Необходимые условия формирования ценности здоровья и здо-рового образа жизни обучающихся

$ Необходимые условия формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся.

Коваленко Ирина Григорьевна, педагог – психолог МБОУ СОШ №3

$ Барабинского района Новосибирской области

Низкий уровень здоровья школьников вызывает большую тревогу. Создатель здоровьеоберегающей педагогики академик В. Ф. Базарный относит здоровье к категории педагогической, т. к. «видовые резервы жизнеспособности формируются, развиваются и у$крепляются в процессе воспитания».

Твердо убеждена, что образование должно создавать здоровьеоберегающую среду и воспитывать потребность в сохранении и развитии здоровья как ценности.

Крайне низкий уровень здоровья сегодняшних школьников во многом обусловлен безответственным отношением детей к собственной жизни, недооценкой значения здоровья и последствий ведения неправильного образа жи$зни, употреблением наркотических веществ: алкоголя, табака, наркотиков.

Специалисты на основании эпидемиологических данных указывают, что увеличение показателей злоупотребления наркотическими средствами по темпам роста носит характер наркотической эпидемии и угрожает генофонду н$ации. Под ударом оказалась самая незащищенная часть населения – дети. В период интенсивного роста и становления самосознания, формирования жизненных ценностей и убеждений употребление наркотических веществ ведет к необратимым последствиям для физического здоровья, нан$осит большую травму личности ребенка. Мы, взрослые, должны обеспечить нашим детям здоровую жизнь, без употребления одурманивающих веществ.

Девятый год работаю над проблемой «Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни участник$ов образовательного пространства»: веду уроки психологии, факультатив «Психология здоровья», интегрированные уроки с учителями биологии, химии в старших классах, где основное внимание уделяю именно этим вопросам. Цель моих занятий – переориентирование мышления учащихся в пользу реальной деятельности по укреплению здоровья, формирование личности, не приемлющей ни при каких условиях любые наркотические вещества. Антинаркотическое обучение происходит строго с учётом факторов формирования пагуб$ного поведения. При проведении занятий главный акцент делается на рас$смотрение социальных последствий наркомании: изменение личности, снижение интеллектуального уровня, социальной деградации. Общеизвестно, что любая научно-необоснованная атака на какое-либо явление начинает выполнять функцию пропаганды этого же явления. Проводимые в нашей школе занятия исключают обратный эффект «повышенного интереса». При подаче информации учитыва$ю особенности возраста и не увлекаюсь пугающей информацией, так как страшилки про здоровье действуют лишь на особо мнительных детей. Большое впечатление на детей оказывают слова, что наркомания – это удел людей недоразвитых, незнающих, куда себя деть, что всё самое интересное в жизни проходит мимо них. Письма-исповеди самих наркоманов, которые они пишут из желания помочь другим, так же положительно влияют на мировоззрение детей.

Искажённое представление о наркотических веществах мешают сформировать правильное отношение к ним. Поэтому на $уроке уделяю внимание разоблачению опасных заблуждений. Развенчание мифов о наркотиках и знания, получаемые на занятиях, позволяют учащимся научиться противостоять насильственному приобщению к употреблению наркотиков и сформировать неприятие к ним.

Исследования выявляют тесную связь между п$отреблением табачных изделий, алкоголя и наркотических средств. Наличие $любой вредной привычки является одной из возможных предпосылок к употреблению наркотических веществ, первыми ступенями к более сильным наркотикам. «Мы изучали тысячи судеб наркоманов. Оказалось, что у всех 100% из них начало наркотизму было положено сигаретой, пивом и вином», – говорит профессор А.Н. Маюров.

На занятиях довожу $до сведения детей, что табак, алкоголь (в том числе и пиво) – наркотики, различные по силе воздействия на организм, но одинаково опасные для жизни человека и общества. Положительное и терпимое отношение к любому из этих веществ удерживает человека в определенном наркотизированном пространстве. Противоположное ему – трезвенное пространство. Рассматриваем с детьми, какие преимущества человеку дает состояние$ трезвости, жизнь без мифов и иллюзий. Личное неприятие алкогольных и табачных изделий позволяет формировать у учащихся трезвенное мировоззрение, которое является принципиальной альтернативой и преградой наркотизму. Разоблачение алкогольных мифов, изменение установок, формирование трезвенных программ и форм поведения, позволяют закрепить у детей аргументы в пользу сознательного и трезвого образа жизни, делают ре$бёнка самодостаточным человеком, решительно отвергающим все то, что может испортить его жизнь.

“Я никогда не буду курить, пить и тем более принимать наркотики”.- это строчки из сочинения учащегося 10 класса, который сделал выбор в пользу трезвой и здоровой жизни. Радует, что таких учащихся становится все больше.

Считаю$ необходимым, для кардинального изменения ситуации с употреблением наркотических веществ создание в школе трезвенного информационного пространства и формирование трезвенной позиции всех педагогов, работающих с детьми. Имен$но учительство способно сформировать активную социально-деятельностную позицию школьников по отношению к своему здоровью.

Для вовлечения детей в здоровьесберегающую деятельность необходимы знания по вопросам сохранения и укрепления здоровья. С этой целью знакомлю учащихся с различными естественн$ыми системами оздоровления. Говорим о соблюдении законов природы, двигательной активности, закаливании, роли позвоночника, биологических ритмах, коррекции зрения. Большой интерес у ребят вызывают занятия по рациональному питанию. Многие стар$шеклассники впервые узнают информацию о совместимости продуктов и, осознавая важность этих знаний для здоровья, начинают применять её у себя дома. После проведения урока о закаливании, 25% ребят начинают обливаться холодной водой. На практических занятиях выполняем упражнения для уменьшения зрительной нагрузки, снятия мышечного напряжения глаз. Использование релаксаций, музыкотерапии помогают снизить эмоциональное напряжение, регулировать своё внутреннее состояние.

В результате целенаправленного обучения навыкам здорового $образа жизни у учащихся меняется отношение к своему здоровью; отмечается положительный сдвиг в сторону оздоровления: снижение уровня табакокурения, падение престижности пьянства, неприятие наркотических веществ, применение на практике методов оздоровления (закаливания, прав$ильного питания, занятий физкультурой и спортом, коррекции зрения), переосмысления отношения к себе и другим людям. Информация, которую получают учащиеся, позволяет осознать личную ответственность за своё здоровье и использовать полученные знания для дальнейшего самосовершенствования.

$ Высказывание учащихся 10 класса о занятиях.

Андрей Б.$

После проведенных уроков мое мировоззрение абсолютно изменилось. Я понял, что если хочешь быть здоров, нужно поверить в себя и делать все для своего здоровья. Я начал заниматься спортом, обливаться холодной водой на улице, нашел большое количество книг, связанных со здоровьем.

Юля В.

На занятиях я узнала, что существует множ$ество систем оздоровления. Долго размышляла над этим и решила начать оздоровление. Для начала пересмотрела свое питание (таблица совместимости продуктов висит теперь над столом) и попробовала обливаться холодной водой. Должна признать, что это сложно, но отступать я не буду.

Оля К.

Теперь я знаю истинную цену сигаретам, алкоголю, наркот$икам. Сейчас я с легкостью могу отказаться от рюмки вина, не боясь кого-либо обидеть,

т. к., объясняю, что здоровье портить не хочу и не буду.

Еще записи

Leave a Comment