Презентация по педагогике на тему “Речь и культура: жаргонизмы в речи школьников” скачать бесплатно

Слайд №1

Текст слайда: РЕЧЬ И КУЛЬТУРА:ЖАРГОНИЗМЫ В РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ. «Умён ты или глуп, Велик ты или мал, Н$е знаем мы, пока Ты слова не сказал!» Персидский поэт и мыслитель XIII века Саади


Слайд №2

Текст слайда: Цель работы: проанализировать речь учащихся нашей школы с точки зрения количественного и качественного использования ими жаргонизмов. Задачи исследования: 1. Определить содержание понятия «жаргон». 2. Проследить источники образования и причины использования ж$аргонизмов. 3. Провести анкетирование учащихся, чтобы выделить круг на$иболее употребительных жаргонных слов, частотность и причины их употребления школьниками. 4. Составить словарь молодёжного жаргона, который включает в себя жаргонизмы, наиболее употребляемые подростками нашей школы, и дать лексическое  значение каждого жаргонизма…


Слайд №3

Текст слайда: Гипотеза исследования: Отношение к жаргонной лексике должно быть отрицательным, так как она обедняет наш язык. Использованные методы исследования: 1. Обзор литературы. 2. Проведение анкетирования. 3. Наблюдение. 4. Анализ анкет.


Слайд №4

$

Текст слайда: Жаргонизмы – это слова искусственного языка, понятного лишь определённому кругу людей, связанных между собой общими целями и интересами


$Слайд №5

Текст слайда: Группы жаргонов. Жаргон делится на множество групп, каждой из которых присущи те или иные особенности. Например: 1.Армейский жаргон: дембель, дед, салага 2.Спортивный жаргон: Спартачи, финтить 3.Жаргон людей, связанных с музыкальной средой: музон, фанера 4.Жаргон байкеров$: Косуха, харлей Школьный жаргон можно отнести к молодёжному жаргону. В нём выделяется лексическая группа, которая является «ядром» школьного жаргона . Входящие в неё слова присутствуют в речи большинства школьников без каких-либо (например, территориальных) ограничений.

$


Слайд №6

Текст слайда: Факторы, влияющие на появление жаргонов. Развитие сотовой телефонной связи, компьютерных технологий (мыло – e-mail; блохи – ошибки в программе и тд.) Современная музыкальная культура (свежак – новая музыка; название действий музыкантов – сбацатьи тд.) Хобби и увлечения молодых людей (финтовать-играть в футбол, гонять финты).


$Слайд №7

Текст слайда: Замечено расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи, газетах, журналах, публичных выступлениях и речи учащихся нашей школы. В книге Введенской Л.А. выделяют три основные причины употребления жаргонов молодежью. 1) Стремление молодых людей находиться с теми, кто тебя понимает. 2)Жела$ние обособиться от остальной, взрослой части общества. 3)Дань возрасту, моде


Слайд №8

$

Текст слайда: Лингвистическое исследование речи школьников. Социологический опрос. Цель анкетирования: 1) определить круг наиболее часто употребляемых жаргонизмов в речи; 2) определить мотивы употребления жаргонизмов в речи; 3) определить отношение школьников к жаргонным словам, употребляемым ими в собственной речи; 4) выявить наличие или отсутствие стремления обойтис$ь без жаргонизмов.


Слайд №9

Текст слайда: Анкета. 1. Употребляете ли вы в своей речи жаргонизмы? а) да; б) нет; в) стараюсь не употреблять 2. Напишите известные вам жаргонные слова. 3. Для чего $вы их употребляете (нужное подчеркнуть)? а) считаете, что модно, современно; б) нужны в речи для связи слов; в) помогают преодолеть недостаток слов в моей речи; г) делают речь понятнее для друзей; д) что-то другое (напиши свой вариант) 4. Как вы считаете, нужны ли жаргонизмы в речи (нужное подчеркнуть)? а) да; б) нет; в) иногда, в разных случаях; г) не думал об этом. 5. Как Вы считаете, в результате речь становится а) лучше, б) хуже, в) затрудняюсь $ответить


Слайд №10

Текст слайда: Для чего употребляются школьниками жаргонизмы ?


Слайд №11

Текст слайда: Всего было опрошено 34 человека: 20% замечают использование жаргонов и пы$таются исправить свою речь. 55% – иногда замечают слова – сорняки , но не пытаются исправить, так как счит$ают это нормальным. 25% подростков никогда не замечали использование слов – паразитов в своей речи. Дано задание: придумать однокоренные слова к школьным жаргонизмам (музыка, рисование, тройка, пятёрка и тд). Подобрать синонимы к данным словам жаргонизмам. Для наименований 11 слов (музыка, рисование, тройка, пятёрка и тд.) 5-6 классы употребляют 53 жаргонных производных слова (музон, музик, музка; изошка, рисовалка, риска; тройбан, трио, трояк; пятак, пятифан, пятачок), в то время как старшеклассники обходятся 23.


Слайд №12

Текст слайда: Проследив за жаргоном учащихся нашей школы, можно увидеть,$ что жаргон развивается по общим законам языка. Учащиеся средних классов в большей степени переосмысл$ивают значение слов, придумывают их новое звучание, используют разные морфемы, считая, что придуманные ими слова более правильно и точно характеризуют предметы и явления, выражают эмоциональное отношение и оценку. Придумыванием и усовершенствованием активнее занимаются пятиклассники, старшеклассники же уже не придумывают жаргонизмы , а студенты их употребляют ещё в меньшей степени.


Слайд №13

$

Текст слайда: Среди учащихся 5 – 11 классов 84% учащихся употребляют жаргонизмы только в общении со сверстниками. 16% школьников признается, что иногда в общении со взрослыми у них «прорываются» жаргонизмы. Нужны ли жаргонизмы в речи? 64% школьников считают, что нужны иногда ( в определенной ситуации); 25% – нужны обязательно; 7% считают, что вообще не нужны; 4% – не думали об этом. Наши наблюдения и опросы показали, что многие учащиеся понимают, что употребление жаргонизмов должно быть уместным.


Слайд №14

$

Текст слайда: Как относятся к жаргонам в речи детей родители ? Провел опрос родителей. Всего было опрошено 20 человек. 1) Как вы относитесь к жаргонам в речи ваших детей? Положительно – 23%. Отрицательно – 77%. 2) Часто ли ваш ребенок употребляет в речи слова – паразиты? Да – 58% Нет – 42%.


$

Слайд №15

Текст слайда: Выводы. 1)Появление новых жаргонов в речи ( особенно нецензурных слов ) вызывает тревогу. 2)Выбор того $или иного слова показывает, как мы понимаем мир и жизнь. 3)Потребностью в общении и в творчестве, в стремлении выделиться среди друзей обосновывается появление новых жаргонов. 4)При создании жаргонизмов используются различные формы словообразования, что помогает развитию языка. 5) Наша речь не является только жаргонной. 6) Жаргонная лексика отражает понимание жизни ( как мы ее представляем ), возрастных особенностей, потребностей, ценностей каждого. 7)Проведё$нный литературный обзор показал, что жаргонизмы, которые активно используют современные школьники – своего рода протест против окружающей действительности. Язык ярче и сильнее, чем одежда, причёска, образ жизни, от$ражает внутреннее состояние школьников. Так молодые люди хотят выделиться из толпы. 8) Главной чертой молодёжного жаргона является эмоциональность, оценочность, но всё-таки следует помнить, что жаргон – это обеднённый, грубый заменитель настоящего языка. Жаргонизмы непонятны непосвящённым людям, это часто вызывает недоразумения. 9)Основными факторами, влияющими на появление новых жаргонизмов в речи учащихся, являются развитие сотовой телефонной связи, компьютерных технологий, современной музыки.


Слайд №16

$Текст слайда: Гипотеза не подтверждена. Оригинальность и стремление говорящего к творческому самовыражению и подражанию, правдивость и личное отношение , образность, эмоциональность и удручающая грубость, вульгарность, агрессия – все эти противопол$ожные свойства одинаково проявляются в жаргонизмах. Отношение к жаргонным словам не может быть однозначным, так как они не только обедняют, но и обогащают нашу речь.


$Слайд №17

Текст слайда: Список литературы. 1. В.И. Даль – «Толковый словарь живого великорусского языка». Государственное издательство иностранных и национальных словарей. Москва. 1956г. 2. И.А. Стенин – «Словарь молодёжного жаргона». Воронеж.2004г. 3. Интернет- ресурсы. 4. К.С. Горбачевич – «Особенности молодёжного жаргона». //РЯШ.2001г. 5. А.С. Запесоцкий – «Эта непонятная молодёжь». Москва. $1998г.


Слайд №18

Текст слайда: Автор презентации ученик 8 класса МБОУ СОШ села Козловка Маяков Андрей


Еще записи

Leave a Comment