Рабочая программа "Психологический тренинг" для учащихся 3-х классов

  1. Пояснительная записка.

    1. При разработке рабочей программы была использована:

Авторская программа учебного курса «Психология» (учебное особие для начальной школы) од редакцией И.В. Дубровиной.

    1. Проведение занятий по психологии в начальной школе преследует следующие цели:

  • Дать ребенку первичные знания психологии, ее значении в жизни каждого человека.

  • Помощь ребенку в постепенном открытии собственного внутреннего мира.

  • $Пробудить интерес ребенка себе и другим окружающим людям

  • Дать детям представления о собственных познавательных психических процессах.

  • Приобщить детей к знаниям о человеке.

  • Пробудить интерес детей к постоянному самопознанию.

Занятия проводятся каждую неделю, одно занятие длится 45 минут. Во всех темах выдержан единый план изложения материала. Изучение любой темы начинается с описания какой-либо ситуации, в которую каждый ребенок уже попадал или может в ней оказаться, либо с предложения детям провести небольшой психологический эксперимент. Знакомство с каждой темой учит ребенка анализировать собственны$е чувства и состояния, видеть их сходства и различия у себя и у других людей, подводит к пониманию сложности внутреннего мира человека и необходимости бережного отношения к нему. В центре внимания этих занятий – ребенок, проходящий свой путь : от биологического существа к социальному. Не секрет, что этот путь наполнен острыми противоречиями.

Задачей курса является не только изучение основ общей психологии, но и представлений о человеческой психике, о себе, их способности к самопознанию. В результате этих занятий ребенок должен получить представление о психологии как науке, знать содержание основных понятий. Дети должны уметь определять свою эмоциональную сферу, иметь представления о развитии человека как физическом, так и психическом.

Главное- научиться применять полученные знания психологии в жизни.

$

  1. Содержание учебного предмета:

Тема

Количество часов

1

Введение, понятие о психологии как науке. Игры на знакомство.

3

2

Ощущение, психологические игры на развитие ощущения.

5

3

Восприятие, психологические игры на развитие восприятия.

4

4

$Память, психологические игры по теме

5

5

Воображение, психологические игры на развитие воображения.

$

4

6

Внимание, психологические игры на развитие внимания.

5

7

Мышление, психологические игры на развитие мышления.

3

8

$Заключение

1

9

Игры на развитие творческого воображения

1

10

Игры на развитие коммуникативных навыков

1

11

Резервные уроки

2

Всего:

34

Введение ( 2 часа)

Понятие о психологии как науке. Что изучает психология. Психические явления: наши чувства, желания, способности, характер. Ощущения, восприятие, мысли, воспоминания, мечты. Значение психологии для познания себя и других, для успешного осуществления учебной и другой деятельности, для общения и взаимодействия с окружающим миром, для самовоспитания и т.д. В результате этих занятий дети должны знать о физиологической основе психической деятельности и ориентироваться в психических явлениях. Психологические игры на сплочение коллектива, знакомство.

Ощущение (5 часов)

Понятие об ощущении. Возникновение ощущений. Орга$ны чувств, простейшее представление об анализаторах. Виды и пороги ощущений. Психологические игры на развитие ощущений.

Восприятие ( 4 часа)

Восприятие и его отличия от ощущений. Влияние прошлого опыта на восприятие человеком окружающего мира. Иллюзии и ошибки восприятия. Презентация по теме, иллюзия движения.

Память ( 5 часов)

Понятие о памяти человека. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроиз$ведение и забывание. Особенности произвольного и непроизвольного запоминания, отличие этих видов памяти друг от друга.

Психологические игры по теме.

Воображение ( 4 часа)

Что такое воображение, виды воображения. Развитие творческого и воссоздающего воображения. Непроизвольное и произвольное воображение. Воображение и органы чувств. Роль органов чувств в создании образов воображения. Звуковое, зрительное, вкусовое, обонятельное и осязательное воображение. Психологические упражнения, проективные методики на развитие воображения.

Внимание ( 5 часов)

Понятие о внимании. Виды внимания: произвольное и непроизвольное внимание. Внутреннее усилие и контроль. Интерес и внимание. Рассеянность как недостаток внимания. Свойства внимания. Значение внимания для выполнения игровой, учебной, познавательной деятельности. Связь внимания с восприятием, памятью, мышлением. Способы развития тренировки внимания.

Мышление ( 3 часа)

Роль мышления в жизни человека. Головной мозг как орган, обеспечивающий возможность мышления. Простейшие представления о головном мозге человека. Рассмотрение возможностей человеческого мозга. Вопрос и его роль в рождении мысли. Любознательность. Умение задавать вопросы как важная мыслительная способность. Активность человеческой мысли. Наблюдение за протеканием собственной мыслительной деятельности. Ум как способность человека мыслить. Психологические игры на развитие логики, креативности.

Игры на развитие творческого воображения ( 1 час)

Психологические игры на развитие творческого воображения помогут детям сформировать, развить воображение.

Игры на развитие коммуникативных навыков ( 1 час)

$

Психологические игры на развитие коммуникативных навыков.

  1. Учебно-тематический план.

урока

Тема

Примечание

Дата

1

1

$Вводное занятие.Что такое психология?

Практическое занятие

06.09

2

Игры на знакомство.

Практическое занятие

3

Игры на сплочение коллектива.

$Практическое занятие

2

4

Ощущение –что это такое? Как возникает ощущение?

Практическое занятие

5

Ощущения внутри нас.

Практическое занятие

6

Все ли мы ощущаем? Изменчивость наших ощущений.

$Практическое занятие

$

7

Все ли мы ощущаем. Пороги ощущений.

Практическое занятие

8

Можно ли привыкнуть к ощущениям?

Практическое занятие

3

9

Что такое восприятие?

Практическое занятие

$10

Что мы воспринимаем?

Практическое занятие

11

Ошибки восприятия?

Практическое занятие

12

Содержание восприятия.

Практическое занятие

$4

13

Что такое память?

Практическое занятие

14

Удобные способы запоминания.

Практическое занятие

15

Долговременная и кратковременная память.

Практическое занятие

16

Удобные способы запоминания.

Практическое занятие$

17

Память и органы чувств.

Практическое занятие

5

18

Что такое воображение?

$

19

Творческое и воссоздающее воображение.

20

Развитие воображение. Психологические игры.

21

Воображение и органы чувств.

$

6

22

Что такое внимание?

23

Произвольное и непроизвольное внимание.

24

Свойства внимания.

25

Переключения внимания.

26

Концентрация внимания.

$

7

27

Что такое мышление?

28

Как мы переживаем свои мысли? Проективная методика «Мои мысли».

29

$Что такое ум и кого можно назвать умным человеком?

8

30

Игры на развитие творческого воображения.

9

31

$Игры на развитие коммуникативных навыков.

10

32

Подведение итогов.

11

33-34

Резервные уроки

$

Итого:

34 часа

  1. Учебно-методический материал.

4.1. Основная литература

Автор

Наименование произведения

Год издания

Место издания

1

И.В. Дубровина

Психология: Учебное пособие для начальной школы.

1998

Москва

2

$Л.С. Выготский

Воображение и творчество в школьном возрасте.

1994

Москва

3

О.Н. Истратова

Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники.

4.2 Дополнительная литература

$Автор

Наименование произведения

Год издания

Место издания

1

О.А Карабанова

Игра в психокоррекц$ии.

1997

Москва

2

С.Л. Рубинштейн

Основы общей психологии.

2005

Москва

Post Comment