Презентация по педагогике на тему “Исследовательская и проектная деятельности. Сходство и различие” скачать бесплатно

Слайд №1

Текст слайда: Исследовательская и проектная деятельности. Сходство и различие. Г.В. Хорева, к.п.н., доцент каф. ДиНО

$


Слайд №2

Текст слайда: Когда возникает запрос на исследование или запрос на проектирование в образовании?


Слайд №3

Текст слайда: И$сследование и проектирование могут задавать основу современного содержания образования.


Слайд №4

Текст слайда: Исследование


Слайд №5

$

Текст слайда: Исследование – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов позн$авательной деятельности человека. Исследовательская деятельность – деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.


Слайд №6

Текст слайда: Структура научного исслед$ования гипотеза эксперимент рабочая гипотеза количественные качественные наблюдения факты объяснения результаты теория ЗАКОН (ЗАКОНОМЕРНОСТЬ) отвергается корректируется принимается


Слайд №7

Текст слайда: Учебно-исследовательская деятельность – процесс решения учащимися научных и личностных про$блем, имеющий своей целью построение субъективно нового знания.


Слайд №8

Текст слайда: Этапы ИД: Определение сферы исследования: определение направления будущего исследования; формулировка вопросов, на которые необходимо получить ответы. Обозначение границ исследования: выбор темы. Выработка цели, задач и гипотезы исследования. Организация исследования: выявление и систематизаци$я методов исследования; составление плана – определение последовательности проведения исследования. Сбор и обработка информации. Анализ и обобщение полученных материалов. Формулирование выводов. Подготовка отчета. Публичная презентация результатов. Рефлексия.


Слайд №9

Текст слайда: Исследовательские работы – творческие рабо$ты, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании $которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.


Слайд №10

Текст слайда: В процессе учебно-исследовательской деятельности дети учатся: видеть и выделять проблему; принимать и ставить проблему; решать проблемы; анализировать объект (предмет, явление, событие, их свойства); выделять существенные признаки и связи; сопоставлять различные факты; выдвигать гипотезы, предположения; отбирать с$редства и материалы для самостоятельной деятельности; самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;


Слайд №11

Текст слайда: осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;$ отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле; запрашивать недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); находить несколько вариантов решения проблемы; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять эксперимент; делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты и др.


Слайд №12

$

$Текст слайда: Проектирование


Слайд №13

Текст слайда: Проектирование (от лат. projectus – брошенный вперёд) – тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по разработке и созданию проекта (прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния). Проектная деятельность – практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике «объектов».


Слайд №14

Текст слайда: Проектное обучение – организация самостоятельной творческой $деятельности учеников$ в рамках работы над определённой выбранной темой (проектом) (Осмоловская Т.В.).


Слайд №15

Текст слайда: Главная педагогическая цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.


Слайд №16

Текст слайда: Этапы проектирования Предпр$оектный этап (иначе называют предварительным или стартовым). Этап реализации проекта. Рефлексивный этап. Послепроектный этап.


Слайд №17

$

Текст слайда: Учебные проекты Учебный проект – это «организационная форма работы, ориентированная на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляющая часть стандартного учебного курса или нескольких курсов» (Intel. Обучение для будущего при поддержке Microsoft.4-е изд. – М., 2004. С.5). В учебном проектировани$и сфера приложения преобразовательной активности учащихся контекстно задана предметной областью (отдельным предметом) или учебной проблемой, носящей межпредметный характер.


Слайд №18

Текст слайда: Параметры формата проекта: По месту: школьный, внешкольный. По масштабу субъекта: индивидуальный, групповой, коллективный, корпоративный. По$ времени: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный. По территории распространения: внутришкольный, региональный, сетевой, международный и др. По содержанию: предметный, межпредметный, междисциплинарный, интегративный. По характеру приоритетной деятельности: исследовательский, экспериментальный, поисковый, коммуникационный. По характеру участия Ребёнка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до полученного результата.


Слайд №19

$

Текст слайда: Содержание работы над учебным проектом (для педагога): Введение учащихся в проектную деятельность. Определение $и утверждение тематики проектов. Составление графика работы над проектом. Подбор и анализ литературных источников. Анализ и контроль процесса выполнения проекта (консультации). Контроль за оформлением проекта. Организация и проведение предзащиты проекта. Контроль за доработкой проекта. Защита проекта. Подведение итогов проекта.


Слайд №20

Текст слайда: Содержание работы над учебным проектом (для учащихся): Получение информации о проекте. Выбор темы проекта. Составление индивидуального графика работы. Обсуждение хода выполнения работы. Оформление проек$та. Предзащита в группе. Доработка проекта. Защита проекта.


Слайд №21

Текст слайда: Экологический проект «Моё животное» (дополнение к учебной программе по природоведению) Актуализация: Не наносим ли мы вреда животному, когда б$ерём его в свой дом? Цель: изучение жизни домашних животных с человеком и возможностей её улучшения. Задачи: научить самостоятельно со$бирать необходимую информацию, проводить наблюдения за жизнью и поведением домашних животных, выработать практические рекомендации по улучшению и оздоровлению их жизни. Объект целенаправленного наблюдения: кошка, собака, хомяк, рыбки и пр. Итогом проектной работы могут быть: газета, альбом, инсценировка, кодекс правил поведения с животными и др.


Слайд №22

Текст слайда: Досуговые проекты Педагогическое пр$оектирование, связанное со сферой досуга. Например, каникулярный проект. Это может быть программа деятельности летнего школьного лагеря или концепция воспитательной работы школы во время каникул, сценарий какого-либо праздника, план работы на смену, положение о детском фестивале и др. Каникулярные проекты имеют смысл, если носят событийный характер, органично вписываясь в жизнедеятельность детей и взрослых, вместе проводящих каникулы.


$Слайд №23

Текст слайда: В процессе проектной деятельности дети учатся: формулировать и осознавать изучаемую проблему; аргументированно формулировать и отстаивать свои проектные замыслы; вырабатывать реальные гипотезы, проверять их в соответствии с четким планом; самоопределению и позициированию; строгости и четкости в работе; умению планировать свои изыскания; д$вигаться к намеченной цели (важному для жизни стремлению).


Слайд №24

$

Текст слайда: Исследовательская и проектная деятельности: сходство и различие


Слайд №25

Текст слайда: Задание 1: Определите основные «параметры» сравне$ния исследовательской и проектной деятельности и продумайте мотивацию выдвижения именно таких параметров.


Слайд №26

Текст слайда: Исследование и проектирование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определённой, ясно осознаваемой задачи. В исследовании обнаруживается то, что уже есть. В проекте создаётся то, чего нет. Краткая схема организации проекта: задумал $– спроектировал – осуществил (т.е. получил продукт). Краткая схема организации исследования (естественнонаучного типа): явление – описание – модель (объяснение).


Слайд №27

Текст слайда: Исследовательская и проектная деятельности В исследовании ключевыми становятся способы верификации (сбор данных) или пров$ерки правильности (истинности) той или иной определяемой модели. В проекте ключевыми являются способы коммуникации, информационные, организационные и иные производственные умения. Главное отличие рассматриваемых методов заключается в рефлексивной составляющей. Речь идёт об осознании того, какую культурную роль я исполняю в ходе того или иного процесса: исследователя или проектиров$щика.


Слайд №28

Текст слайда: Отличия исследования и проекта Исследование носит вневременный характе$р Продукт – знания Для знания важен критерий истинности Исследование направлено на идеальный объект. Допускает бесконечное движение вглубь. Творчество в чистом виде. В исследовании значительно больше места для импровизации. Проект определён временными рамками Продукт – проект Для проекта – критерий реализуемости Проектирование направлено на организационную форму. Изначально задает предел, глубину решения проблемы. Творчество $не в полной мере, творчество по плану, в определенных контролируемых рамках.


Слайд №29

Текст слайда: Обучение исследованию и проектированию предполагает: Включение учащихся в процесс переоткрытия $знаний, что позволяет воспроизводить разные формы научного труда и теоретического мышления. Обсуждение с детьми границ их знания и незнания, благодаря чему их можно учить такому типу исследовательской деятельности, который выводит на передний план порождение человеческого знания. Обучение операциям и процедурам исследования (обследование, наблюдение, эксперимент, анализ и т.п.). Развитие соответствующих способностей. Создание соответствующих образовательных форм. Включение детей в процесс создания новых организационно-деятельностных форм при работе в образовательных проектах. Наличие запаса знаний, опыта и впечатлений, благодаря чему происходит обогащение (расширени$е и детализация) знаний и представлений. Обучение операциям и процедурам проектирования (проблематизация, самоопределение, позицирование, и т.п.). Развитие соответствующих способностей. Со-организацию всех участников проекта.


Слайд №30

Текст слайда: Исследование и проект осуществляются в среде неопределённости, именно это и активизирует познавательную деятельность субъекта. Обучение через исследо$вание и проект личностно ориентировано. Ученик становится субъектом, а не объектом образовательного процесса.


Слайд №31

Текст слайда: Обучение исследов$анию и проектированию формирует такие основные качества личности: умение поставить творческую (достойную) цель и подчинить свою деятельность её достижению; умение планировать и самоконтролировать свою деятельность; умение находить и реша$ть проблемы, составляющие основу цели; умение защищать свои убеждения.


Слайд №32

Текст слайда: Исследовательская и проектная деятельности Зачем нужно учиться делать проекты? Чтобы потом осуществлять их в жизни; чтобы понимать: хорошая идея сама по себе ещё не решает исход дела, необходимо представлять себе, каков механизм её реализации, как будет выглядет$ь конечный продукт. Зачем нужно учиться проводить исследования? Чтобы поддерживать врожденное любопытство Ребёнка и снабжать его инструментарием, показывающим, что мы можем успешно познавать мир. Эту же цель можно определить как превращение поведенческой модели в культурную роль «исследователя».


Слайд №33

$Текст слайда: Что необходимо для освоения деятельности исследования и деятельности проектирования в начальной школе?


Слайд №34

Текст слайда: «Мир полон решений, ищущих свои проблемы» Р.Эванс.


Слайд №35

$

Текст слайда: Источники “Исследовательская работа школьников”Ссылка: http://www.issl.dnttm.ru/


Еще записи

Leave a Comment