Особенности взаимодействия педагогов с застенчивыми детьми

Особенности взаимодействия педагогов с застенчивые дети.

Давыдова Татьяна Викторовна педагог-психолог
МБДОУ №73 города Ростова-на-Дону

$Застенчивость одна из тех качеств, которое мешает людям жить, она является причиной того, что люди с трудом устанавливают контакты, не умеют отстаивать свои $права и заводить друзей и т. д.
Застенчивость формируется в детстве. Основные затруднения в общении застенчивого ребенка с другими людьми лежат в сфере его отношения к самому себе и отношения к нему других людей.
Застенчивому ребенку трудно совершить элементарные действия, например, подойти к добр$ожелательно настроенному взрослому. В этот момент ребенок испытывает сильное внутреннее напряжение. Оно проявляется в:
- нервных движениях;
- состояниях эмоционального дискомфорта;
- боязни обращаться к другим людям.
Иногда ребенок может вообще не откликаться на обращения или отвечает односложно, очень тихо, вплоть до шопота. Характерной особенностью общения застенчивого ребенка являетс$я цикличность, прерывистость: затруднения могут временно прерываться, когда ребенок чувствует раскованно, свободно, и вновь возникать при каких либо затруднениях.
Особе$нно четко застенчивость проявляется на 5-ом году жизни. Это связано с тем, что в этом возрасте формируется потребность в уважительном отношении к ним со стороны взрослого. Ребенок остро реагирует на шутки, иронию, замечания в свой адрес.
Ярче всего застенчивость проявляется в новых видах деятельности. Он чувствует себя неуверенно, боится проявить свою неумелость, сказать об этом, попросить помощи. Для застенчивого ребенка характерно стремление оградить пространство своей личности от построенного вме$шательства. Он стремится растворится в других, стать незаметным.

Как помочь ребенку справится с застенчивостью

1.Поднять самооценку детей в той области, которая касается его восприятия отношения к себе д$ругих людей. Проанализируйте свое отношение к этому ребенку, чаще в повседневной жизни проявляйте любовь к нему. Помните: застенчивый ребенок требует$ к себе внимания не только тогда, когда он обращается за помощью, но и тогда когда она ему на первый взгляд не нужна.
2.Необходимо повысить самооценку в конкретных видах деятельности.
3.У застенчивых детей сформирован запрет на поступки и действия, порицаемые взрослым. Это может тормозить самостоятельность и творческие проявления. Найдите способы предотвращения шалостей. Дайте возможность раскрыть себя: если он хочет рисовать, пусть рисует и старой помадой, и ладошкой, и пальцем. Помните: частые ограничения являются причиной детски$х неврозов.
4.Научите ребенка свободно выражать свои эмоции, чувства и желания. Для этого необходимо проводить специализированные игры: жмурки, прятки, догонялки, игры-соревнования, игры-забавы, игры-пантомимы.
5.прямое воздействие и в$нушение на застенчивых детей действует, обычно, противоположным образом. Гораздо более действенным, образом влияют игры-фантазии, в которых различные персонажи наделяются чертами самого ребенка, а ситуации близкие тем, которые волнуют его, вызывают тревогу или страх. Можно сочинять рассказ, сказку о девочке или мальчике, или зайчике, или мишки. Для таких игр можн$о вместе с детьми придумывать и изготовить маски для того, чтобы облегчить выступление ребенка. ( не забывайте ребенок боится незнакомых людей!)
6. Можно организовать игры, в которых как будто ребенку необходимо прочитать стихотворение перед другими детьми. Дети долго могут не прочитать стихотворение перед другими детьми. Дети долго могут не решатся, , но постепенно$ можно ограничить время или другой фактор. Главное, что все эти игры должны приносить радость и облегчение.

Список литературы:
1.Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М.,1991.
2.Зимбардо Ф. Застенчивость. М., 1991.
3.Шишова Т. Застенчивый невидимка. М., 1997.
4.Чистякова М.И. Психоги$мнастика. М.,1995.

Post Comment