Родительское собрание "Семейные традиции и способность ребенка трудиться"

Муниципальная базовая общеобразовательная школа

Технический лицей-интернат № 128$

г. Новосибирска Новосибирской


$

АВТОР: ЛУКЬЯНОВСКАЯ СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА

$LANA[email protected]MAIL.RU

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

$

$ Работа с родителями – неотъемлемая составная деятельности учителя. Содержание родительских собраний меняю от класса к классу. В первом, втором классе зна$комлю родителей проводя беседы о детском организме, его развитии, о методах и приемах воспитания в семье.

Этапы

$

Формы и методы работы

Эпиграф

Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия.

К. Д.Ушинский

$Цель

Актуализировать тему ответственного поведения родителей в вопросе трудового воспитания.

Задачи

Задачи в области представлений

Задачи в области отношен$ий

Задачи в области поведенческих интенций

Сформиро$вать представление о семейных и личностных ресурсах в вопросе трудового воспитания

Инициировать процесс осмысления собственной жизненной позиции в отношении трудовых умений

Активизировать намерение формировать у детей потребность выполнения трудовых обязанностей в семье $

Основ-ные вопросы

$

  1. Труд и его значение в жизни ребенка.

  2. Значение примера семьи в воспитании в воспитании трудовых навыков ребенка.

  3. Трудовые усилия ребенка и их оценка в семье.

$

Мотива-ция

(постановка пробле-мы)

  • Вступительное слово учителя.

Трудовая деятельность $является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе.

Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка$. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе.

В процессе труда развиваются способности, трудовые умения и навыки младших школьников. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

  • Работа над эпиграфом

Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образован$ие, а воспитание безграничного трудолюбия.

К. Д.Ушинский

- Как вы понимаете эти слова? (Заслушивается мнения)

- Да, ведь человеческим трудом создаются все материаль$ные и духовные блага; поэтому важно вооружить детей совокупностью определенных общеобразовательных, политехнических и общетехнических знаний, умений, навыков, необходимых для участия в производительном труде, а также воспитания трудолюбия как нравственной черты.

совокупностью определенных общеобразовательных, политехнических и общетехнических знаний, умений, навыков, необходимых для участия в производительном труде, а также воспитания трудолюбия как нравственной черты.

А.С. Макаренк$о считал, что трудовое воспитание- один из основных путей формирования личности. "Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов". Макаренко считал участие детей в трудовых делах семьи – необходимостью, которую ребенок должен сам осознавать. Он говорил, что нужно сделать учебную работу насколько возможно интересной, и, не превращать этой работы в забаву. Макаренко утверждал, что человек, не умеющий трудиться и добросовестно относиться к труду, вызывает жалость и осуждение, поскольку он всегда нуждается в услугах других, без пом$ощи других живет неряшливо, нерадиво"Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов". Макаренко считал участие детей в трудовых делах семьи – необходимостью, которую ребенок должен сам осознавать. Он говорил, что нужно сделать учебную работу насколько возможн$о интересной, и, не превращать этой работы в забаву. Макаренко утверждал, что человек, не умеющий трудиться и добросовестно относиться к труду, вызывает жалость и осуждение, поскольку он всегда нуждается в услугах других, без помощи других живет неряшливо, нерадиво.

Работа с понятия-ми$

Трудолюбие – моральное качество, выражающее положительное отношение к труду, проявляющееся в трудовой активности, старании и усердия работника. Одно из средств самоутверждения личности.

Трудолюбие является результатом трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации и выступает как личностное качество, которое характеризуется прочной потребностно - мотивационной сферой, глубоким пониманием большой воспитательной силы труда знания и убежден$ия, умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе трудовой деятельности.

Поощрение – одобрение, благодарности, награждения, выражающие «+» оценки деятельности ребенка.

$ Одобрение – простой вид поощрения;

Благадарность – более высокий уровень (награждение).

Соревнование$ – метод направления естественной потребности к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Эффективность повышается, если задачи определяют сами дети.

Наказание – п$о этому вопросу до сих пор идут споры. Оно должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и др. людьми.

Изуче-ние и обсужде-ние пробле-мы

1.Ответственность род$ителей (работа с документами)

Конституция Российской Федерации ст.38, п.2 гласит:

«Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей».

Семейный Кодекс так определил в главе 12. ст.63 п.1 права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей: «Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравств$енном развитии детей».

Сегодня мы обсудим проблему формирования у ваших детей культ$уры выполнения трудовых обязанностей. Часто в реальной жизни мы встречаемся с такими ситуациями, когда образованные, талантливые люди, состоявшиеся в профессии, не могут состояться в своем

2. Анализ фактической ситуации

1.Труд и его значение в жизни ребенка.

- Трудовое воспитание в семье есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи и$м минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека.

$В процессе трудовой деятельности детей, говорит Макаренко, надо развивать их умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы.

Во избежание ранней и узкой специализации следует переключать детей с одного вида труда на другой, дать им возможность получить образование и в то же время овладеть рабочими профессиями, а так же навыками по организации и управлению производством.

Макаренко считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. Он говорил: «Идея беззаботного детства чужда нашему обществу и может принести большой вред будущему. Гражданином м$ожет быть только трудящийся, в этом его честь, его радость и человеческое достоинство».

В семье труд должен быть одним из основных элементов. Главное, о чем особенно$ должны помнить родители, это следующее: ребенок станет частью трудового общества, следовательно, его положение в этом обществе, ценность его как гражданина будут зависеть от того, насколько он будет готов принимать участие в общественном труде. От этого будет зависеть его благосостояние, материальный уровень его жизни.

Родители должны понимать, что каждый труд должен быть творческим, научить творческому труду – особая задача воспитания в семье.

$Родителям необходимо в трудовом усилии воспитывать не только рабочую подготовку детей, но и правильное отношение ребенка к другим людям.

Родителям надо осознавать, что в процессе трудового воспитания главная польза труда сказывается в психическом, духовном развитии ребенка.

В трудовом воспитании в$ семье перед ребенком должна быть поставлена некоторая задача, которую он может разрешить, применяя то или другое трудовое средство. Ребенку должна быть предоставлена некоторая свобода в выборе средств и он должен нести некоторую ответственность за выполнение работы и за ее качество. Ребенок должен принимать участие в трудовых делах семьи, не считая это принуждением, а должен понимать это как осознанную необходимост$ь.

Трудовое участие детей в жизни семьи должно начинаться очень рано. Начинаться оно должно в игре. Ребенку должно быть указано, что он отвечает за целость игрушек, за чистоту и порядок в том месте, где стоят игрушки и где он играет. Эту работу нужно поставить перед ним в самых общих чертах: должно быть чисто, не должно быть набросано, налито, на игрушках не должно быть пыли. Некоторые приемы уборки можно ему и показать, но вообще хорошо, если он сам догадается, что для вытирания пыли нужно иметь чистую тряпку и т. д.

$

С возрастом трудовые поручения должны быть усложнены и отдалены от игры. Например: получать газеты и складывать их в определенном месте, кормить котенка или щенка, отвечать за порядок в буфетном шкафу, первым отвечать на телефонные звонки и т. д.

Родители должны воспитывать у ребенка способность терпеливо и без хныканья выполнять работы неприятные. Потом, по мере развития ребенка, даже самая неприятная работа будет приносить ему радость, если общественная ценность работы будет для него очевидна.

$- Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и жертвуют своим свободным временем и всю домашнюю работу делают сами. В такой$ ситуации в семье вырастет потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье. Родители, которые позволяют своему ребенку стать потребителем, сами ленивые люди. Ведь прививать своему ребенк3у трудовые навыки- тяжкий труд. Надо вначале показать, затем помочь, а потом и проконтролировать. Для этого нужно делать усилия над собой, своей волей, своим мозгом; сдерживать себя, проявляя по отношению к ребенку такт и терпение. А это, увы, не просто. Сегодня не просто, зато проще будет тогда, когда ребенок вырастет и сможет трудиться и в своем доме и рабочем коллективе, не испытывая психологического и душевного дискомфорта.

3. Трудовые усилия ребенка и их оценка в семье.

$Для формирования добросовестного отношения к труду большое значение имеет стимулирование ребенка.

Значительную роль в формировании положительного отношения учащихся к труду играет общественное признание. Это поднимает настроение ребенка, выявляет у него сознательное отношение к необходимости трудиться на общую пользу.

$ Одобрение взрослых особенно важно тогда, когда ребенок испытывает внутреннее удовлетворение от сознания, что он добился успеха в выполнении трудового задания. Столь же важно - в случае необходимости – и порицания. В процессе педагогически организованного труда вырабатывается правильная нравственная и эстетическая оценка каждой личности.

В условиях рыночной экономики с ее жесткими требовани$ями к общетрудовым и профессиональным качествам работника неоспоримые преимущества получают те, кто приучен трудиться добросовестно, выполнять любую работу качественно и в срок, обладает для этого требуемыми знаниями и навыками.

$Значение труда раскрывается через систему стимулов. Это, во-первых, материальные стимулы, побуждающий человека на труд как источник потребления;

во-вторых, моральные стимулы, ориентирующие на труд как средство социального самоутверждения, его притязаний на определенный общественный статус, на одобрение со стороны коллектива, общества;

в-третьих, творческие стимулы, способствующие заинтересованности в деятельности, привлекательной и интересной самой по себе;

$в-четвертых, нравственные стимулы, благодаря которым человек трудится, создавая предпосылки благополучия других людей, общества в целом, духовного развития самой личности работника.

Больше всего затрудняет родителей вопрос, как нужно обращаться с так называемыми ленивыми детьми. Лень развивается у ребенка благодаря неправильному воспитанию, когда с самого малого возраста родители не воспитывают у ребенка энергии, не пр$иучают его преодолевать препятствия, не возбуждают у него интереса к семейному хозяйству, не воспитывают у него привычки к труду и привычки к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет. Способ борьбы с ленью единственный: постепенное втягивание ребенка в область труда, медленное возбуждение у него трудового интереса.$

Качество труда должно иметь самое решающее значение: высокого качества нужно требовать всегда, требовать серьезно. Не нужно поносить ребенка за плохую работу, стыдить его, упрекать. Нужно п$росто и спокойно сказать, что работа сделана неудовлетворительно, что она должна быть переделана или исправлена, или сделана заново. При этом никогда не нужно производить работу за ребенка силами самих родителей, только в редких случаях можно проделать такую часть работы, которая явно не по силам ребенку. Макаренко решительно не рекомендует применять в области труда какие-либо поощрения или наказания. Трудовая задача и ее решение должны сами по себе доставлять ребенку такое удовлетворение, чтобы он испытывал радость. Признание его работы хорошей работой должно быть лучшей наградой за его труд. Но даже и таким словесным одобрением никогда не нужно злоупотреблять, в особенности не следует хвалить ребенка за произведенную работу в присутствии знакомых ваших и друзей. Тем более не нужно ребенка наказы$вать за плохую работу или за работу непроизведенную. Самое важное в этом случае – добиться того, чтобы работа была все – таки выполнена.

В том случае, если необходимость или интерес недостаточны, чтобы вызвать у ребенка желание потрудиться, можно применить способ просьбы. Просьба тем отличается от других видов обращения, что она предоставляет ребенку полную свободу выбора.

Просьба – самый лучший и мягкий способ обращения, но и злоупотреблять просьбой не следует. Форму просьбы лучше всего употреблять в тех случаях, когда вы хорошо зн$аете, что ребенок с удовольствием просьбу вашу выполнит. Если же у вас есть какое-нибудь сомнение в этом, применяйте форму обыкновенного поручения, спокойного, уверенного, делового. Если с самого малого возраста вашего ребенка вы будете правильно чередовать просьбу и поручение и в особенности если вы будете возбуждать личную инициативу ребенка, будете учить его видеть необходимость работы самому и по собственному п$очину выполнять ее, в вашем поручении не будет уже никаких прорывов. Только, если вы запустили дело воспитания, вам придется иногда прибегнуть к принуждению.

Принуждение может быть различное – от простого повторения поручения до повторения резкого и требовательного. Во в$сяком случае никогда не нужно прибегать к физическому принуждению, так как оно меньше всего приносит пользы и вызывает у ребенка отвращение к трудовой задаче.

Употребляя наказание нельзя унижать ребенка, он должен осознавать справедливость наказания.

- Какой можно сделать вывод исходя из услышанного?

$

Подведение итогов (рефлек-сия)

$Поделитесь своими впечатлениями от сегодняшней встречи:

- Что для вас было открытием?

- О чём заставила задуматься наша встреча?

Заключение

Памятка для родителей:$

  • Если вы постоянно дома говорите о том, что работа для вас наказание и каторга, то как по-другому о ней будет судить ваш ребенок,?

  • Если вы сами не станете для ребенка примером в выполнении домашних дел аккуратно и постоянно, то где он сможет вовремя этому научиться?

  • Если вы не про$являете терпения в обучении ребенка домашней работе и предпочитаете все делать сами, думаете ли вы о том, что ждет его в будущем?

  • Если вы никак не реагируете на выполнение домашней работы вашим ребенком, то откуда у него появится желание делать привычные дела еще лучше?

  • Если вас интересуют только учебные успехи вашего ребенка, не боитесь ли вы вырастить черствого и эгоистичного человека?

$Тезаурус:

  1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юрайт-Издат, 2003

  1. $Семейный Кодекс Российской Федерации. - М.: Юрайт-Издат, 2003

  1. Классные часы 1 – 4 классы./ Сост.И.В.Персидская и др. – Волгоград.: Изд-во Учитель, 2007

  1. Рыжкова Н.А. Лекция «Псих$ологические основы превентивного обучения». - Барнаул, АКИПКРО, 2004

Post Comment