, вскипячё..ый, опубликова..ый, плавле..ый, расплавле..ый, неписа..ый, негада..ый, консервирова..ый, усовершенствова..ый, суше..ый, кале..ый, вяза..ый, вороне..ый.

Спишите. Укажите, какими членами предложения являются выделенные слова, какими частями речи они выражены. Обозначьте контрольные орфограммы.

1. Путешестве..ики напряжённо всматривались в мглистую даль. Лицо у моего $собеседника было напряже..о. 2. Животное испуга..о охотником. Мальчик смотрел на приближающийся поезд испуга..о. 3. Получе..ое на старте преимущество было спортсменом постепе..о растеря..о. Мать растеря..о посмотрела на сына. 4. Принимаемое решение было заранее взвеше..о и тщательно обдума..о. Спасатели действовали в чрезвычайной ситуации взвеше..о и обдума..о.

Запишите слова, графически обозначая условия выбора н и нн.

Труже..ик, гости..ица, мороже..ое, путеш$естве..ик, дружи..ик, родстве..ик, мали..ик, свяще..ик, бессребре..ик, воспита..ик, уче..ик, листве..ица, ко..ица, гриве..ик, муче..ик, пута..ица, пле..ик, имени..ик, ставле..ик, конопля..ик, нефтя..ик.

Домашнее задание: выполнить упр. 306 из пособия В$. Ф. Грекова и др.

Урок 15.Контрольная работа (диктант).

Цель урока:проверить сформированность у учащихся орфографических умений и навыков, связанных с разделом “Морфология. Орфография”.

Основное содержание урока.

Возможный вариант текста для диктанта:

Научиться слышать голоса природы и истории — значит раздвинуть границы собственной жизни вглубь и вширь, в прошлое и $в будущее, ощутить связь времён и, кроме того, приобщиться к подлинному бессмертию, в котором нет ничего ни иллюзорно$го, ни мистического. Ощущение связи времён — великая нравственная, творческая, никогда не иссякаемая сила. Она не утешает человека иллюзиями, она даёт ему не слепую веру, а мужественную, неустрашимую уверенность в том, что от него самого зависит не исчезнуть бесследно, а остаться жить на земле. Бороздой, проложенной в поле, строкой, написанной в книге, в построенном им доме или в сложенной им песне, в детях, которых он родил и воспитал. В тепле, добытом им из-под земли, или в тепле дружеского участия в судьбах тех, кто в этом нуждается.

И если он помнит и чтит тех, кто до него пахал поле, складывал песни, писал книги, строил дома, воспитывал и учил детей, давал людям тепло, ко$рмил их хлебом, если он помнит и чтит надежды, горе, счастье, искания, труды, борьбу прошедших поколений, если они для него не умерли, а живы в его памяти, значит, и будущие поколения тоже не забудут его, и он обретает бессмертие не в боге, а в живой народной памяти. (По С. Львову).

Еще записи

Leave a Comment