Развивающие профилактичесие технологии регуляции эмоционально-волевой сферы учащихся

РЕСПУБЛИК$А МОРДОВИЯ
г. Саранск
Муниципальное образовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 39”

Развивающие профилактичесие технологии регуляции эмоционально-волевой сферы учащихся

Из опыта работы учителя начальных классов первой категории Зайкиной Елены Викторовны

$ 2012г.

Эмоции – это язык внутреннего мира. Они сообщают нам, какое значение лично для нас имеют те предметы, события, отношения с людьми, которые в данный момент оказались в поле нашего внимания.

Существуют коррекционные и профилактические развивающие технологии эмоциональн$о-волевой сферы учащихся – это танцетерапия, изотерапия и музыкотерапия.

Элемен$ты этих технологий можно использовать на любом уроке в качестве минуток отдыха, валеопауз, физминуток. На классных часах, часах общения, совместных детско-родительских собраниях.

ТАНЦЕТЕРАПИЯ это универсальная технология для всех возрастов, от детей и подростков до их родителей и педагогов. Занятия предназначены для всех, кто хочет жить в согласии со своим организмом, чувствами и мыслями( тело- душа- разум).

Цель: самоформирование и самовершенствование с помощью заданных или произвольных танцевальных движений.

$Задачи: выплеск эмоций, выражение чувств, построение взаимоотношений между телом и разумом, коррекция стрессов, невротических реакций, раскрытие творческих способностей, управление своим состоянием.

  • Разминка по кругу: $ведущий показывает, все повторяют.

1.- круг: движения на работу мышц головы, шеи.2.- плеч. 3.- рук.

4.- спинного пояса. 5.-живота.6.- ног.

  • Разминка в быстром темпе$: выбирается сменный ведущий, под быструю музыку предлагает танцевальные движения, все повторяют.

  • $ Работа в парах по принципу «зеркало»: один с закрытыми глазами показывает любые движения. Другой с открытыми повторяет.

  • Театрализация движений: можно в группах, парах, коллективно, индивидуально.

-придумать своё животное и изобразить

-изобразить животное, название которого написано на карточке.$

$-передать движения группы животных: стада коров, табуна лошадей, стаи птиц, повадки кошек, бег оленей, прыжки кенгуру, лягушек, полёт косяка журавлей.

  • Изобразить процесс Работа в группах. Задания даны на карточках.

Связка воздушных шариков, которые сдуваются. Клумба с распускающимися цветами, коробка тающих шоколадных конфет, отклеивающие от стены$ обои. Капающие сосульки, аквариум с рыбками, растениями камнями, улитками, падающие с яблони плоды, одуванчик на ветру, обед в зоопарке, тающее мороженое, теплица с растениями.

  • Изобразить характер местности: лиственный лес осенью,

хвойный лес зимой, фруктовый сад с плодами, вьюнок на заборе, степь, кукурузное поле.

  • $Техника выражения своего состояния, эмоций, чувств.

«Я – эмоция». Передать состояние, обозначенное на карточке: ожидание, ликование, грусть. Страх, усталость, любовь, радость. Спокойствие, нежность, растерянность, лень, удивление, успех, сочувствие.$

  • Техника круговых движений.

Изобразить характерные походки: солдата, страуса, балерины. Мышки, бегуна, павлина. Манекенщицы, обезьяны, кузнечика, утки, зайца, медведя. Ученика идущего в школу, из школы.

ИЗОТЕРАПИЯ В её основе лежит особая «сигнальная цветовая система», согласно которой посредством цвета участник технологии сигнализирует о с$воём эмоциональном состоянии. Изотерапия, с одной стороны – это метод художественной рефлексии, с другой стороны – это технология, позволяющая раскрыть художественные способности человека, а с третьей стороны – это метод психокоррекции, с помощью которого можно корректировать эмоциональное состояние человека. Изотерапия включает в себя изотворчество, дополнительное рисование, свободное, коммуникативное и совместное рисование.

Для проведения занятия необходимо подготовить краски, музыкальные аудиозаписи и листы бумаги. Рисуют спонтанно, – в рисунке не должно быть никакого реализма. Это должна быть абстракция, выражающая то, что участники $почувствовали во время психологического настроя.

  • Изотворчество $выполняется в технологии развивающейся кооперации. Группа участников доводится до 16 человек.

Опыт1-это рисунок наедине с собой, опыт 2- в паре, опыт 3- в четвёрке, опыт;- в восьмёрке и т.д.

Процесс и результат рисования анализируется по следующим параметрам: скорость, характер линий и форм и преобладающие цветовые тона. Тёмные цвета могут быть отголоском внутренних проблем. Яркие краски выражают творческое начало, позитивное эмоциональное состояние, преобладание пастельных тонов свидетельствует о чувствительности человека. Чем быстрее участник изотворчества заполняет лист красками, тем больше запас его творческих и духовных сил, и наоборот.$

  • Свободное рисование

Каждый рисует, что хочет на заданную тему. На рисование отводится 30 минут. Затем обсуждается.

  • Коммуникативное рисование

$Группа делится на пары, на одном листе пара выполняет рисунок на заданную тему.

  • Совместное рисование

Несколько человек или вся группа рисует на одном листе.

  • Дополнительное рисование

$Каждый ребёнок, начав рисовать на своём листе, посылает затем свой$ рисунок по кругу, а его сосед продолжает рисунок, внося своё и передавая по цепочке. Т. о, каждый участник вносит свои дополнения в рисунки своих детей. Затем каждый рассказывает, то, что он хотел нарисовать и что из этого получилось.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ это технология, име$ющая лечебное воздействие на функции организма и корректирующее психоэмоциональное состояние.

Цель: гармонизация личности, восстановление и коррекция психоэмоционального состояния и психофизиологических процессов.

Задачи: – регуляция (повышение или понижение эмоционального тонуса)

-снятие психоэмоционального возбуждения – формирование оптимистического мироощущения -развитие общения

$-выход из психотравмирующей ситуации посредством восприятия музыки – моделирование положительного состояния

Музыкотерапия применяется в индивидуальных и групповых формах работы. Каждая из этих форм может быть представлена в трёх видах музыкотерапии: рецептивной, активной и интегративной.

  • Рецептивная музыкотерапия

$Направлена на моделирование у детей положительного эмоционального состояния. Ребёнку предлагается «шагнуть» из реальной жизни в другой, воображаемый мир. Мелодия уводит ребёнка от отрицательных переживаний, раскрывает ему красоту природы и мира. Для релаксации желательна музыка медленная, спокойная и исцеляющая. Она должна быть не слишком долгой и громкой.

  • $Активная музыкотерапия

Используется как вокало – и танцетерапия.

Цель: коррекция психоэмоционального состояния у детей, имеющих невысокую сомооценку, низкую степень самоприятия, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы. Пение формирует оптимистическое настроение.

Эти технологии и их элементы позволяют ребёнку ощутить и понять самого себя. Выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний. Развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды.

$ Достоинства развивающих профилактических технологий заключаются в том, что они требуют согласованного участия многих психических функций. Они являются способом моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе отрицательных и негативных. Поэтому очень важны для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов. $Танцетерапия, изотерапия и музыкотерапия помогают детям справиться со своими психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся нарушения поведения.

Использование данных развивающих профилактических и коррекционных технологий позволяет мне регулировать эмоционально-волевую сферу учащихся и наиболее успешно решать свои профессиональные задачи.

Литература.

  1. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. – М., 2002.

  2. $Лебедева Л. Д. Арт-терапия в педагогике //педагогика, – 2000.

  3. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. – М., 2000.

  4. Черемнова Е. Ю. Танцетерапия. Танцевально-оздоровительные методики. Издатель: Феникс, 2008.

  5. Шушарджан С. В. Здоровье по нотам: практикум пути к духовному совершенству и бодрому долголетию. – М.,1994.

Еще записи

Leave a Comment