Рабочая программа кружка «Разноцветные шары»

Рабочая программа кружка

«Р$азноцветные шары».

Младший дошкольный возраст.

Пояснительная записка.

Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, во-первых, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией; в-третьих, насколько точно он эти знания может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов вос$приятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные пред­ставления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве.

Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Еще Л.С. Выготский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний.

Занятия в кружке позволяют стимулировать зрительную, слуховую, тактильную модальность и использовать эту стимуляцию длительное время, поскольку в данных условиях используется массирова$нный поток информации на каждый анализатор и восприятие становится более активным.

Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей. В отличие от традиционных методов педагогической коррекции, для которых характерно однообразие материала, в самом оборудовании сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов. Внимание ребенка привлекают различные вращающиеся, изменяющие цвет панели и приспособления для активного освоения новых ощущений, что стимулирует его познавательную деятельность и мотивацию.

Методика работы с использованием оборудования сенсорной комнаты основана на поэтапном включении, синхронизации и усилении всех сенсорных потоков путем раз­личных видов стимулирующего воздействия.

Основными целями занятий в сенсорной комнате яв$ляются: стимулирование сенсорного развития детей; компенсация сенсорных впечатлений; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка через гармонизацию его внутреннего мира.

Занятия в сенсорной комнате начинаются с развития кожно-кинестетической чувствительности, так как она является базой для зрительного и слухового восприятия. Посредством осязания, мышечного чувства ребенок начинает различать форму предметов, величину и качество. Одновременно с совершенствованием движения кистей рук, развивается глазомер, ребенок приучается контролировать движения рук зрением, развивается сенсорный опыт малыша, а так же зрительно-моторная координация. Поскольку ребенок сопровождает действия словами, называя предметы, рассказывая о них, обогащается его словарный запас, развивается речь, слуховое восприятие.

Работа с деть$ми в кружке «Разноцветные шары» направлена не только на решение проблем обучения и воспитания детей. Она предполагает выявление, коррекцию и ликвидацию всех неблагоприятных последствий с целью повышения функциональных и адаптационных возможностей организма, успешного и правильного формиров$ания мировоззрения, адекватной и безболезненной интеграции в социум. Основная задача — это воспитание полноценных граждан, здоровых физически и психически, с достаточными адаптационными возможностями, что необходимо в их дальнейшей (взрослой) жизни.

Для каждого ребенка занятия в сенсорной комнате являются откликом на его внутреннее стремление к полноценному развитию. С разной степенью интенсивности такое развитие в процессе занятий происходит у каждого ребенка.

Каждое упражнение проводят несколько раз, постепенно их усложняя. Комплектование, загруженность и продолжительность занятия варьируются педагогом.

Упражнения распланированы по принципу концентричности, т.е. последовательного развития всех видов чувствительности по спирали, с увеличением запаса приобретенных умений.

В ходе упражнений предусмотрено: с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом различных умений и навыков детей, с другой, — приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в других видах деятельности.$

Целью упражнений является развитие у детей ориентировочно-исследователь$ских действий, восприятие предметов с точки зрения их функционального назначения, с акцентом на свойства и качества предметов: форму, величину, цвет, целостное восприя­тие.

Методические задачи предлагаемых упражнений нацелены на; развитие зрительного, слухового, тактильно-двигательного и вкусового восприятия; закрепление воспринятого предмета и свойства в слове; формирование взаимосвязи между всеми анализаторными системами (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной).

Цель: Расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир, сохранить психологическое здоровье.

Задачи:

  • Стимулирование сенсорного развития детей;

  • Компенсация сенсо$рных впечатлений;

  • Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка через гармонизацию его внутреннего мира.

  • Обучение приемам снятия эмоционального и мышечного напряжения.

  • Сенсорное развитие.

Тема занятия

$

$

$Цели занятия

Оборудование и материалы

Методические приемы

Занятие 1.

«Чудо шары»

Привлечение внимания к тактильному объекту.

Сенсорное развитие.

Развитие моторики кистей рук.

Сухой бассейн с цветными шарами.

$

Упр. «Моем ручки»

Игра «Разноцветные рыбки»

Упр. «Стряхни водичку»

Занятие 2.

«Морской клад»

Привлечение внимания к тактильному объекту.

Сенсорное $развитие.

Развитие моторики кистей рук.

Сухой бассейн с цветными шарами, «клад»

Упр. «Моем ручки»

Такт.игра «Найди клад»

Упр. «Ножками по воде»

$

Задание 3.

«Волшебные пузырьки»

Активизация зрительного восприятия;

Формирование фиксации взора, концентрация внимания.

Световая, пузырьковая колонна, пуфы.

$

Упр. «Поймай взглядом»

Упр. «Посчитаем пузырьки»

Игра «Поймай пальчиком»

Задание 4.

«Чудо - рыбки»

Активизация зрительного восприятия;

Формирование концентрации внимания, зрительной памяти, зрительно-моторной координации

Ориентировка в пространстве

Световая, пузырьковая колонна, пуфы.

Упр. «Найди такую же рыбку»

Упр. «Вверх – вниз»

Упр. на релаксацию «Отдых на песке»

Задание 5.

«Цветное зеркало»

Активизация зрительного восприятия;

Формирование фиксации взора;

Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.

Упр. «Оставим след»

Упр. «Кто в зеркале»

Игра «Цветные шары»

$

Задание 6.

«Художники»

Активизация зрительного восприятия;

Формирование фиксации взора;

Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, самосознания, эмоционального мира детей.

Зеркало, краски, вода, карточки с эмоциями (радость, грусть)

$

Упр. «Нарисуем себя»

Упр. «Рисуем эмоции»

Упр. «Нарисуй фигуру»

Задание 7.

«Пальчики с глазками »

$

Ознакомление с разнообразием тактильных ощущений;

Развитие визуального контакта тактильных ощущений.

Емкость с различными предметами.

$Упр. «Знакомство»

Упр. «На ощупь»

Упр. «По порядку»

Задание 8.

«Чудо мешочек»

$

Развитие тактильного канала восприятия;

Развитие всех модальностей;

Развитие зрительной и тактильной памяти.

Мешочек с фигурами животных, сенсорная емкость.

Упр. «Найди по описанию»

Упр. «Какой предмет»

Упр. «Волшебный мешочек»

Задание 9.

«Трогаем вместе»

Развитие тактильных ощущений, памяти, воображения;

Развитие всех сенсорных каналов, эмоционального мира детей.

Предметы с различной поверх$ностью, тактильные предметы. Сюжетные картинки (н-р: Злая Баба-Яга, Добрый в$олшебник и пр.)

Упр. «Характер ощущений»

Упр. «Рассказ»

Упр. «Эмоциональный рассказ»

Задание 10.

«Разные фигурки»

Развитие визуальной памяти;

Закрепление понятия о величине предмета

Коробка форм, блоки Дьенеша.

Упр. «Большие и маленькие»

Упр. «Круг, квадрат…»

Упр. «Поручение»

$Задание 11.

«Какие фигуры»

Развитие зрительной и тактильной памяти;

Закрепление понятий о величине, форме, цвете.

Коробка форм, блоки Дьенеша, Мешочек

$

Упр. «Найди такой же»

Упр. «Волшебный мешочек»

Упр. «Найди и принеси»

$

Задание 12.

«Я отдыхаю»

Обучение приемам релаксации и снятия мышечного напряжения

Упр. «Кто медленнее»

Упр. «На пенечке я сижу»

Упр. «Глазки отдыхают»

$Задание 13.

«Мы отдыхаем»

Обучение приемам релаксации и снятия мышечного напряжения

Пуфы, сухой бассейн, световая колонна.

Упр. «Лодочка плыви»

Упр. «Ручки танцуют»

Упр. «Помоги другу»

Задание 14.

«Ветерок»

Обучение приемам дыхательной гимнастики,

ре$лаксация

Сухой бассейн, световая колонна, цветок, перышки$

Упр. «Прошепчи цветку»

Упр. «Ветер дует»

Упр. «Пушинка»

Задание 15.

«Морячки»

Снятие мышечного напряжение;

Развитие эмоционального мира детей.

Сухой бассейн, зеркало, краски вода.

Упр. «Подними якорь»

Упр. «Рисуем море»

Упр. «Мы плывем»

$Задание 16.

«Хорошее настроение»

$Снятие мышечного напряжение;

Развитие эмоционального мира детей.

Сухой бассейн, световая колонна,

Упр. «Радость из шариков»

Упр. «Настроение у рыбки»

Упр. «Я умею отдыхать»

Литература.

  1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). – СПб.: $Паритет, 2003

  2. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей дет.сада. – М.: Просвещение, 2000

  3. Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2009. – 88 с.: ил.

Post Comment