МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Деловая игра для родителей «О папе замолвим словечко…»

ГБОУ СОШ №4

г.о. Кинель п.г.т. Алексеевка

$

$МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Деловая игра для родителей

«О папе замолвим словечко…»

$

ФИО: Ильмурзина Тамара Ивановна

Должность: учитель начальных классов

Эл.адрес: ilmurzinatamara@rambler.ru

Телефон: 8-927-726-89-92

$

2014 г.

Деловая игра для родителей.

Тема: «О папе замолвим словечко…»

$Не надобно другого образца, 
Когда в глазах пример отца.
А.С. Грибоедов

Цель: создание условий для осознания родителями роли отца в воспитании ребенка ее актуальности и значимости.

$ Задачи:

  • познакомить с результатами исследований о роли отца в современном мире;

  • выявить сущность отцовского влияния на формирование индивидуально-типологических качеств сына/дочери;

  • познакомить родителей с результ$атами анкетирования детей, мнением учащихся о роли отца в семье;

  • развивать у родителей интерес к совместному обсуждению проблем, возникающих в воспитании детей.

Подготовительный этап:

  1. Приглашение пап и мам на деловую игру (Приложение 1).

  2. Анкетирование учащихся по теме «Мой папа» (Приложение 2), опрос по теме «Дети дают советы»

  3. Анализ анкет и результатов опроса, диаграмма по результатам анкетирования (Приложение 2).

  4. Оформление выставки рисунков ребят на тему «Моя семья».

  5. $

План игры:

  1. Организационный момент.

  2. Приветствие.

    • Упражнение «Ладошки».

  3. $Разминка.

    • Упражнение: «Общение детей и родителей в лицах».

  4. Основная часть.

    • Проблема глазами родителей.

      • Упражнение: «Роль отца в семье»

      • Упражнение: «Правила плохих отцов»

      • $Упражнение: «Роль отца в воспитании сына/дочери»

    • Проблема глазами детей.

      • Анализ рисунка семьи, анализ анкет учащихся.

      • $Упражнение: «Дети дают советы»

    1. Подведение итогов.

      • Упражнение: «Коробочка пожеланий».

    1. Обратная связь.

    2. Оформление кабинета:

      $1. На доске - тема игры, лист ватмана, эпиграфы:

      • «Без хороших отцов нет хорошего воспитания». (М. Карамзин)

      • «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца». (А.С. Грибоедов)

      2. Выставка рисунков учащихся.

      3. Магнитофон с аудиозаписью песни «Папа может все, что угодно».

      4. Индивидуальные тесты «Отец семейства» (Приложение 3).

      $5. Стихи про пап.

      Оборудование: презентация «Роль отца в формировании личности ребенка», двухцветные «ладошки» из картона, листочки для упражнения – «Общение детей и родителей в лицах»; стикеры и листы бумаги формата А-3 с надписью «Роль отца в семье», оформленные советы детей папам, рисунки детей, диаграмма - анализ анкетирования, подготовленные листы для упражнения «Роль отца в воспитании сына/дочери»; коробочка пожеланий, листочки и ручки для пожеланий.

      $

      ХОД ИГРЫ

      На начало игры звучит песня «Папа может все, что угодно».

      I. Организационный момент.

      Встреча родителей. Деление их на две группы отдельно мамы и папы. Выдача необходимого материала для участия в игре.

      II. Приветствие.

      $ Здравствуйте. Сегодня мы с вами поговорим об отцах, о тех, кого с гордостью мы можем назвать воспитателями детских душ, обсудим проблему роли отца в воспитании современной семьи (Приложение 5).

      Аплодисменты всем отцам в мире: вашим нынешним и будущим; особо бурные аплодисменты нашим пришедшим папам, героям сегодняшнего дня. Мы ценим вас, восхищаемся вами. Мне хочется подарить вам как введение в тему нашего общения очень оптимистический отрывок из статьи Ричи Уоррена «Одинокий мужчина»: Вы только вспомните, сколько раз мужчины спасали мир от краха, компании - от банкротства по долгу своей службы. Неужели вы в самом деле думаете, что$ они не способны на подобные подвиги ради собственного семейства? Только посмотрите, какое количество отцов каждые выходные, отказывая себе в заслуженном отдыхе на диване, ходят с детьми на футбол, в кафе-мороженое, зоопарк, музей. И по утрам провожают детей в школу, между прочим, не только мамы. Я вообще считаю, что каждый мужчина, если ему не мешать с самого начала и дать привыкнуть, способен сделать все для семьи и детей. Конечно, не сразу, не так умело, как это делают женщины и матери, но со временем ничуть не хуже. И вряд ли кто-то и$меет право помешать им заботиться о собственных детях. В них чувство отцовства тоже заложено природой. Только мало кто об этом помнит и говорит.

      Для начала давайте, используем вернейшее средство, которое сближает людей. Что это? (Улыбка.) Улыбнитесь друг другу. Почувствуйте энергию улыбки.

      Упражнение «Ладошки»

      Каждый родитель получил "ладошки" из картона.

      Теперь давайте проголосуем с помощью ладошек: красный - да, синий - нет:?$

      - Любите ли своих детей?

      - Считаете ли вы, что воспитанием детей должна заниматься только мама? 

      - Считаете ли вы, что родительский труд – самый тяжелый труд?

      $- Считаете ли вы, что у отца с сыном должны быть свои «мужские секреты»? 

      - Готовы ли вы сотрудничать во время игры?

      III. Разминка.

      Упражнение$: «Общение детей и родителей в лицах»

      Каждому родителю предлагается на своем листочке, отвечая на вопрос ведущего нарисовать одну из предложенных на доске пиктограмм.

      • С каким лицом чаще всего вы общаетесь с ребенком?

      • С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок?

      • $Каким вы желаете видеть лицо ребенка при общении с вами?

      Обсуждение: У родителей спрашивается: Каких пиктограмм больше? Совпадают ли пиктограммы первого и второго вопросов? Есть ли разница в ответах на второй и третий вопрос?

      Вывод: ребенок любит своих родителей и нуждается в их ласке и любви, и если мамы и папы хотят видеть своих детей счастливыми и часто улыбающимися, то они в свою очередь, несмотря ни на проблемы на работе, ни на неудачи в личной жизни, должны пр$ивносить в жизнь своих детей положительные эмоции.

      IV. Основная часть.

      1. Проблема глазами родителей.

      а. Издавна повелось, что отец - это добытчик, а мать - хранительница очага и воспитатель детей. Однако в современной российской семье женщина хочет (и вынуждена силой обстоятельств) править безраздельно и полностью. Нередко мужчина не в состоянии обеспечить семью, нести за нее ответственность, и, соответственно, быть образцом для подражания.

      Ребёнок учится тому,$
      Что видит у себя в дому,
      Родители пример ему.
      Кто при жене и детях груб,
      Кому язык распутства люб,
      Пусть помнит, что с лихвой получит
      От них всё то, чему их учит.
      Там где аббат не враг вина,
      Вся братия$ пьяным - пьяна.
      Не волк воспитывал овец,
      Походку раку дал отец.
      Коль видят нас и слышат дети,
      Мы за дела свои в ответе.
      И за слова…Легко толкнуть
      Детей на нехороший путь.
      Держи в приличии свой дом,
      Чтобы не каяться потом.

      Это стихотворение было написано немецким сатириком Себастьяном Брантом еще в XV веке. И, несмотря на то, что произведению уже несколько столетий, оно вполне актуально по сей день. Ведь, к сожалению, сов$ременное состояние многих семей можно охарактеризовать как кризисное. Растёт число неблагополучных семей, в которых родители не чувствуют ответственности за воспитание детей, не занимаются организацией их жизни. Считается, что, прежде всего, ребенку нужна мать. Она дает ему жизнь, выкармливает его и ставит на ноги. Но это не значит, что с мужчины снята ответственность за воспитание, напротив, его роль в воспитании ребенка также немаловажна. Я однажды как-то прочитала высказывание о том, что если «мать приводит ребенка в мир, то отец приводит его к людям».

      В настоящее время традиционные роли отца и мужчины, остававшиеся неизменными на протяжении многих поколений, претерпевают серьезные изменения. Отсюд$а идеал отца может быть очень противоречивым, включать в себя полярные качества. Раньше отец был воплощением власти и инструментальной $эффективности, сейчас от   мужчин ждут ласки и нежности, мягкой и активной заботы о детях.

      Упражнение: «Роль отца в семье»

      А как, уважаемые родители, вы смотрите на роль отца в семье в современном обществе? Родители записывают ответы на стикеры и вывешивают на доску.

      б. Отцовское влияние - это огромная и благородная сила в воспитании детей. Беда сегодняшнего общества, что эта сила часто не ощущается.

      Когда говорят о влиянии семьи на ребенка, то обычно имеют в виду влияние матери. В школу, на родительские собрания приходят в основном женщины - матери и бабушки, больничные листы в поликлинике выдают также чаще матерям - такова укоренившаяся практика.

      Различия в мужской и женской воспитательной стратегиях, безусловно, существуют. Знаменитый психолог и философ Эрик Фромм выделяет два типа любви: отцовский и материнский. Отцовская любовь более взыскательна и справедлива: ребенка любят за достоинства и заслуги. Материнской любви чужда объективность: ребенка любят за то, чт$о он есть.

      По мнению Фромма, любой человек для нормального развития нуждается и в материнской, и в отцовской любви, любой крен в одну сторону ведет к искажению мироощущения и нарушению поведения. Фромм считал, что западное общество становится все более «безотцовским». Сетования феминисток на инфантильность современных мужчин во многом не лишены оснований. Поколение современных детей формируется в атмосфере катастрофической утраты отцовского авторитета. Отсутствие отца, даже при его формальном наличии, - огромная беда.

      $Отец, не способный свести концы с концами, не может дать ребенку положительного примера, у него нет материальных оснований для подлинного авторитета. Однако отец, слишком занятый зарабатыванием денег, вообще забывает о существовании семьи и детей. Это, конечно, крайности, но к этим крайностям тяготеет поведение современных отцов. Матери не могут заменить отца, им не по силам эта роль.

      Упражнение: «ПРАВИЛА П$ЛОХИХ ОТЦОВ»

      А сейчас я хочу попросить вас составить правила «плохих пап» сначала индивидуально на листочке, затем составить общий свод и зачитать. (Примеры: «Никогда не играй со своим ребенком», «Не спрашивай его об увлечениях, интересах», «Никогда не бери сына с собой в поход, на рыбалку, в гараж».)

      Обсуждение: Как вы думаете, зачем мы составляли эти правила? (Чтобы никогда не следовать им.)

      в. Александр Сергеевич Грибоедов почти двести лет назад написал:

      Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца.

      Актуальны ли они в наши дни?$

      Упражнение: «Роль отца в воспитании сына/дочери».

      Я предлагаю вам в течение 3 минут составить таблицу:

      • $1 - я группа – «Какие качества прививает отец сыну»;

      • 2 - я группа – «Какие качества прививает отец дочери».

      (Таблицы обсуждаются в группах, затем результаты с помощью мозгового штурма представляются всем.)

      Непросто быть отцом, трудна, сложна, ответственна эта миссия. Сыновья подрастают, чем-то радуя вас, а чем-то разочаровывая. Мальчишки - особый народ, беспокойный и непоседливый, и чтобы ваш сын вырос настоящим мужчиной, нужен огромный труд вашей души, ум, такт, мужская строгость, твердость, терпение и взаимопонимание. Мальчику необходимо мужское влияние, во$спитание мужских качеств, таких, как мужское достоинство, рыцарское отношение к женщине, умение брать на себя ответственность, способность к труду, и множество других качеств, присущих настоящему мужчине.

      Для полноценного воспитания девочек, для формирования гармоничного женского характера, им, как и мальчикам, крайне необходимы постоянные контакты, совместная дея$тельность с отцами. С момента рождения именно от отца дочери необходима похвала, например, такая: "Принцесса, красавица ты моя"; это воспитывает гармоничность, самопринятие, уверенность в себе, женское достоинство. Воспитание дочери - дело особое, чрезвычайно тонкое, крайне ответственное. Отец присутствует во всей будущей жизни женщины: интуитивно она выбирает себе партнера такого же, как отец; папа является прообразом мужа; общение с отцом накладывает серьезный отпечаток на взаимодействие с другими мужчинами.

      Именно в семье, наблюдая роли отца и матери, дети получают представление о полноценных взаимоотношениях мужчины и женщины, об их родительских ролях, обязанностях, семейных заботах, проблемах, о разумных способах их разрешения.

      2. Проблема глазами детей.

      Данные по опросу анкетированию детей представлены на доске, также оформлена выставка рисунков детей на тему «Моя семья».

      А теперь давайте обратимся к выставке рисунков ваших детей по теме: «Моя семья» и посмотрим, какую роль отвод$ят дети отцам.

      Анализ рисунка семьи.

      1. $Есть ли отец на рисунке?

      2. Чем чаще занят отец в рисунках детей?

      3. Каково место отца на рисунке? (Размеры, прорисовка деталей.)

      4. Какие детали вас тревожат, когда вы смотрите на рисунок? Часто ли видно на рисунках у детей, что отец занят совместной с ними деятельностью или игрой?

      Анализ опроса детей.

      Детям были заданы пять вопросов относительно отцов. Получены не очень утешительные результаты. Всего опрошено 25 детей.

      • $Играет ли с вами папа по вечерам? (Да - 17человек.)

      • Учит ли папа с вами уроки? (Да - 15 человек.)

      • $Катается на лыжах и коньках? (Да - 8 человек.)

      • Читает на ночь книжки? (Да - 8 человек.)

      • Берет с собой на прогулку? (Да - 21 человек.)

       Мы просили детей дать свои советы папам, давайте проанализируем их.

      Упражнение: «Дети дают советы» (приложение 4)

      Обсужде$ние:

      • Какие эмоции вызывают у вас советы?

      • Как хочется их прокомментировать?

      • Что вы заметили, анализируя советы?

      Вывод: Советы наших детей чаще являются просьбами или требованиями, связанными с удовлетворением интересов ребенка и получением выгод, и лишь изредка можно заметить проявление искренней заботы об отце.

      $ V. Подведение итогов.

       Говоря о роли отца в воспитании ребенка, нельзя не заметить, что, по мнению ученых, даже некомпетентный родитель на самом деле очень важен. Дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний, у них выше уровень тревожности. Отсутствие папы отрицательно сказывается на учебе и самоуважении детей. Труднее дается усвоение мужских ролей и соответствующего стиля поведения, что ведет к агрессивности и жестокости.

      А вот дети, чьи отцы активно участвовали в воспитании, показывают высокие оценки по тестам психомоторного и умственного развития.

      В заключение я хотела бы попросить Вас выполнить следующее упражнение.

      Упражнение: «Коробочка пожеланий»

       Всем участникам заран$ее раздаются подготовленные листочки и предлагается написать то, что ему хотелось бы пожелать присутствующим на занятии, при этом ни к кому конкретно не обращаясь, и опустить листок в коробочку - пожеланий.

      Затем ведущий перемешивает в коробке все пожелания, и родители вытаскивают из нее пожелания для себя.

      А теперь, уважаемые папы и мамы, вам небольшое домашнее задание каждому из вас предостав$ляется тест «Отец семейства», ответив на который, вы сможете узнать какой вы отец семейства, а если на вопросы этого теста ответит ваша супруга. Польза - обоюдная... Есть ли в ваших ответах большая разница? Если есть, то вместе обсудите вопросы, ответы на которые особенно отличаются.

      VI. Обратная связь.

      Я благодарю всех за участие и откровенность. Всем желающим предоставляется возможность высказать свое мнение об игре, сказать какие-то пожелания, замечания, напутственные слова.

      Спасибо за внимание.

      $ До свидания!

      Список литературы.

      1. Бабина Ю. Роль отца в воспитании ребенка. // Школьный психолог. - №8. - 2007. - с.12-15.$

      2. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования.- М.: Гардарики, 2004. - 320 с.

      3. Кон И.С. Этнография родительства. - М., 2000.

      4. Курпякова Г.Н. Родительское собрание "Быть хорошим отцом - подлинный талант" //Классный руководитель. - №3. - 2005. - с.62-65.

      5. $Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. -  М.:ЗАО "Институт психотерапии", 2003. - 295 с.

      6. Семенюк Н. И. Сценарий родительского собрания для пап. //Классный руководитель. - №3. - 2005. - с.50-57.

      7. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс;  Изд-во ЭКМО-Пресс, 2000. - 512 с.

      8. Эйдемиллер Э.Г., Юцтискис В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. -  с. 6-7, 20-21.

      9. $

      $

      Приложение 1.

      Приглашение

      Уважаемая _________________!

      Приглашаем Вас на деловую игру для родителей учащихся ____ класса по теме «О папе замолвим словечко…», которая пройдет в рамках общешкольного «Дня семьи».

      Ждем Вас в школе ____ по адресу _____________________ в кабинете ____

      $

      Кл. руководитель ________________

      $

      Приглашение

      Уважаемый _________________!

      Приглашаем Вас на деловую игру для родителей учащихся ____ класса по теме «О папе замолвим словечко…», которая пройдет в рамках общешкольного «Дня семьи».

      Ждем Вас в школе ___ по адресу ______$________________ в кабинете ____

      Кл. руководитель_______________

      Приложение 2.

      $Анкета

      Играет ли с вами папа по вечерам?

      Учит ли папа с вами уроки?

      Катается на лыжах и коньках?

      Читает на ночь книжки?

      Берет с собой на прогулку?

      $Результаты анкетирования.

      Всего опрошено 25 детей.

      1. Играет ли с вами папа по вечерам? (Да - 17 человек.)

      2. Учит ли папа с вами уроки? (Да - 15 человек.)

      3. $ Катается на лыжах и коньках? (Да - 8 человек.)

      4. Читает на ночь книжк$и? (Да - 8 человек.)

      5. Берет с собой на прогулку? (Да - 21 человек.)

      Приложение 3.

      Психологический тест «Отец семейства»

      $ Какой вы отец семейства? Чтобы узнать это лучше, ответьте на 23 вопроса. Если вы отвечаете на вопрос «согласен» то получаете 2 очка, «не совсем» - 1, «не согласен» - 0. Согласны ли вы с утверждением, что:

      1. Муж лучше справляется со взрослыми детьми, чем с маленькими.

      2. После развода дети должны оставаться с матерью.

      3. Хороший муж обычно и хороший отец.

      4. $ Мужчины не должны открыто проявлять свои чувства, как женщины.

      5. При воспитании детей мнение отца решающее.

      6. После рождения ребенка жена уделяет мужу меньше внимания.

      7. Лучше жить без отца, чем терпеть плохого.

      8. Так как считается, что женщина делает все лучше мужа, пусть $она и воспитывает детей.

      9. Если ребенок не может с чем-то справиться, он должен всегда об$ращаться к матери.

      10. Чем сильнее любовь к ребенку, тем легче его воспитывать.

      11. Отец должен вмешиваться в воспитание ребенка только тогда, когда его об этом попросит жена.

      12. После развода родителей маленький ребенок, оставшийся с матерью, вообще не замечает отсутствия отца.

      13. $Матери обыкновенно слишком балуют детей.

      14. Отцам полезно проводить отпуск вместе с семьей.

      15. Мальчик с раннего возраста должен воспитываться иначе, чем девочка.

      16. Некоторые дети предпочитают проводить свое время скорее с отцом, чем с матерью.

      17. У вас часто возникает чувство, что для ваше$й жены ребенок важнее, чем вы.

      18. Во всех вопросах воспитания вы можете успешно заменить жену.

      19. Ребенок должен больше уважать отца, чем мать.

      20. Ваша жена всегда вмешивается, когда вы начинаете заниматься с детьми.$

      21. При желании муж может справиться с новорожденным не хуже жены.

      22. Отец более важен для сына, чем для дочери.

      23. $Ваша жена не воспринимает вас как серьезного воспитателя.

      А теперь подсчитайте, сколько вы набрали очков в каждой группе ответов. В первую группу входят ответы на вопросы 1, 4, 5, 12, 13, 15, 19, 22. Во вторую группу - 2, 6, 8, 9, 11, 17, 20, 23. В третью группу - 3, 7, 10, 14, 16, 18, 21. Каждая группа соответствует типу, к которому относится отец вашего семейства. В какой группе ответов вы набра$ли больше очков, к такому типу вы и принадлежите.

      Тип 1 - «традиционный». Он глава семьи, последняя инстанция при решении вопросов воспитания детей. Порой он строг, очень большое значение придает дисциплине, требует от детей выполнения своих обязанностей. В многодетных семьях с каждым годом он уделяет все большее внимание воспитанию детей, особенно сыновей. Но в принципе между ним и детьми нет задушевных отношений. Дети обычно относятся к отцу сдержанно, так как чувствуют, что он недостаточно хорошо знает их нужды и желания.

      Тип 2 — «отец, озабоченный семейным благополучием». $Муж предоставляет полную свободу жене в вопросах воспитания детей. Считает, что он все равно не может заменить жену в этом деле. Тем более, что он постоянно загружен работой. Но даже в свободное время он не горит желанием позаниматься с детьми. Неудивительно, что спустя некоторое время и дети начинают относиться к нему отчужденно. В этом случае жена может прибегнуть к маленькой хитрости - время от времени уезжать на несколько дней к родным и оставлять детей под присмотром мужа. Тогда он поймет, что жена доверяет ему и как отцу.

      Тип 3 — «современный отец». Для такого отца общение, забота о детях - вещи самые нормальные и естественные. Хотя у него и нет для этого столько свободного времени, сколько бы хотелось, вечера он обыкновенно проводит с детьми. Он любит детей$, не стесняется это показать им, умеет не только играть с более взрослыми детьми, но и нянчить и присматривать за маленькими. Дети его обожают. Своими самыми сокровенными желаниями они от всего сердца делятся и $с ним, и с матерью.

      Приложение 4.

      СОВЕТЫ ДЕТЕЙ

      Папа…

      Получай больше денег.

      Больше давай мне денег.

      Не сердись на меня за плохие оценки.

      $ Не будь таким строгим.

      Работай меньше.

      Пожалуйста, обращай на меня хоть чуточку больше внимания.

      $ Будь добрым.

      Не надо курить!

      Не заставляй меня выучивать уроки.

      Будь рядом в мой день рождения.

      Не соглашайся работать по выходным.

      $ Помогай маме во всем и люби ее очень сильно.

      Никогда не проверяй дневник.

      Меньше смотри телевизор.

      Будь чаще дома и езди реже в поездки.

    3. Post Comment