Родительское собрание для будущих первоклассников

Собрание для родителей будущих первоклассников.

$ Одной из актуальных проблем в современном образовании является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.

Детей в школе ждёт непривычная, интересная, но очень нелёгкая работа. Она связана $не только с чисто физическими усилиями (нужно высидеть длинный 35-минутный урок), но и с большим нервным напряжением. Так как обучение требует определённого темпа усвоения программного материала и направлено на развитие сложной мыслительной деятельности.

Дети реагируют на начальный этап обучения по-разному, почему$? Вопрос сложный. Среди ряда причин, обусловливающих особенности приспособления ра$зных детей к школе, первостепенное значение имеют:

состояние здоровья

уровень биологической зрелости

развитие тех умений и действий, которые необходимы для процесса обучения.

$Отсюда следует вывод: ребёнка нужно обязательно готовить к обучению в школе. Такая подготовка включает и укрепление здоровья, и своевременное приобретение детьми необходимых для обучения навыков. Залог успеха – объединение усилий врачей-педиатров, родителей и воспитателей.$

Поэтому, первая забота родителей будущих первоклассников, не посещающих детский сад, - проведение своевременного и полного медицинского осмотра ребёнка, а затем – выполнение всех назначений врача. 

Данные медицинских осмотров являются основой для определения готовности ребёнка к обучению в школе. Дети здоровые, физически выносливые, с нормальным физическим развитием, с высокой сопротивляемостью (редко, нетяжело и недлительно болеют) легко переносят адаптацию, без затруднений справляются с учебной нагрузкой. Осла$бленность организма, частые заболевания, хронические болезни – вот фактор риска в отношении готовности ребёнка к поступлению в школу. К этой группе относят также детей, биологический уровень зрелости кот$орых отстаёт от возрастного. Окончательно вопрос о возможности начать обучение в школе с шести лет решает врач. И если, по его заключению, надо год подождать, родителям не следует добиваться пересмотра этого решения.

Как готовить ребёнка к предстоящему обучению в школе?$

Во-первых, создайте у себя дома условия, способствующие нормальному росту, развитию и укреплению здоровья детей. Чёткое и строгое выполнение режима дня приучает ребёнка к определённому распорядку: в одно и то же время ложиться спать, просыпаться, принимать пищу, играть, заниматься. При достаточной продолжительности ночного и дневного (в сумме примерно 12 часов) дети не утомляются, с удовольствием не только играют и резвятся, но и занимаются – рисуют, вырезают, выполняют несложные работы по дому.

     Не забывайте о пользе свежего воздуха – это подлинный источник здоровья. Вспомните и о закаливании: оно надёжно повышает сопротивляемость детск$ого организма.

Ваш ребенок идет в школу. Готов ли ребенок к школе? Когда надо начинать готовить его к школьному обучению? Какую школу выбрать? Эти и многие другие вопросы волнуют родителей будущих первоклассников.

$Как узнать готов ли Ваш ребенок к школе?

Психологическая готовность ребенка к школе — это своеобразие интеллектуального развития ребенка и некоторые особенности его личности$, без которых невозможно успешное обучение в школе.

Психологическая готовность включает в себя:

  1. личностную готовность;

  2. интеллектуальную готовность;

  3. мотивационную.

$Личностная готовность включает в себя:

  1. умение строить отношения с учителем (умение регулировать свои действия и свое поведение, умение воспринимать учебную задачу);

  2. $

  3. умение общаться со сверстниками (принимать точку зрения другого, умение взглянуть на себя со стороны, умение выслушивать одноклассников, адекватно реагировать на неудачу других);

  4. отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).

Зачастую развитию заниженной самооценки способствуют, к сожалению, сами родители. Порицание за неудачу и равнодушие при ус$пехе. Родители сравнивают достижения своего ребенка с достижениями других детей. Зависимость успеха и неуспеха от прилагаемых усилий в расчет не берется. Помощь от родителей поступает не в форме совета, а в виде приказа, навязывания своего мнения. Родители принуждают работать ребенка на «оценку» и все больше провоцируют страхи, неуверенность, тревогу. Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи. $

Интеллектуальная готовность.

Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи. Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова: «потому, что»; «если, то»; «поэтому».

Учите ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление вс$егда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай».

Речь является основой, на $которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.

Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед., за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего от… и т.д.

$Психологическая готовность к обучению в школе  — это так же желание учиться, получать знания, это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные), это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.

Как правило, компоненты готовно$сти к школе возникают естественным путем при нормальном развитии ребенка, когда малыш много играет сам, со сверстниками, со взрослыми, как в сюжетные игры, т$ак и в игры с правилами, в настольные игры (мозаика, лото, конструктор, кубики).

Чтение, так же, должно быть неотъемлемой частью каждого дня ребенка.

Психика ребенка развивается в игре. Постепенно исчерпав свои возможности, игра, как ведущий вид деятельности, уступает место обучению.

 Важным показателем готовности ребёнка к шко$льному обучению является развитие тонкой моторики, двигательных навыков кисти. Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее совершенствуются её движения.

           При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки. Какими же способами можно тренировать детскую руку?$

Существует много игр и упражнений по развитию моторики.

  1. Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в $снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.

  2. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка. Родителям и воспитателям необходимо разнообразить тематику рисунков, обратить внимание на основные детали, без которых рисунок стано$вится искажённым.

  3. Изготовление поделок из бумаги. Например, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.

  4. Изготовлени$е поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.

  5. Конструирование.

  6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.

  7. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелк$ов на верёвке.

  8. Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т. д.

  9. Всасывание пипеткой воды.

  10. Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков. Семян тыквы и кабачков, мелких плодов и т$. д.

  11. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

  12. Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – че$канка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научить наших детей всему, что умеем сами!

  13. Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка переб$рать

  14. Показ” стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.

  15. Теневой театр. Попросить малыша соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером. Чудо: на освещённой настольной лампой стене появится попугай. Если распрямить ладонь, а затем согнуть указ$ательный палец и оттопырить мизинец, на стене появится собака.

  16. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

             Ежедневно предлагайте детям такие занятия! Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно.

$Все эти упражнения приносят пользу ребёнку:

$-т.к., развивают его руки, подготавливая к овладению письмом,

- формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,

-а так же детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.

Если ребёнок трудно входит в контакт со сверстниками, почаще организуйте встречи с ними, сначала для игр, во время прогулок, а затем и для занятий и заба$в дома. Постепенно у ребёнка будет вырабатываться потребность в общении, а перед интересом к совместной деятельности отступят нерешительность и робость. $Пользу принесут подвижные игры, если поручать ему “командные” роли, привлекайте его к труду и не забывайте одобрить его помощь.

МАТЕМАТИКА

Совершенно не обязательно уметь считать до 100, да это, по большому счёту, и не представляет особой сложности. Гораздо важнее, чтобы ребёнок ориентировался в пределах десятка, то есть считал в обратном порядке, умел сравнивать числа, понимал, какое большее, какое меньшее. Хорошо ориентировался в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впе$реди, сзади и т. д. Чем лучше он это знает, тем легче ему будет учиться в школе. Чтобы он не забыл цифры, пишите их. Если нет под рукой карандаша с бумагой, не беда, пишите их палочкой на земле, выкладывайте из камешков. Счётного материала вокруг предостаточно, поэтому между делом посчитайте шишки, птички, деревья. Предлагайте ребёнку несложные задачки из окружающей его жизни. Например: на дереве сидят три воробья и четыре синички. Сколько всего птиц на дереве? Ребёнок должен уметь вслушиваться в условие задачи.

$ЧТЕНИЕ

К первому классу обычно многие дети уже худо-бедно читают, так что вы можете поиграть с дошкольником в слова: пусть он назовёт окружающие предметы, начинающиеся на определённый звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква. Можно играть в испорченный телефон и раскладывать слово по зву$кам. И, конечно, не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы ребёнку хотелось узнать, что там дальше. Пусть он и сам прочтёт несложные фразы.

РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ

Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проб$лемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чём-либо, не довольствуйтесь ответом “да” или “нет”, уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их. Компании его сверстников предложите поиграть. Например: ребята загадывают какой-нибудь предмет и по очереди описывают его водящему, не называя задуманное слово. Задача водящего: отгадать это слово. Те же, кт$о загадал слово, должны как можно яснее описать загаданный предмет. С мячом можно играть в антонимы. “Чёрный” - кидаете вы ему мяч, “белый” - бросает ребёнок вам в ответ. Точно так же играйте в съедобное-несъедобное, одушевлённое-неодушевлённое.

ОБЩИЙ КРУГОЗОР

$Многие родители думают, что чем больше слов знает ребёнок  в потоке информации, их словарный запас увеличивается, но важно, как они ими распоряжаются. Прекрасно, если ребёнок может к месту ввернуть сложное слово, но при этом он должен знать самые элементарные вещи о себе, об его людях и о окружающих мире: свой адрес (разделяя по$нятия “страна”, “город”, “улица”) и не только имена папы и мамы, но и их отчество и место работы. К 7 годам ребёнок вполне уже может понимать, например, что бабушка – это мамина или папина мама. Но, главное, помните: все-таки в школу ребёнок идёт не только продемонстрировать свои знания, но $и учиться.

Подготовка ребёнка к школе требует настойчивости, соблюдения меры во всём и такта. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для вас.

Post Comment