Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

$ Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Ни одно другое социальное окружение не оказывает такое воздействие на формирование здоровой личности, какое может осуществить школа.

Американская Ассоциация Национального Здоровья

Пояснительная записка $

$Программа формирования экологической культуры,  здорового и безопасного  образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

$ Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни  обучающихся в КОУ ВО «Павловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» на ступени начального общего образования являются:

  • $ Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (от «6» октября 2009 года № 373)

  • $Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

$Цель программы: создание здоровьесберегающей среды, экологической культуры, способствующей развитию личности школьника посредством формирования условий, способствующих здоровому и безопасному образу жизни, саморазвитию и самовыражению ребенка, использованию интерактивных методов обучения здоровью. Сохранение и укрепление здоровья детей, создание оптимальных внешнесредовых условий в школе и дома и рациональная организация труда и отдыха школьников (здоровьесберегающая педагогика).

$В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни школы – интерната обеспечивает решение следующих задач на ступени начального общего образования:

  • $сформировать представление о позитивных и негатив­ных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач;

  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболе­вания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков $и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и

  • $ сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни:

  • научить выполнять правила личной гигиены и развить го­товность на основе их использования самостоятельно поддер­живать своё здоровье;

  • сформировать представление о правильном (здоровом) пи­тании, его режиме, структуре, полезных продуктах;$

  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, на­учить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

  • $формирование представлений основ экологической культуры в процессе ознакомления с миром через пра$ктическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу, формирование адекватных экологических представлений, т.е. представления о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе;

  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного об­щения;

  • $ научить обучающихся делать осознанный выбор поступ­ков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здо­ровье;

  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обра­щаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

  • разработка не$посредственных приемов, способов активизации механизмов развития экологической культуры младших школьников посредством их вовлечения в практическую учебную и исследовательскую деятельность. $

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопас­ного образа жизни в КОУ ВО «Павловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» сформирована с учётом факторов, оказывающих сущест­венное влияние на состояние здоровья детей:

  • $ неблагоприятные социальные, экономические и эколо­гические условия;

  • факторы риска, имеющие место в образовательных уч­реждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здо­ровья детей и подростков от первого к последнему году обуче­ния;

  • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей прир$оде, обусловливающей времен­ной разрыв между воздействием и результатом, который мо­жет быть значительным, достигая нескольких лет, и тем са­мым между начальным и существенным проявлением небла­гополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

  • $активно формируемые в младшем школьном воз­расте комплексы знаний, установок, правил поведения, при­вычек;

  • $ особенности отношения обучающихся младшего школь­ного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хро­ническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состоя­ния болезни главным образом как ограничения свободы (не­обходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспо­собностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуаль­ных потребностей, он $не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и бу­дет сопротивляться невозможности осуществления своих же­ланий).

Целостность системы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся включает:$

системность деятельности по вопросам здоровьесбережения (отражены в основной образовательной программе образовательного учреждения, уставе и локальных актах образовательного учреждения направлений деятельности, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, безопасный образ жизни обучающихся);

– взаимодействие образовательного учреждения с органами исполнительной власти, правоохранительными органами, учреждениями дополнительного обр$азования детей, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения и другими заинтересованными организациями по вопр$осам охраны и укрепления здоровья, безопасного образа жизни обучающихся;

– преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни (здоровью) на различных ступенях, уровнях образования;

– комплексный подход в оказании психолого-педагогической, медико- социальной поддержки различных групп обучающихся;

$– непрерывность отслеживания сформированности здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Инфраструктура образовательного учреждения, соответствующая условиям здоровьесбережения обучающихся включает:

школьные помещения, соответствующие санитарным  и  гигиеническим нормам (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения), $нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья  и  охраны труда обучающихся;

$столовую, позволяющую организовывать 5 – разовое питание, с необходимым оснащением помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи в соответствии с требованиями санитарных правил;

– оснащение учебных кабинетов, спортивных сооружений необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ;

$ – обеспечение учебных кабинетов, спортивных залов и других помещений для пребывания обучающихся естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил;

– оснащение в соответствии с требованиями санитарных п$равил помещений для работы медицинского персонала оборудованием для проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи;

– наличие в образовательном учреждении квалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение оздоровительной работы с обучающимися, воспитанника$ми (медицинские работники, учителя (преподаватели) физической культуры, психологи, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги);

– сформированность культуры здоровья педагогических работников школы – интерната (наличие знаний и умений по вопросам использования здоровьесберегающих методов и технологий; здоровьесберегающий стиль общения; образ жизни и наличие ответственного отношения к собственному здоровью). $

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся

$Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к орга­низации и $объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).

Расписание уроков составлено на основе Учебного плана, утвержденног$о директором школы, требованиями СанПиН и исходя из имеющихся возможностей школы. Расписание уроков преследует цель оптимизации условий обучения учащихся и создания комфортных условий для всех участников образовательного процесса. 1 – 4 классы работают в режиме пятидневной учебной недели. Максимальное количество часов в неделю выдержано.

В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Система заданий, направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращени$й знаний, способствует  формированию  рефлексивной самооценки, личностной заинтере$сованности в приобретении, расширении знаний  и  способов действий. Содержание тем имеет культурологический, этический  и  личностно ориентированный характер  и  обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов  и  нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной  жизнью  ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государс$твенных  и  семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой   безопасного  поведения ребенка в природном  и  социальном окружении.

В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств. В школе есть ко$мпьютерный класс, оборудованный в соответствии с требованиями СанПиНа. Режим работы использования компьютерной техники и ТСО на уроках строго регламентирован – не более 15 минут.

Использование возможностей в образовательном процессе

$ Программа   формирования  экологической  культуры,   здорового   и   безопасного  образа   жизни осуществляется   средствами урочной и внеурочной деятельности. Система обучения формирует установку школьников на  безопасный,  здоровый   образ   жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы  и  темы в программе. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с экологической культурой, безопасностью  жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.

$В курсе «Ознакомление с окружающим миром» для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в учебниках выделены главы “Я и школа”, «Родная природа$» основными разделами которых являются:

  • Гигиена зрения, слуха, сна, приёма пищи.

  • Понятие о здоровье: стойкост$ь к болезням, жизнерадостность, выносливость.

  • Режим дня школьника.

  • Утренняя гимнастика, физические упражнения, их значение для здоровья.

  • Правила организации домашней учебной работы.

  • Личная гигиена.

  • $Предупреждение простудных заболеваний.

  • Забота об охране здоровья и др.

В курсе «Социально –$ бытовая ориентировка» выделена целая глава «Воспитание здорового образа жизни.

На отдельных занятиях учебник помогает детям понять, что главный человек, который должен каждый день заботиться о своем здоровье, это он сам. Красочные рисунки иллюстрируют, кто и как заботиться о здоровье детей. Само$е важное – в этих рисунках подчеркнуты две мысли:

  • о здоровье детей заботятся взрослые, например, родители, врачи, учителя, директор школы, работники школьной столовой;

  • $очень важно, чтобы и сами  дети заботились о своем здоровье каждый день. Для этого нужно не только знать, но и ежедневно выполнять правила здорового образа жизни.

В курсе «Предметно-практическое обучение» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила  безопасной  работы с ни$м. Каждый компонент предмета отвечает санитарно-гигиеническим требованиям (формат, вес, шр$ифт, система выделений, иллюстрации, качество бумаги).

Организация здоровьесберегающей работы

Система здоровьесберегающей работы, экологической культуры и безопасности в школе, направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной под$готовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и  формирование   культуры  здоровья. Сложившаяся система включает:

  • полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры и во внеурочное время);

  • рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и $занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

  • организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательно$й активности;

  • организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

  • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (Президентских соревнований, Зарницы и Зарнички, Веселых стартов и др.).

Основные результаты реализации  программы   формирования   культуры   здорового   и   безопасного   образа   жизни  учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, которые проводятся дважды в год. Также предусматривается выявление динамики сезонных заболеваний; динамики ш$кольного травматизма; утомляемости учащихся.

Успех экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания.

Первое важнейшее условие – экологической культуры воспитания учащихся проводится в системе, с использовани$ем местного краеведческого материала, с учетом п$реемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов.

Второе непременное условие – активное вовлечение младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, уход за цветниками, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых р$астений, охрана и подкормка птиц, и т.д.

Существуют различные технологии экологической культуры воспитания:

  • Исследовательские ( изучение состава воздуха, состояния воды, почвы и др.);

  • Проектные (разработка и реализация различной степени сложности проектов, т.е. использование  метода проектов);

  • $

  • Конкурсные (выставки плакатов, рисунков, «Окно в природу», и др.);

  • Игровые (эко – случай, подвижные игры, ролевые игры, игры -драматизации и др.);

  • Познавательные (КВД, «круглые столы», экскурсии, походы и др.);

  • $Продуктивные (практические) (посадка цветов, деревьев, озеленение школьных кабинетов и др.).

При выбор$е форм и методов воспитательной работы нужно помнить, что большое место  в младшем школьном возрасте продолжает занимать  игра. Игра как феномен культуры обучает, развивает, социализирует, развлекает, является уникальным средством формирования духовных потребностей и раскрытия творческого потенциала личности $ребенка, ученика. Она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность; позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие.

В экологическом образовании младших школьников используются разнообразные игры экологического содержания: подвижные  игры, игровые обучающие ситуации, сюжетно-ролевые игры, дидактичес$кие игры. Развить творческое мышление у воспитанников, умение предвидеть последствия природообразующей деятельности человека помогают беседы, наблюдения за объектами природы, проведение простейших опытов. В работе  по формированию знаний воспитанников  о правилах поведения в природе широко используется  метод творческих заданий.

Помимо традиционных форм экологического образования и воспитания  младших школьников, в настоящее время используются  такие инновационные формы, как природоохранительные акции. Проводятся экскурсии  в разные времена года, с цел$ью наблюдений за изменениями в природе, сбора гербария,  сбора листьев, шишек, корней, сучков для различных поделок из природного материала.

При организации работы в КОУ ВО «Павловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I в$ида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни соблюдаются следующие этапы.

Первый этап — анализ состояния и планирование рабо­ты школы – интерната по данному направлению, в том числе по:

    $

  • организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;

  • $ организация просветительской работы в школе – интернате с учащимися и родителями (законными представителями);

  • выделение приоритетов в работе учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а так же возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.

  Второй этапорганизаци$я работы образовательного учреждения по данному направлению.

1. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здо­рового образа жизни, включает:$

  • внедрение в систему работы образовательного учрежде­ния дополнительных образовательных программ, направлен­ных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые должны реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;

  • $ беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек;

  • проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;

2. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная н$а повышение квалификации работников школы и повышение уровня знаний роди­телей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:

  • проведение соответствующих семинаров, круг­лых столов и т. п.;$

  • приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методичес­кой литературы;

  • привлечение педагогов, медицинских работников, пси­хологов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительны$х мероприятий и спортивных соревнований.

Реализация этого блока зависит от администрации обра­зовательного учреждения, учителей физической культуры, ме­дицинских работников, психологов, а также всех педагогов.

$Планируемые результаты  формирования  экологической культуры,   здорового $и безопасного   образа   жизни

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в школе – интернате, предусматривает достижение следующих результатов образовани$я:

  • Улучшение состояния здоровья учащихся и учителей.

  • Создание системы мониторинга состояния здоровья детей, их социального благополучия.

  • Повышение заинтересованности работников школы в укреплении здоровья учащихся.$

  • Стимулирование повышения внимания школьников и их родителей к вопросам здорового образа жизни.

  • Улучшение социально-психологической, экологической ситуации в школе.

  • Активизация работы оздоровительной физической культуры, с последующим переводом детей из специальной медицинской группы в подготовительную, а из  подготовительной$ в основную.

  • Приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий);

    $

  • Участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;

  • Практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спорт$ивных секциях школы и внешкольных учреждений, при подготовке и проведении подвижных игр, соревнований);

  • Составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;

  • $Получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений);

  • $

  • Получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного) и социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива) – в ходе бесед с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями;

  • Получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человек$а (в рамках бесед с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родител$ями);

  • Улучшение условий для занятия физкультурной подготовкой;

  • Увеличение доли обучающихся, охваченных системой дополнительного образования до 100%. 

Еще записи

Leave a Comment