Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» 1 класс

$ Рабочая программа внеурочной

деятельности

«Этика: азбука добра»

Программа рассчитана на учащихся 1 классов.

Срок реализации программы 1 год

Направление: Духовно-нравственное

Авторы: Гречкина О. В.

$

Пояснительная записка.

Программа основана:

  • На ФГОС «Приказ №373 от 6 октября 09г». Зарегистрирован Минюстом России 22.12.09 рег. № 17785 п.19.3

  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. С$мирнов и др.); под ред. В.А. Горского.- М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).- ISBN 978-5-09-021779-8

Одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, культура поведения.

Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что оставляет внутреннюю культуру человека. Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности и точности. Другие правила связаны с гигиеной быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко вытекают из сложившихся традиций и обычаев. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет.

Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились$ отрицательные привычки.

Необходимость преодолеть все недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определённой системе. А чтобы работа была систематической, её надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.

Цели программы: формирование у детей нравственных ориентиров при построении д$еятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Основные задачи программы:

1) способствовать формированию навыков поведения в обществе;

2) способствовать воспитанию чувств коллективизма;

3) способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и

вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям;

4) способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.

Особенности организации занятий.

- беседа;

- игровой практикум;

$- ситуативная беседа-рассуждение;

- ситуативная беседа-игра;

- беседа-размышление;

$- ситуативная игровая программа.

Участники образовательной программы: учащиеся 1 а.

Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.

Программа рассчитана на 33 занятия по 1 учебному часу каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Ценностные ориентиры программы: содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.)

Планируемые результаты:

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД

  1. $ Ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.

  2. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

  3. С помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.

  4. Система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика. Ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный $выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»)

Ученик научится сопоставлять, сравнивать героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям ( определить

  1. группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе.)

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД

1.Ученик научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.

2. Ученик научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.

3.Ученик научится или получит возможность ан$ализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

4. Ученик научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

Форма подведения итогов реализации программы: конкурсно - игровая программа

Содержание программы:

  1. Школьный этикет (4 ч)

  2. Правила общения (10 ч)

  3. $ О трудолюбии (3 ч)

  4. О дружбе (5 ч)

  5. Правила гигиены здоровья (4 ч)

  6. Внешкольный этикет (7 ч)

Итого: 33 часа$

Тематическое планирование занятий

$

$

Тема

Дата проведения

1$

Знакомство с «Маркизом Этикетом»

2

Правила поведения в школе

3

Перемена с увлечением

4

Как правильно вести себя за обеденным столом

5

$

Добрый день. Здравствуйте.

6

Долг воспитанных ребят – режим школьный выполнять.

7

$

Поговорим о доброте

8

Есть обычай у ребят – гигиену соблюдать.

9

Этикет мы, познавая, дружно, весело играем!

10

Будьте здоровы!

$

11

По стране вежливых слов

12

Правильно ли мы говорим?

$

13

Чтоб здоровым вечно быть, нужно спорт нам полюбить.

14

Спеши творить добро людям

15

К вам пришли гости

16

Эстетические хитрости застолья

17

Телефонный этикет

18

Поприветствуем друг друга

19

Как вести себя в общественных местах

20

Гостеприимный хозяин

21

Без друга в жизни туго

22

Можно и не ссориться

23

$Порадовать близких – как это просто!

24

Твой труд дома

25

Учись учиться

$

26

Каждой вещи – своё место

$

27

Правила поведения на улице

28

Правила поведения на дороге жизни

29

Мой путь от дома до школы

30$

Час весёлого настроения

31

Правила безопасности при общении с животными

32

Чудо земли - хлеб

33

Люби кни$гу

Необходимое оборудование: памятки для каждого ученика, художественные рисунки и иллюстрации, плакаты, художественная литература, настольные игры, предметы, необходимые для конкурсов.

Литература

  1. Т.Н.Максимова «Классные часы 1 класс» (серия «Учебный год»), Москва «Бако», 2008

  2. Н.Ф.Дик «Начальная школа: премудрости маркиза Этикета, или уроки вежливости на каждый день» (ООО «Феникс») Ростов, 2008

  3. Т.А.Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5 – 8 лет» (серия «Творческий центр») Москва,2010

  4. $ М.А. Козлова «Классные часы: внеклассная работа: 1 – 4классы», издательство «Экзамен», (серия «Учебно - методический комплект»), Москва, 2009

  5. О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселёва «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию:1-4 классы», Москва «Вако», 2007

Post Comment