Программа Здоровье и безопасность

Березовское муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №29

Принята на Утверждаю

Педагогическом совете Директор БМБОУ ООШ№29

«____»_____2012г. ___________ Л.Е.Рожкова

Протокол №____ «_____»_______2012г.


$

$

Программа формирования здоровья и безопасного образа жизни младших школьников

Разработала:

Мартынова Анна Александровна

воспитатель,1квалификационная категория

$п.Старопышминск

2012г.

Пояснительная записка

Здоровые дети — это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Поэтому проблема сохранения здоровья детей, обеспечение их безопасности в современных условиях является, прежде всего, социальной, следовательно, решать ее надо на самых разных уровнях, начиная с дошкольного возраста. «Здоровье это еще не все, но все без здоровья — ничто», — гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Федеральный гос$ударственный образовательный стандарт призван обеспечивать формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и личной безопасности.

В нашей школе мы рассматриваем эту проблему через два п$риоритетных принципа «Ребенок-ты ценность» и «Не навреди». Такая позиция в условиях сельской школы нового формата определяет новые подходы к организации внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста, созданию воспитывающей среды в условиях Школы полного дня и к решению вопросов сохранения и укрепления здоровья детей, обеспечению их безопасности.

Актуализировали данную проблему результаты бесед с детьми, диагностики родителей, проводимых с целью выявления уровня сформированности представлений о здоровье, здоровом образе жизни, о правильном питании в семье, отношении родителей к своему здоровью и здоровью своих детей.

Так при опросе первоклассников нами установлено, что 64,3% детей смогли назвать 1-2 фактора благоприятного воздействия на здоровье человека, 50% родителей затруднялись в определении понятий «здоровье», «здоровый образ жизни». Нами так же установлено, что питание в большинстве семей не отличается разнообразием, поэтому дети в школе практически не едят рыбу, овощи, запеканки. Предпочтение большинство детей отдают таким продуктам как бутерброды, газированная вода, чипсы, сухарики, не понимая вредность этих продуктов. О вреде еды всухомятку задумывались лишь 24,6% родителей. В силу своей занятости на работе в семьях часто употребляются продукты быстрого приготовления. Вопросам правиль$ного питания родители не уделяют должного внимания. В практической деятельности во многих семьях не используются формы активного отдыха с детьми, не проводится утренняя зарядка, прогулки, не$ соблюдается режим дня взрослых и детей. Все это вызывает тревогу и ставит нас перед необходимостью организации системы профилактической работы по сохранению здоровья детей и их безопасности.

В целях систематизации работы в данном направлении нами разработана программа «Здоровье и безопасность». В рамках данной программы мы предлагаем свой вариант реализации содержательного компонента программы школы по сохранению и укреплению здоровья школьников, овладению навыками безопасного поведения в школе, на улице, дома. Программа раскрывает и развивает разнообразные темы по проблеме, предполагает использование активных форм и методов обучения: беседы-диалоги, ролевые и деловые игры, Минутки здоровья, различные виды гимнастик, физкультминуток, подвижных перемен, элементы фитотерапии, витаминотерапии, оздоровительные тренинги, миниспектакли о вреде неполезных продуктов, фастфудов, устные журналы в рамках деятельности «Агенства рекламы здоровья», конкурсы, экскурсии, мини-проекты, семейные праздники. В конце каждого занятия дети в своих Дневниках здоровья и безопасности записывают полезные советы, которые могут им помочь в дальнейшей жизни : «помоги себе сам», «помог себе -помоги другому», « твоя безопасность — в твоих руках», «раскрой себя в каждом деле»,»найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его» и др. Система формирования представлений о здоровье, здоровом образе жизни, личной безопасности осуществляется не только во внеурочной деятельности, но и в рамках образова$тельного процесса, включающего уроки по окружающему миру, изобразительной деятельности, физической культуре. Неоценимую помощь в работе оказывают родители, специалисты пункта общеврачебной практики поселка. Систематически в классе проводятся медицинские осмотры, ведется мониторинг оценки здорового поведения школьников. Обязательным условием обучения являю$тся занимательность изложения материала, ненавязчивость. Отсутствие назидательности и поучительности. Приоритетным направлением работы является не только изучение теоретических знаний, но и практическая направленность. Поэтому мы считаем, что реализация программы поможет максимально адаптировать ребенка к реальным жизненным условиям, чтобы дети в дальнейшем могли применять полученные знания на практике. Программа рассчитана на один год и будет реализовываться во 2-х классах в условиях Школы полного дня. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Основная цель: Обеспечить детям возможность сохранения здоровья, формирования необходимых знаний, умений, навыков здорового образа жизни, личной безопасности, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачи:

  • дать начальные представления о правилах, принципах правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья;

  • формировать представления о здоровом образе жизни и необходимости заботы о своем здоровье;

  • дать представление с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления, вредные
    $привычки);

  • помочь младшим школьникам сделать выбор в пользу усвоения и применения на практике способов самосохранения и личной безопасности.

Весь процесс обучения включает в себя 3 этапа, которые отличаются друг

от друга, как частными задачами, так и особенностями методики.

1.Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.

Цель: дать начало представлению о правилах и принципах правильного питания, как основы сохранения и укрепления здоровья, выявить уровень сформированности понятий д$етей о способах личной безопасности.

2. Этап углубленного обучения

Цель: сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни, потребность в сознательном отношении к своему здоровью, необходимости самосохранения.

3. Этап закрепления и применения знаний, умени$й и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования. Усвоение и применение на практике способов личной безопасности в школе, на улице, дома.

Цель: умение перевести знания в навык, обладающий возможностью его повседневного целевого использования.

Результативность работы по данной программе: Изменения в поведении детей и взрослых в отношении собственного питания (соблюдение режима питания, выбор полезных продуктов, соблюдение правил гигиены, режим дня), использования активных форм отдыха ( прогулки, походы, занятия спортом), снижение процента часто болеющих детей. Реализация программы обучения позволит заложит$ь основы здорового образа жизни у младших школьников, способы самосохранения и личной безопасности, способности регулировать свои действия, познакомит с элементарными правилами поведения в природе и в быту, с основами экологической культуры. Это будет способствовать изменению самого обучающегося, его отношения к себе, к окружающим людям, природе, изменению его поведения, формированию духовного — нравственного мира школьника. Более высоким будет уровень активности родителей, представителей социума в вопросах здорового образа жизни и выработке активной жизненной позиции.

Тематическое планирование занятий 2класс

п/п

$

$

$

$

$

Тема

Форма проведения

Родительский университет

Диагностика

СЕНТЯБРЬ

Человек, $среда, здоровье.

$1.Здравствуйте, друзья!

2. Что разрушает здоровье и что укрепляет.

3. Солнышко здоровья 4. Режим дня.

Ролевая игра.

Беседа- диалог

Игровая программа

Анкетирование

«Мое здоровье»

Составление режима дня ребенка.

Рисуночный тест

«Краски»

«Что для здоровья хорошо а что плохо»

Движенье и здоровье

$1. Знай свое тело.

Столп жизни.

2. Утро начинается с зарядки.

3. Здоровячки предупреждают…

4. Враги хорошей осанки

Мультимедийная презентация

Практическое занятие

КВН

Практикум

Беседа «Как влияет поведение родителей на поведение детей».

Незаконченное предложение

«Здоровье –это…

$

«Чтобы не болеть надо…

Утро начинается с….

К тебе подошел незнакомый…

ОКТЯБРЬ

Дыханье и з$доровье

1. Знакомьтесь, органы дыхания.

2.Будь здоров без докторов. Режим дыхания (тренировка силы вдоха, выдоха)

3. О пользе кислорода. Где и как он вырабатывается.

4. Правила безопасного поведения дома.

Занятие с игровыми элементами.

Тренинг (гимнастика по методу А.Стрельниковой )

Про$ектная деятельность

Практическое занятие

Информационный бюллетень

«Прогулки на свежем воздухе»

Презентация проекта

Зрение и здоровье

1. Наши органы зрения

2. Секреты Доктора Здоровейкина.

3.Мои глаза я берегу.

4.Сигналы тревоги.

$

Мультимедийная презентация

Занятия с элементами игры

на развитие внимания и быстроты реакции

$(Метод В.В.Базарного)

Практикум

Лекция «Ребенок и компьютер».

Чтобы глазки не болели надо…

Ноябрь

Поведение, привычки, здоровье

1. Будь здоров без докторов.

$Праздник

Стенгазета

2. Кто с закалкой дружит, никогда не тужит

Игровая программа

$Анкетирование

Выставка рисунков

3.Опасности в нашем доме

Классный час

Опрос

Основы здорового питания

ДЕКАБРЬ

1.Учись быть здоровым

$

Игровая программа

Тест «Умеем ли мы правильно питаться?

Мое утро начинается…

$

2. Овощи, ягоды,фрукты-самые полезные продукты.

Презентация

Мои любимые продукты…

3. Каша к завтраку нужна-каша к завтраку важна

Беседа

Анкета «Завтрак в семье»

4. Это удивительное молоко

Игра-путешествие

5. Поешь рыбки-будут ноги прытки

Игра-конкурс$

Рисуночный тест

«Самые полезные продукты»

6. Завтрак в моей семье

Совместный проект

Консультация «Как работать над $проектом»

Презентация проекта

7. Кулинарные традиции моей семьи

Семейный праздник

Презентация новогоднего блюда

ЯНВАРЬ

Кулинарные путешествия

1. Путешествие по музеям напитков

И$гра-путешествие

Анкетирование

«Значение хлеба в рационе ребенка»

$

Методика Настроение

2. Чудо земли — хлеб

Занятие-исследование

Методика «Волшебник»

3.Удивительное превращение колоска.

Экскурсия на хлебозавод

Незаконченное предложение Хлеб-это….$

Мы за чаем не скучаем

ФЕВРАЛЬ

1.Чайные традиции.

История появления чая в России

Занятие-исследование

$

Анкета

«Правильное питание»

Методика «Настроение»

2. Мы за чаем не скучаем

Семейные посиделки

3. Званый обед

Правила поведения в гостях.

$

Игра-инсценировка

Рисуночный тест «Мы идем в гости»

4. Секреты поваренка

Круглый стол

$

Методика «ранжирование»

5.Кулинарные традиции России

Занятие-путешествие

Презентация

6. Кулинарный глобус

Кухни народов мира

Фотовыставка

МАРТ

7. Кафе «Здоровейка»

Итоги работы по теме

Творческий проект «Открытие детского кафе»

Что такое хорошо и что такое плохо.

8. Учимся думать и действовать. Один дома.

Практическое занятие

АПРЕЛЬ

Учись быть здоровым

1. Все ли желания выполнимы?

Урок здоровья

$

Методика «Ранжирование»

2. Цена первой сигареты

Беседа

Консультация

«Влияние семейной атмосферы на развитие личности ребенка»

3. Домашняя аптечка

$

Практикум

4. Вредные привычки- не наши сестрички

Игровая программа

$

5. Зеленая аптека

Занятие-путешествие

Методика «Краски»

Природа и здоровье

$

МАЙ

1.Внимание:Ядовитые растения и грибы

Презентация

Составление правил здорового образа жизни в свое семье.

$

2.Правила безопасного поведения на природе.

3.Знаки защиты природы

Занятие-практикум

Практическое занятие

Выставка творческих работ.

3. «Здоровяк предупреждает» игра — КВН Семейные команды

Использованные ресурсы

$Список литературы

1. 3. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья» Москва, «ВАКО» 2007 г.

2. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.-СПб.,1997.

3.Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М.:Издательство «Глобус2,2010

4. Ковалько В.И.»Здоровьесберегающие технологии…» Москва, «ВАКО» 2007 г.

5. Научно-методический журнал «Начальная школа» Москва, 2004-2009 г.

6. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья.-СПб.,1998.

7. Порфолио ш$кольника. Методические рекомендации. 1- 2классы/Е.А.Андреева,Н.В.Разваляева,под ред.С.П.Казачковой,М.С.Умновой.-М.:Планета,2012.

Интернет-ресурсы

1. www.Pedsovet.ru

2. www.edu.1september.ru

3.www.standart.edu.ru

$

Сведения об авторе

Мартынова Анна Александровна,

воспитатель, стаж педагогической

деятельности — 30 лет

Домашний адрес: 623711 Свердловская обл.

г.Березовский,п.Кедровка,ул.Советская 13-4

Телефоны: Мобильный 8-908-63-800-21

Рабочий 8(343)69-373 -83

Еще записи

Leave a Comment