Открытый урок «Троице-Сергиева Лавра – духовное сердце России»

11

Михайлова Наталья Владимировна МАОУ Домодедовская гимназия №5 2013 год$

Открытый урок по теме «Троице-Сергиева Лавра – духовное сердце России».

Место урока : урок второй из цикла «Северное Подмосковье. К игумену Русской земли – преп$одобному Сергию Радонежскому»

Типология урока: комбинированный

Цели урока:

  • Закрепление материала по теме «Сергий Радонежский – игумен земли Русской»

  • Ознакомление школьников с маршрутом духовного краеведения Северного Подмосковья (Троице-Сергиева Лавра, город Сергиев Посад)

  • Синхронизация исторических , культурологических и духовных сведений о Троице-Сергиевой Лавре

  • Ознакомление школьников с основами религиозной архитектуры, живописи, музыки

Задачи урока:

  • Пробуждение интереса к объектам духовного наследия России

  • Воспитание бережного отношения к святыням

  • Развитие духовной чуткости,$ зоркости, умения видеть истинные духовные ценности

  • Развитие лучших патриотических чувств и стремлений

Оборудование урока:

  • Учебное пособие для учащихся основной школы общеобразовательных учреждений московской области «Духовное краеведение Подмосковья» (автор Шевченко Людмила Леонидовна)

  • Методические разработки к учебнику

    $

  • Иллюстрации, слайды, видеофильм по теме «Обитель Преподобного Сергия»

  • Музыкальный фрагмент песнопения «Земле Русская» (Хор Сретенского монастыря)

  • Раздаточный материал по теме (открытки, иллюстрации)

$

Подготовительный этап.

  1. Выбор «экскурсоводов» и «консультантов» из числа учеников (направления: иконопись, архитектура, ландшафт)

  2. Распределение «ролей», консультации педагога

  3. Настройка видео- и аудио- оборудования

Ход$ урока

  1. Приветствие . Организационный момент. (3 мин.)

  2. Звучит песнопение «Земле Русская». На экране презентация «Троице-Сергиева обитель» (3-4 мин.)

1.

Преподобный Сергий –игумен земли Руссской

2.

Трудами Преподобного Сергия и его учеников была создана обитель

3.

$

Преподобный Сергий был милостив со всеми

4.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

5.

6.

Троицкий Собор – центральный храм обители

7.

Трапезные палаты

8.

Надвратные иконы

9.

Рака с мощами преподобн$ого Сергия

10.

В любые времена не ослабевает поток паломников к отцу Сергию

$

  1. Слово учителя.

Дорогие ребята ! Сегодня мы будем говорить о человеке, когда-то жившем на земле и оставившем на ней замечательный нетленный след.

Вы, конечно догадались, что речь пойдет об игумене земли Русской , о Святом Преподобном Сергии Радонежском. На прошлом уроке $мы узнали немного об этом человеке, ставшим святым.

На экране слайды , иллюстрирующие события из жизни Преподобного. Давайте их вспомним, а поможет нам в этом консультант (УЧЕНИК 1).

Кто вспомнил событие, поднимайте руку, отвечайте, а консультант дополнит ваш ответ.(5 мин.)

1.

$

Видение отроку Варфоломею

2.

Благословение князя Димитрия Донского на бой

3.

Исцеление Святым Сергием отрока

4.

Посещение Пресвятой Богородицей Святого Сергия

Слово учителя: Из всего вышесказанного следует, что еще при жизни Преподобного людской поток в обитель не иссякал. Шли : кто за советом, кто за исцелением, кто –за чудом. Шли и находили. Ибо верно сказано : к пустому колодцу за водой не ходят.

$Конечно, паломники шли лично к самому Святому Старцу. Но , известно, что и после его кончины ничего не изменилось. Само место, где прошла жизнь Преподобного, стало святым.

Как же устроена Свято-Троицкая Обитель? Ведь в ней все должно быть одновременно и функционально (ведь это действующий мужской монастырь), и свято, высокодуховно.

  1. Слово «эк$скурсовода» 1.

«История создания и статус Лавры».(3 мин)

  1. Слово «экскурсовода» 2.

«Ландшафтное и архитектурное устройство обители»(5 $мин.)

  1. Слово «экскурсовода» 3.

«Троицкий собор – центр Лавры» (5 мин.)

  1. Слово «экскурсовода» 4.

«Иконопись в Лавре. Имена. Шедевры. Чудеса» (5 мин.)

  1. Слово «экскурсовода» 5.

«За благословением к отцу Сергию. Жизнь обители сегодня». (5 мин.)

  1. Учитель: Ребята. Хочу задать вопрос. У ва$с не возникло такого чувства, что мы сегодня говорили о родном, близком нам человеке? О местах, в которых когда-то давно были и хотели бы поехать туда снова?

Если хо ь немного такое чувство вас посетило, то , я думаю, Святой Сергий коснулся и вашего сердца.

Послушайте православное песнопение Святому Сергию и представьте еще раз мысленно все то, о чем мы сегодня говорили.

Музыкальный фрагмент (3-4 мин.)

Спасибо вам за внимание. Я думаю, что наше сегодняшнее занятие стало своеобразной виртуальной экскурсией не толь$ко в мир культурный, но и в мир духовный.

А сейчас я попрошу вас на предложенных вам листках написать в нескольких словах, что есть для русского человека Святой Преподобный Сергий Радонежский и что есть Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

(3-5 мин.)

Спасибо за участие. Вы все сегодня замечательно поработали и достойны хороших оценок .

А задание даю самым любознательным. Узнайте пожалуйста то, что мы еще о Святом Сергии не сказали , какие-то новые малоизвестные страницы из его жития , из истории обители , оформите это как $исследовательский труд и мы поместим вашу работу на выставку «По Святой Руси».

На этом урок окончен.

До свидания.

Post Comment