Конспект открытого урока по русскому языку при обучении детей с ЗПР. "Путешествие в сказочный лес"

МБС(К)ОУ Нач.шк-дет.сад«Лучик»

Сообщение на методическом объединении Тема: Значение игровой деятельности при обучении детей с ЗПР.

$Провела учитель Филиппова Ольга Михайловна.

Реутов

2012

Значение игровой деятельности

$ Начало школьной жизни- это серьёзное испытание для ребёнка. За очень короткий срок первокласснику необходимо привыкнуть к новому распорядку дня, усвоить новые требования, предъявляемые к нему, наладить контакты со сверстниками. Но наряду с этим ребёнок ещё должен получить определённые знания, развивая свои способности, формируя собственные ценности. В школе ребёнок попадает в новый, пока непредсказуемый мир. И от того, насколько успешно и быстро он сможет адаптироваться в необычной среде, почувствовать её привычной для себя, зависит и его успеваемость.

$ Для лучшего усвоения учебного материала на уроках в начальной школе применяются различные игры. Почему?

Наряду с трудом и учением игра- один из основных видов деятельности ребёнка, в которой он сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений, окружающую действительность.

Играя, ребёнок всё время стремится идти вперёд, у него одновременно работают подсознание, разум и фантазия, следовательно, развитие эмоциональной сферы детей, как и интеллектуальной, наиболее эффективно происходит в игре.

Игровая деятельность привлекательна для детей и способна вызвать положительную мотивацию к познанию нового. В то же время игра не является только развлекательным средством - это обычное упражнение, облачённое в занимательную форму. Содержание игры служит выполнению учебной задачи, в которой важна и воспитательная сторона. Игра требует от учащихся сообразительности, внимания, учит выдержке, взаимоподдержке, вырабатывает умение быстро ориен$тироваться, находить правильное решение, развивает и повышает интерес к предмету.

Наличие разных по сложности, форме и содержанию игровых упражнений позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, повышает уровень их знаний.

Игровая деятельность выполняет следующие функции:

  • $ развлекательную( развлечение, пробуждение интереса);$

  • коммуникативную( освоение диалектики обобщения);

  • игротерапевтическую( преодоление трудностей);

  • $диагностическую( самопознание в процессе игры);

  • коррекционную( внесение позитивных изменений в структуре личностных показателей );

  • $межнациональной коммуникаций усвоение единых для всех людей социально- культурных ценностей);

  • самореализации;

  • $ социализаций усвоение норм человеческого общения).

В игре возможны инсценирование эмоций, чувств, реализация способностей ребёнка « быть собой и другими». Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами

соревновательности, удовлетворения потр$ебности в самоутверждении, самореализации.

Классификация педагогических игр.

По области деятельности игры бывают: физические, трудовые, социальные, интеллектуальные, психологические.

Игра «Глаза в. глаза»

Цели. Развивать в детях чувство симпатии; подготавливать к эмоциональному восприятию речи учителя на уроках, учить передавать интонацией содержание текстов при чтении и т.д

Ход игры

Соседи по парте берут друг друга за руки, смотрят друг другу в глаза и пробуют молча передать разные эмоциональные сос$тояния, предлагаемые педагогом: «Я грущу», «Мне весело! Давай играть»,« Я рассержен» и т.д.

По характеру педагогического процесса игры бывают: контролирующие, обучающие, познавательные, развивающие, коммуникативные, диагностические, творческие

Игра «Разговор с руками»

Цель. Научить детей контролировать свои действия.

Ход игры

Ребёнок обводит на листе бумаги свои ладони. Потом ему предлагается оживить ладошки: нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. Затем предлагается провести беседу с руками- спросить:

Кто вы, как вас зовут?

Что вы любите делать?

Что у вас плохо получается? Почему?

Как я могу вам помочь?

Заканчивается игра тем, что руки $должны пообещать делать только хорошие дела, стараться писать красиво. А ребёнок обязательно должен поблагодарить за это свои послушные руки.

Игра « В музее осени»

Цели. Совершенствовать зрительную память, развивать логическое мышление, наблюдательность.

По игровой методике( предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации)

Игра « Репетиция оркестра»

Цель. Дать возможности выхода эмоциям, снимать напряжение.

Ход игры

Включается кассета с задорной музыкой. Дети встают и начинают дирижировать воображаемым оркестром разными способами: ладонями, руками, ногами$ и т.д.

По предметной области игры бывают: Математические, литературные, трудовые, спортивные, народные, экологические.

Игра «Покормите рыбок»

Цель. Совершенствовать вычислительные навыки.

Ход игры

Разыгрывается ситуация кормления рыбок в пруду. На обратной стороне пособий-рыбок написаны примеры. К левой и правой сторонам доски прикрепляются рисунки с изображениями кормушек, на которых написаны числа, обозначающие ответы ( например 5 и 10). Участники игры, решая примеры, размещают рыбок около той$ кормушки, число которой соответствует результату вычисления.

$Игра « Составь слово»

Цель. Упражняться в чтении слов.

  1. По игровой сфере игры бывают: без предметов и с предметами; настольные; комнатные; уличные; компьютерные с использованием ТСО; технические со средствами передвижения.

$Игра «Чудесный мешочек»

Цель. Учитель описывает признаки предмета, воспринимаемого на ощупь.

$ Ход игры

Водящий опускает руку в мешок, ощупывает предмет и описывает то , что ощущает. Учащиеся должны догадаться, о каком предмете идет речь. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Первоклассники очень легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.

$ Игровая обстановка на определенном этапе урока способствует развитию познавательных интересов каждого ребенка, дает возможность участвовать в обсуждении, что позволяет ученику, даже самому слабому, понять и усвоить новый материал, научиться применять его на практике.

Игра присутствовала в жизни каждого ребенка до поступлен$ия в школу. Поэтому и в дальнейшем она не должна исчезать из его жизни, продолжая свое существование в школьном обучении.

В младших классах одним из эффективных методов и приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является дидактическая игра. Она способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки.

$ Дидактические игры, как интеллектуальные, так и познавательные, дают возможность многогранного развития личности, развития способностей, а также сплочения детей на основе общих замыслов и интересов. В практике педагогической работы дидактическая игра заняла достаточно прочное место на предметных уроках. Каждая игра несет свои определенные задачи, исходя из которых дети осуществляют игровые действия, как бы маскирующие сложную мыслительную деятельность, что делает ее более интересной. Для того чтобы при неоднократном использовании игры интерес к ней не снижался, ее можно модифицировать за счет замены оборудования, то есть вводить новые предметы, рисунки или изменять правила. Все дидактические игры предполагают выявление победителей в лице ученика или группы. Важный эмоциональный момент — поздравление победителя: вручение вымпела, игровых фишек, жетонов и т.д.

Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока, а также при проверке домашнего задания и при закреплении или подведении итогов. В виде игры может быть проведена и по$дготовительная работа по восприятию нового материала.

Информационная игра - это вид деятельности с использованием ТСО в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление познавательной деятельностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи информационных игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.

Реализация информационных игровых пр$иемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется а качестве ее средства; в учебную деятельность вводится$ элемент соревнования, которой переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Каждая информационная игра представляет собой набор задач. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п. — и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

Задачи игры имеют очень широкий диапазон трудностей. Постепенное возрастание их игровой сложности позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, то есть р$азвивать свои творческие способности, в отличие от обучения где все объясняется и где в ребенке формируется в основном только исполнительские черты.

Результат использования игр в процессе обучения достаточно велик. Кроме приобретения детьми опыта адекватного эмоционального реагирования, попутно происходят позитивные изменения в развитии высших психических функций ( мышления, речи, памяти, воображения, внимания), в развитии личности в целом, а также в овладении младшими школьниками интеллектуальными умениями и учебной деятельностью.

МБС(К)ОУ дет.сад-нач.шк. «Лучик»

$ Конспект открытого урока по русскому языку при обучении детей с ЗПР. Путешествие в сказочный

лес

Провела учитель Филиппова Ольга Михайловна.

Реутов

Игровое занятие «Путешествие в сказочный лес».

Ход занятия.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие в сказочный лес. Его жители - весёлые человечки. Каждый из них приготовил задание, которое вы должны выполнить. Давайте сядем на ковёр - самолёт и полетим в сказочный лес.

Звучит музыка. Дети встают, закр$ывают глаза и имитируют полёт.

Ведущий. На ковёр мы сели,

В сказку полетели.

Слышите, как поёт сказочный ветер. Споём вместе с ним. Для этого надо сделать глубокий вдох произнести « ш - ш - -ш»(хором).Ветер раскачивает ветви деревьев, кусты, траву.(Дети изображают качание деревьев.)Сильный ветер потревожил жука. Жук возмущённо зажужжал «ж - ж - ж».Давайте присядем на сказочной полянке и поиграем.

  1. $Угадайте слово.

Кот живёт у нас на крыше,

$ А в чулане живут.. .(мыши)

Не поедет без бензина Ни автобус, ни...(машина)

По полям бегут ручьи,

На дорогах - .. .(лужи),

Скоро выйдут муравьи После зимней ...(стужи).

$Принесла нам дождь плакучий Эта грозовая.. .(туча).

Наступает темнота.

На столе горит.. .(свеча).

На рыбалке не ворчу,

Щуку из реки.. .(тащу).

$

Я откликаться не хочу,

Меня зовут, а я .. .(молчу).

Волки рыщут,

Пищу.. .(ищут).

Я только нитки отыщу И змея в небо.. .(запущу).

$- Какие орфограммы вам встретились в словах отгадках? Назовите ещё несколько слов на эти правила.

  1. Составьте слова из слогов:

Лы ча пру ма на ша кры жи ши чай ша ник ча ро ка вель ща встре(лыжи,чаша, пружина,машина, крыша,чайник, широка, щавель, встреча)

  1. Найдите в цепочке слов «лишнее».

Мыши, жилы, шипы, куча.

••

Ежики, моржи, ландыши, жирафы.

Чаша, чайник, туча, шины.

Щука, тащу, грущу,шило.$

Объясните свой выбор.

Жители сказочного леса очень довольны вашими ответами. Слышаться шаги.

Появляется Репка.

Отгадайте, кто я?

Показался жёлтый бок,$

Только я не колобок,

Не из мягкого я теста,

Покати - не тронусь с места.

Приросла к земле я крепко,

$ Назови меня.Я.. .(Репка).

Репка. Я хочу пригласить вас в сказку.Ребята, из какой сказки я к вам пожаловала?

Инсценировка сказки «Репка».

Действующие лица: Репка, Мышка, Бабка, Дед, Внучка, Кошка, Жучка.

Автор. Возле дома огород,

Бабка с внучкой у ворот,

$ Жучка - хвост колечком,

Дремлет под крылечком,

На крыльцо выходит дед,

Он в большой тулуп $одет.

Из открытого окна Деду музыка слышна.

Звучит песня «На зарядку».

Дед. У меня здоровье крепкое,

Посажу - ка лучше репку я.

Автор. Лопату берёт,

Идёт в огород.

$ Бабка. А у бабки без зарядки,

Слава богу, всё в порядке.

Автор. Рот разевает,

$ Сладко зевает.

Внучка. Клонит бедную ко сну!

С понедельника начну.

Автор. На лавку садится - Заплетает косицу.

Жучка. Поиграем лучше в прятки.

Кошка. Обойдёмся без зарядки.

Жучка и Кошка убегают.

Автор. Жучка за Кошкой - Кошка в окошко.

Выходит мышка В спортивных штанишках,

$ Майка на теле,

В лапках гантели.

Мышка. Раз и два! И три - четыре,

Стану всех сильнее в мире.

Буду в цирке выступать - Бегемота поднимать.

$Автор. Бегает, прыгает,

Лапками дрыгает.

Дед. Ох, умаялся с утра.. .(Уходит).

$Бабка.Да и мне на печь пора.(Садится на лавочку.)

Автор. На крылечке снова дед.

Видит репу в огороде

И себе не верит вроде.

$Встал он возле репки - Репка выше кепки.

Дед. Эх, бульдозер бы сюда,

Без него совсем беда.

Автор. Тянет - потянет - Вытянуть не может.

Дед. Где ты, бабка?

Бабка. Я сейчас!

Ай да репка удалась!

$ Автор. Бабка за Дедку,

Дедка за репку.

Тянет- потянет - Вытянуть не могут.

Дед. Как тяну$ть? С какого боку?

Выйди, внучка, на подмогу! Автор. Внучка за Бабку,

Бабка за Дедку,

Дедка за репку.

Тянут - потянут - Вытянуть не могут.

$ Внучка. Ломит спину, ноют ручки!

Нет, не справиться без Жучки. Автор. Жучка за Внучку,

Внучка за Бабку,

Бабка за Дедку,

Дедка за репку.

$ Тянут - потянут - Вытянуть не могут.

Жучка. Разбудить придётся Кошку, Пусть потрудится немножко! Автор. Кошка за Жучку,

Жучка за Внучку,

Внучка за Бабку,

Бабка за Дедку,

$ Дедка за репку.

Тянут - потянут - Вытянуть не могут.

Бабка. Мышку кликнуть бы на двор.

Кошка. Мышку звать? Какой позор!

Мы пока и сами, кажется, с усами.

Автор. Тут из норки мышка - прыг,

Ухватилась за турник.

Мышка. Чем топтать без толку грядку,

Становитесь на зарядку.

$Чтоб за дело браться,

Надо сил набраться.

Автор. Все выходят по порядку,

Дружно делают зарядку.

Дед. Влево - вправо, влево - вправо,

$Получается на славу!

Мышка. Встали! Выдохнуть, вздохнуть!

А теперь пора тянуть!

$ Автор. Мышка за Кошку,

Кошка за Жучку,

Внучка за Бабку,

Бабка за Дедку,

Дедка за Репку.$

Тянут - потянут - И вытянули репку!

Герои кланяются и уходят.

Ведущая. На этом наша встреча подошла к концу. Любите сказки, читайте сказки и помните:

Сказка - ложь, да в ней намёк:

Добрым молодцам урок.

$

$

МБС(К)ОУ нач.шк.-дет.сад «Лучик»

$Внеклассное занятие по природоведению: «Как деревья готовятся к зиме»

Учитель Филиппова О.М.

Реутов

2012

$

Цели: Фор - ть интерес к окружающему миру и стремление беречь природу; углублять знания детей о живой и неживой природе, их взаимодействи$я между собой и с окружающей средой; воспитывать любовь к природе, замечать красоту, фор - ть правильное представление, чувство ответственности, бережное отношение ко всему живому.

  1. Ход занятия.

  • Сегодня мы отправляемся в путешествие в лес. А кто же нас там будет встречать?(деревья, кустарники, травянистые растения).

  • Как вы считаете, могут ли растения, животные, воздух, вода существовать отдельно друг от друга и от солнца?

    $

Леса - это лёгкие планеты, которые производят кислород. По- другому лес ещё называют лесной фабрикой. Давайте разберёмся, кто живёт в этой фабрике, (мох, лишайники, травы, деревья).

  • Сегодня мы поговорим о деревьях. Назовите деревья ,которые вы знаете?

  • Сейчас мы узнаем, какие деревья вы запомнили, и поиграем в игру «Лесные разведчики»( 1,2,3 к дереву... беги).

  • А как вы думаете, готовится ли к зиме живая природа?

$ Всё живое потихоньку готовится к встрече холодов. Медведь и барсук, например, запасают к зиме побольше жира. А в теле у обыкновенных чёрных Муравьёв, древесных жуков, гусениц и др. насекомых осенью появляется особое морозостойкое вещество.

  • Деревьям тоже приходятся выдерживать жестокие морозы. Как они с этим справляются? Деревья не могут, как белки и куропатки, сбиваться для тепла в кучу, не могут, как глухари, закрываться в снег, чтобы спастись от мороза.

Но и они заранее и по- своему готовятся к зиме.

  1. $Сообщения учащихся.

  1. «Почему желтеют листья».

Осень. До трескучих зимних морозов ещё далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Не сразу, не вдруг освобождаются они от листьев. Идёт подготовка к листопаду. В листьях происходят удивительные превращения.

Листья начинают желтеть. Хотя никто не добавляет в соки жёлтой краски. Жёлтая краска находится в листьях всегда. Только летом жёлтый цвет незаметен. Он забивается более сильным - зелёным.

$ Но осенью листья становятся не только жёлтыми, а и красными, багряными, фиолетовыми. Осенний лес богат своими красками! Яркость осенних листьев зависит от того, какая стоит погода.

Если осень затяжная, дождливая окраска листьев т избытка воды будет тусклой, невыразительной.

Если же холодные ночи чередуются с ясными солнечными днями, то и окраска листьев будет сочной, яркой.

$А вот с сирени листа упадёт зелёной независимо от погоды. В её листьях, кроме хлорофилла, других красящих веществ нет.

2) «Зачем деревья сбрасывают листья»?

Под влиянием температуры и воздуха листья открываются и закрываются.

Как форточки в домах.

Деревьям нужно очень много воды. За лето большая берёза, например, испаряет около 7 тонн воды. Зимой столько влаги из почвы не получишь. Зима для деревьев не только холодное, но и, главное, сухое время года. Теряя листья, деревья защищаются от « зимней засухи». Нет у дерева листье$в - нет и такого обильного испарения воды.

Кроме того, нужен листопад деревьям и в лечебных целях. Вместе с водой дерево втягивает из почвы различные минеральные соли, но использует их не полностью. Излишки накапливаются в листьях, как зола в топках печей. Если бы листья не опадали, дерево могло бы само себя отравить.

В городах воздух сильно загрязняют дымящие трубы фабрик и заводов. Мельчайшие ча$стички сажи оседают на листья, забивают устьица. Испарение замедляется.

Поэтому в городах некоторым деревьям приходится менять листву дважды за год. А известен случай, когда тополь сменил её пять раз!

Есть и третья причина для листопада: защищать тонкие хрупкие ветки дерева от тяжести выпавшего снега. Листопад приспосабливает деревья к зиме.

3) « Как живёт дерево зимой».

$ Всё лето дерево с усердием запасает в стволах и ветках крахмал. Соки дерева постепенно густеют. К первым холодам клетки дерева плотно набиты крахмальными зёрнами. Крохотные «амбарчики» прямо ломятся от этого добра.

Запасы питания на зиму приготовлены. Там, где зимы теплее, крахмал так всю зиму и остаётся крахмалом. Где морозы пожёстче, крахмал заменяется сахаром. Вспомните про картофель: подмороженный, он сластит.

Это крахмал перешёл в сахар.

$Создав запасы питания, дерево готово выдержать морозы в 10-12 градусов. А первые морозы закаляют его, делают ещё выносливей. Зимой деревья впадают в настоящую спячку, как суслики, бурундуки, сурки. Особенно глубоко спят деревья с осени до конца года. Если в это время срезать ветки черёмухи и поставить в воду, они будут распускаться нехотя и очень долго.

А срезанные после Нового года - просыпаются быстро, словно они только и ждали, когда их разбудят.

  1. Викторина « Деревья».

  2. $ Повторение правил поведения человека в лесу.

  1. Оберегайте растения и животных. Особенно занесённых в Красную книгу.

  2. Не жги осенью траву, так как от неё может загореться лес.

  3. Не руби и не ломай деревья и кустарники. Банки и бутылки вместе с другим мусором унеси с собой из леса и выбрось в специально оборудованные для этого места или закопай.

  4. Жги костры только в специально оборудованных местах .Перед уходом костёр залей водой и засыпь землёй.

  5. Не разоряй гнёзда и муравейники.

  1. $Не вырывай с корнем и не обламывай ягодные кусты.

  2. Устрой домики и кормушки для птиц и других животных.

  3. Не шуми и не тревожь обитателей леса.

- Среди нас много есть нарушителей, но надо постараться соблюдать правила поведения человека в парке, лесу и делать замечания тем, кто нарушает эти правила.

  1. Практическая работа.(нарисуйте лист с любого дерева).

  2. $ Итог.

Post Comment