Конспект урока "Послушные пальчики"

МБОУ «Цивильская средняя общеобразовательная школа №1 им. М.В. Силантьева» Цивильского района Чувашской Республики

$

Проект занятия «Послушные пальчики»

$

$

Разработала:

учитель-логопед

Ипатьева Ирина Владиславовна

Целевая группа: $дети первых классов и их родители.

Цель проекта: построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребёнка и позитивной самореализации взрослых.

Оборудование: $деревянные палочки (карандаши), крышечки от бутылок, маленькие резиновые и массажные мячики, су-джок тренажеры, два чудесных мешочка (с крупой и без), буквы, природный материал, картинки для штриховки, маркеры.

Ход:

- Сегодня мы с вами поговорим о формировании речевых навыков посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр. Хочу спросить вас, для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают? (ответы).

- Да, правильно. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.

Цель:$ формирование речевых навыков посредствам использования нетрадиционных пальчиковых игр.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится на кончике его пальцев", а философ И.Кант, что "Рука-это вышедший наружу мозг человека", "Готовить глаз к видению, руку - к действию и душу к чувствованию", были слова М. Монте$ссори.

Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. Пальчиковые игры - хорошие помощники и к подготовке руки к письму.

- У нас на $ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов (мизинец - сердце, безымянный - печень, средний - кишечник, указательный - желудок, большой палец - голова). Следовательно, воздействуя на определённые точки, можно влиять на соответствующие этой точке орган человека. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.

Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками - мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. 

Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. С нашими детками мы используем всевозможные виды игр от пластмассовых бутылок (можно стучать тихо-громко, шуршать, скрипеть, катать).

$Пальчиковая игра «Крышки»

Пальчики обули (в перевёрнутые дном крышки, стоящие на столе, вставляем указательные пальцы рук)

Смело в них вперёд шагнули (передвигаем пальцы поочерёдно вперёд)

И пошли по переулку,

на весёлую прогулку (пальчики шагают)

$

Игра с палочками

Также можно использовать небольшие палочки (можно стучать, катать, шуршать, шагать, бегать)

Вы скачите палочки, как солнечные зайчики. (поочерёдно шагаем палочками по коленам)

Прыг-скок, прыг-скок, прискакали на лужок (скрещиваем палочки сверху в низ и ставим на колени).

$

Одной ножкой топ-топ (ша$гаем правой палочкой), другой ножкой топ-топ (левой)

На головку сели песенку запели (Ставим палочки на голову стучим друг об дружку)

 

Игра с мячиками

Также мы используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику). Предварительно можно скатать шарики, например, из пластилина.

Игра с гладким мячиком.

$ Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)

Взад-вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. (Гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)

$ Колобок я разожму и другой рукой начну.

Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем то же самое другой рукой)

Игра с мячиком-ёжиком.

Маленький колючий ёж

До чего же ты хорош! (катаем мячик ёжик по столу правой рукой)

Покажи свои иголки,

$Хоть они и очень колки (катаем мячик по столу левой рукой).

Игра «Чудесный мешочек»

а) Ребенок$ засовывает руку в мешочек и на ощупь определяет, что за игрушку он трогает.

б) Ребенок засовывает руку в мешочек, в котором крупа, и на ощупь определяет, что за букву он нащупал.

Игра «Построй букву»

Из подручного материала ребенок строит букву.

Штриховка.

Ребенку предлагается картинка, которую нужно заштриховать в определенном направлении.$

Самомассаж.

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

$Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 - 10 мин. Каждое движение выполняется в среднем 4 - 6 раз.

  1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук меняется.

  2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.

  3. $ Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

  4. Растирание боковых поверхностей, сцепленных пальцев.

  5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.

  6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.

  7. Надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.

  8. Раз$минание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем пооч$ередное растирание.

Су-джок терапия

В переводе с корейского языка Су означает кисть, Джок – стопа.

Цели:

  • Нормализовать мышечный тонус,

  • Опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.

Пальчиковая игра «Черепаха» (у детей в руках Су Джок).

Описание$: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

(дети катают Су Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь

$(дети катают Су Джок между ладоней).

Используя пальчиковые игры, в своей работе с детьми я заметила, что детям они нравятся, они эмоционально реагируют на предложение поиграть пальчиками. Замкнутые детки начинают раскрываться, адаптация проходит намного легче.

Post Comment