МАСТЕР-КЛАСС «Взаимодействие педагога и одаренных детей на занятиях по декоративно-прикладному творчеству»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

$«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ и ЮНОШЕСТВА КИРОВСКОГО РАЙОНА»

г. КЕМЕРОВО

$МАСТЕР-КЛАСС

«Взаимодействие педагога и одаренных детей на занятиях по декоративно-прикладному творчеству»

(для педагогов дополнительного образования)$

Составитель:

Просандеева Татьяна Ивановна,

педагог дополнительного образования первой квалификационной категории

$Кемерово 2014

Делайте с нами, делайте сами, делайте лучше нас!$

Мастер – класс

по изготовлению памятного сувенира к новогоднему празднику

«Символ 2014 года»

Нов$ый год - это любимый праздник не только детей, но и взрослых. В любом возрасте приятно получать подарки, поэтому можно порадовать своих друзей неожиданным сюрпризом, который будет долго напоминать им о вас. Подарки, сделанные своими руками - уникал$ьное направление декоративно-прикладного творчества, которое делает жизнь яркой, красивой, насыщенной. Занятие творчеством пробуждает прекрасные чувства, помогает справиться со стрессами. Творчество - кладовая для фантазии и игры воображения, а если его соединить с ловкостью рук, то могут получиться удивительные и непредсказуемые вещи, например, как сувениры из соленого теста.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. Чем раньше ребенку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками. А когда ребенок начинает понимать, что из одного комка он может создать неисчислимое количество образов - лепка становится любимым занятием на долгие годы.

$Работа с природным, экологически чистым материалом несет в себе огромные возможности сближения ребёнка с окружающим миром, формирует специальные навыки и умения, расширяет представления детей о действительности, совершенствуют их способности, а также развивает образное мышление и моторику рук. Лепка из соленого теста подводит дет$ей к усвоению целого ряда математических представлений, как сопоставление частей предметов между собой в изготовлении пропорциональных фигур.

Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие $и радость. Любое изделие, выполненное из этого универсального, доступного материала и находящееся в вашем доме - это символ богатства и благополучия в семье.

Актуальность темы заключается в формировании целостного представления о взаимоотношениях педагога с одаренными детьми, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования. Одаренный ребенок – это ребенок, который значительно опережает своих сверстников в развитии.

$Одним из перспективных направлений работы УДОД является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

$Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности творческого объединения «Радуга талантов» и имеют положительную динамику в количестве получивших поощрение за победу в конкурсах различного уровня (Приложение №1). $

Педагогической целесообразностью является раскрытие потенциала одаренных детей, решение проблем выявления, диагностирования и адаптации талантливых детей в социальной среде, изучение их интеллектуальных особенностей и личностных характеристик. А также, развитие коммуникативных способностей, творческого потенциала, основанного на самовыражении, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов.

Цель:$ повысить педагогическое мастерство и творческую самореализацию участников мастер-класса при совместной деятельности педагога и одаренных детей посредством изготовления сувенира к празднику.

Задачи:$

  • познакомить участников мастер-класса с технологическими возможностями материала и использованием соленого теста в процессе художественного творчества;

  • создать условия для реализации потенциальных возможностей одаренных детей через выполнение практических заданий совместно с участниками мастер-класса;

  • повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике технологических приёмов тестопластики;

  • научить изготавливать сувениры, используя последовательность ведения предварительного рисунка и технологию выполнения рельефа из соленого теста.

Материалы и оборудование:$

  • картинки с изображением новогодней символики, образцы различных работ из соленого теста (Приложение №2);

  • $прилагаются фотографии поэтапного изготовления сувенира, начиная от эскиза до оформления готового изделия;

  • раздаточный дидактический материал;

  • цветное соленое тесто, бумага, карандаши, стеки, мука, вода, синтетические кисти № 6-8 для лепки, картон, заготовки для оформления готового изделия, ветошь и т. д.

Подготовительная работа: $подготовка рабочего места, изготовление образцов.

Ход мастер-класса

  1. Представление опыта

Творческое объединение «Радуга талантов», руководителем которой я являюсь, объединяет обучающихся 1-7 классов средних образовательных школ №82, №11, №19, №15, №74, №56.

$Занятие, на котором основывается данный мастер-класс, является частью раздела «Основные базовые и производные формы лепки» $дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по пластическому творчеству или малой скульптуре, как одному из основных видов изобразительного искусства.

На мастер-классе будут представлены современные технологии изготовления сувенира из соленого теста с использованием дополнительных материалов.

Через деятельность в объединении «Радуга талантов» раскрывается природный потенциал и индивидуальность обучающихся, ребята получают актуальные прикладные навыки, необходимые для жизни, добиваются успеха в творческой деятельности.

Представим алгоритм педагогического воздействия по созданию личностного успеха деятельности ребенка. Каждый отдельный шаг сопроводим парадигмой:

$ • снятие страха («ничего страшного, если не получится, мы тогда...»);
авансирование («у тебя, конечно, получится, ведь ты...»);
скрытая инструкция («ты же помнишь, что... или тут главное, чтобы…»);
$•
персональная исключительность («именно $у тебя должно получится, так как...»);
высокая мотивация («нам это так нужно… или для тебя ведь это так важно…»);
педагогическое внушение («начинай же или приступай»)!
Завершающим шагом является:
высокая оценка детали полученного результата («эта часть получилась отлично...$ или особенно хорошо было…»).

Успех порождает чувство удовлетворенности деятельностью и желание ее повторения, повышает самооценку и достоинство личности ребенка. Успех укрепляет социальные отношения, а значит, содействует социализации личности.

Участие детей в праздниках, выставках очных и заочных разного уровня, мастер-классах, профильных сменах, фестивалях, ярмарках, способствует приобретению общекультурной компетентности, развитию художественного и эстетического вкуса, получению опыта творческой деятельности.

2010-2011 учебный год: 25 дипломов, грамот и наград, из них 5 городских, 5 област$ных и 15 Международных (заочных);

2011-2012 учебный год: 57 дипломов, из них 6 городских, 2 областных, 4 региональных и 45 Международных (заочных);

2012-2013 учебный год: 71 диплом, из них 7 областных, 1 Всероссийский и 63 Международных (очных и заочных);

2013-2014 учебный год (на декабрь): 29 дипломов и грамот, из них 3 городских, 4 областных, 4 Всероссийских, 18 Международных.

II. Ор$ганизационный момент

Приветствие - Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Татьяна Ивановна. Я очень рада Вас видеть. Сегодня я расскажу Вам о последовательности выполнения подарка из соленого теста, помогать в изготовлении нам будут ребята, обучающиеся творческого объединения «Радуга талантов». Сувениры, сделанные своими руками всегда оригинальны и неповторимы.

Вы сами изготовите сувенир, который можно подарить родным, близким, друзьям или знакомым.

$III. Изучение нового материала

Беседа об истории возникновения праздника. Актуализация субъективного опыта (этап «Вызов»).

Демонстрация образцов работ.

Выявление начальных знаний, для дальнейшего хода работы.

Вопросы:

$1. Как вы думаете, какие компоненты входят в состав соленого теста?

$2. Какие знания лежат в основе тестопластики?

3. Где можно использовать такую сувенирную продукцию?

Педагог:

В 1700 году царь Петр I издал указ, в котором установил датой празднования нового года 1 января по европейскому стилю. Петр I ввел и некоторые правила празднования Нового года: обязательно украшать дом еловыми ветками, петь и гулять в этот день и, конечно, дарить подарки. Символом новогоднего праздника стала ёлка. Уже мало кто знает, что украшать елку нужно было для того, чтобы задо$брить злые силы, сделать их добрее.

Популярен в наши дни по годам рождения Восточный гороскоп$, история возникновения насчитывает около 4000 лет. Согласно восточному гороскопу, каждый год в пределах 12-ти годичного цикла проходит под знаком одного животного. Человек, рожденный в определенном году, получает ряд врожденных качеств, в зависимости от которых и складывается его судьба.

По китайскому гороскопу, год синей деревянной лошади вступает в свои права с 31 января 2014 года и по 18 февраля 2015 года. Лошадь является символом мудрости и чистого разума и прогнозирует череду решений и умных поступков, успех всем знакам Зодиака, работающим в $такой профессиональной сфере, трудовым ресурсом которой является интеллект. Для того, чтобы задобрить лошадку, предлагаю изготовить сувенир, символизирующий наступивший год.

Каждое наше занятие начинается с выполнения поэтапного эскиза (этап «$Осмысление») для лепки на формате А-5, А-6. Выбор формата, компоновка, обобщение формы, пропорциональное соотношение частей, прорисовка линией или штрихом задуманного персонажа и обозначение последовательности изготовления рельефа при помощи пластичной массы.

IV. Закрепление нового материала. Практическая работа

Во время мастер-класса ребята показывают выполнение элементов несколькими способами, я могу осуществлять текущий инструктаж, а также помочь при затруднениях.

Выбираем синий и белый цвет теста, смешиваем несколько тонких валиков двух цветов и получаем$ тонкие цветовые переходы. Массу делим на количество деталей сувенира и начинаем с большого элемента – шея. Комочек раскатываем в шар и вытягиваем в конусную форму, увлажняем бумагу водой и переносим деталь на эскиз. Пальцы правой руки опускаем в муку и легкими движениями растягиваем конус по контуру, выглаживая руками. Голова – это большой валик, нижнюю часть мордочки лошадки отделяем углублением, раскатывая мизинцем 1/3 часть валика. Соединяем детали на бумаге, работаем над завершенностью формы. Присоединяем уши из конусов небольших размеров, примазываем. Протыкаем ноздри карандашом, и$з тонких валиков делаем уздечки. Уздечки украшаем кольцами из шариков, которые протыкаем острием карандаша. Точкой обозначаем положение глаза, так как это профиль. Из маленького шарика выполняем жгутик в форме миндаля, соединяем с основой, придаем цвет новому элементу, валиками подчеркиваем контур глаза. С помощью удлиненных конусов, тонких косичек украшаем гриву и челку (Приложение №3).

$Сувенир сушим естественным способом несколько дней, затем покрываем подсолнечным маслом для придания «свежести» и оформляем на круглую картонную основу. В дополнение к основе используем подкову, вырезанную из картона, обклеенную серебряной пленкой. Для того, чтобы подкова в оформлении выполняла роль рамки, прикрепляем её к круглой основе на высоте 5-7 мм при помощи небольших кусочков вспененного полиэтилена или картона.

Итог занятия.

Подведение итогов работы с помощью контрольных вопросов:

- Что нового Вы узнали?

$- Насколько наглядно и доступно, дети проводили показ изготовления деталей?

- Какие элементы были самыми простыми или сложными в лепке?

Педагог обобщает изу$ченный материал и подводит итог занятия:

- Мы сегодня познакомились с технологией изготовления рельефа из соленого теста, нам в этом помогли обучающиеся творческого объединения. Теперь вы сами сможете сделать подарок своими руками для близких и родных. Главное в лепке – это знать и использовать в работе маленькие «хитрости» и проявлять немно$го фантазии.

Педагог отмечает лучшие работы с помощью детей и коллег.

V. Рефлексия

Анкета по результатам совместной деятельности.

Участникам мастер-класса предлагается заполнение небольшой анкеты,

вариант ответа необходимо обвести кружочком. $Можно участникам аргументировать свой ответ.

1. На мастер-классе мне было


2. Полученной информацией я

3. Мастер-класс для меня показался

4. Приобретенные знания


5. Мое настроение

6. Материал мастер-класса мне был

интересно / скучно

у$довлетворена / не довольна

коротким / длинным

легким / трудным

актуальны / не актуальны

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

любопытен/ не любопытен

$Приложение №1

Поощрения за победу в конкурсах разного уровня

Станева Алёна Константиновна, 11 ле$т

2010-2013 г.- Международный фестиваль детского творчества «Звезды нового века», г. Москва – 17 Дипломов Лауреата;

2012 г. - Диплом I степени на фестивале «Содружество» в номинация «Одаренный ребёнок», г. Кемерово;

$2012 г. - награждена 3 Дипломами Международного детского творческого фестиваля «Апельсин», г. Москва;

2012 г. – Международный фестиваль детского творчества «Звезды нового века», г. Москва – 4 Диплома Победителя;

май 2013 г. - участие в Международной выставке-ярмарке «Экспо-Сибирь», г. Кемерово;

2013 г. – грамота за проведение мастер-класса для детей и педагогов в рамках работы областной профильной смены;

$

2013 г. – 2 диплома I степени в XII$ Международном конкурсе по ДПИ «Звездный проект».

Осокина Анастасия Александровна, 13 лет

Имеет награды:$ три диплома Победителя Международного фестиваля «Звезды нового века», г.Москва; 9 дипломов Лауреата Международного конкурса «Звезды нового века», г. Москва; дипломы Лауреата I и II степени Международного фестиваля «Звёздный проект», город Бердск; диплом I степени по ИЗО в рамках областной профильной смены, грамоту за проведение мастер-классов для детей и педагогов на областной профильной смене в 2013 г.

$Брель Анастасия Денисовна, 13 лет

2011 г.- Международный фестиваль детского творчества «Звезды нового века», г. Москва – Диплом Лауреата конкурса;

2011 г.- Международный фестиваль детского творчества «Звезды нового века», г. Москва – Диплом Победителя конкурса;

2012 г. – региональный этап конкурса «Зеленая планета 2012», номинация «Многообразие вековых традиций», «Современность и традиция», г. Кемерово - Диплом III степени;

$

2012 г. – Международный фестиваль детского творчества «Звезды нового века», г. Москва – 4 Диплома Лауреата конкурса;

май 2013 г. - участие в Международной выставке-ярмарке «Экспо-Сибирь», г. Кемерово;

2013 г. – Международный фестиваль детского творчества «Звезды нового века», г. Москва – 4$ Диплома Лауреата конкурса;

2013 г. – 2 диплома $I степени в XII Международном конкурсе по ДПИ «Звездный проект».

Балюнова Ксения Евгеньевна, 14 лет

2011г.- XVII городской конкурс-фестиваль детск$ого художественного творчества «Успех-2011», номинация «Лепка» - Диплом «За творчество и мастерство»;

2011г.- Международный фестиваль детского творчества «Звезды нового века», г. Москва – Диплом Лауреата;

Октябрь 2011 г.- Диплом I$ степени на конкурсе мастерства «Марья – искусница. Данила-мастер» на областной профильной смене по ДПИ, г. Новокузнецк;

Октябрь 2011 г.- Диплом $I степени на конкурсе костюмов «Осенние шутки» на областной профильной смене по декоративно-прикладному искусству, г. Новокузнецк;

2011 г. – городская выставка-конкурс «Зимняя сказка», номинация «Рождественский ангел», г. Кемерово – Диплом I степени;

2012 г. - фестиваль «Содружество» в номинация «Одаренный ребёнок», г. Кемерово - Диплом за участие$;

201$2 г. - Международный детский творческий фестиваль «Апельсин», г. Москва – Диплом за работу «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;

2012 г. – Международный фестиваль детского творчества «Звезды нового века», г. Москва – 3 Диплома Лауреата;

май 2013 г. - участие в Международной выставке-ярмарке «Экспо-Сибирь», г. Кемерово.

Приложение № 2

Образцы различных работ из соленого теста

$

Панно «Правильные пчелы, правильный мед»

Post Comment