Сценарий классного часа «Посмотри вокруг», посвящённого Дню пожилых людей 10 класс

Сценарий классного часа «Посмотри вокруг»,$

посвящённого Дню пожилых людей (разработан Котоминой О.А., учителем

МОУ лицей № 22 г. Иваново)

Задачи: - воспитание чувс$тва уважения к старшему поколению, внимания к окружающим, толерантности,

- развитие умения вести беседу по поставленной актуальной проблеме

Целевая аудитория: учащиеся 10 класса

Классный час рекомендуется сопровождать презентацией.

I этап. Из истории Дня пожилых людей.

1-й ведущий: Посмотрите вокруг… Нас окружает множество людей разных национальностей, возрастов, профессий. И все мы живём в одном мире, значит, просто обязаны жить в мире. Известно ли вам, чем отмечен день 1 октября?$

2-й ведущий$: 1 октября в большинстве стран на всей планете отмечают Международный день пожилых людей. Этот праздник был учреждён по указу Генеральной Ассамблеи ООН в 1990 году.

1-й ведущий: Сначала день пожилых людей отмечали только в Европе, немного позже традиция празднования этого дня передалась в Америку. И только, начиная с 90-го года прошлого века, традиция высказывать дань уважения пожилым людям стала всемирной.

2-й ведущий: Международный день пожилых людей с особым размахом празднуется в с$транах Скандинавии. К нему заранее готовят концерты, множество теле- и радиопрограмм. В этот день телевидение и радиовещание подстраиваются под вкусы пожилых людей и транслирует пе$редачи с учётом их пристрастий.

1-ведущий: Но кроме этого, проводятся многочисленные фестивали, организаторами которых выступают ассоциации по защите прав пожилых людей. Также организуются особого $рода конгрессы и конференции, основной целью которых является защита прав и интересов пожилых людей в обществе и просвещение в этой области. Немало приуроченных к Дню пожилых людей и благотворительных акций.

2-й ведущий: В этот день нередко главы правительства обращаются к местным органам самоорг$анизации с целью сосредоточить внимание граждан страны и всей планеты на создании «общества для всех возрастов», обеспечить более качественные условия проживания для пожилых людей и сделать всё, чтобы продлить срок их жизни.

II$ этап. Традиция почитания старших.

1-й ведущий: Знаете ли вы, что традиция почитания старших уходит своими корнями в далёкое прошлое?

2-й ведущий: Ещё в Библии речь идёт о том, что необходимо почитать старших, и тогда можно прожить долгую счастливую жизнь.

Русские крестьяне, прививая детям любовь к отчизне, воспитывая их на героических подвигах предков, старались также показать им, что любовь к родине начинается с любви$ к родителям и с проявления уважения к людям старшим по возрасту. Славяне считали почитание отца и матери главной добродетелью человека.

1-й ведущий: По крестьянской этике, требования к$оторой должны были усвоить подростки, уважения были достойны не только родители, но и вообще все старшие по возрасту люди. При этом подростки не должны были решать для себя, достоин или не достоин тот или иной старик их заботы, почтения и уважения. По мнению славян, старшие требуют к себе уважения уже потому, что они прожили долгую, трудную жизнь и много сделали для людей. Большую роль в воспитании у детей этого чувства играли сказки и бывальщины религиозно-поучительного характера. И вам хоро$шо известны сказки, где герой, нагрубивший старушке или старику, терпит неудачи, а поле принесённого им извинения получает от них полезный совет. («Морозко», «Иван, крестьянский сын» и др.) Вечерами в тёплых избах бабушки и дедушки рассказыв$али внукам реальные истории о том, как уважение, оказанное старому человеку. Приносило ребёнку удачу.

2-й ведущий: Чувство уважения к старшим входило в плоть и кровь детей также бл$агодаря примерам из жизни собственной семьи и всей деревенской общины. В семейном застолье пожилым людям предоставлялось почётное место, взрослые члены семьи были внимательны к старому, отработавшему своё время деду, спрашивали у него советов. При семейном разделе, когда женатый сын намеревался жить своим домом и хозяйством, решающее слово было за старым отцом. На сельской сходке – собрании взрослых мужчин деревни – мнение стариков по то$му или иному вопросу было зачастую решающим.

III этап. Пожилой человек в нашем обществе.

1-й ведущий: Каково отношение к пожилым людям в нашем обществе?

Этот случай произошёл в г. Днепродзержинске 22.04.2009г.. Подростки играли в гестапо: ветерана войны жгли калёным железом и резали осколками стекла. Конечно, такой поступок – вопиющая жестокость и безнравс$твенность, к счастью, он единичен. Но разве словом и невниманием нельзя ранить так же больно? Разве почти каждый из нас не сможет вспомнить случай, участником или свидетелем к$оторого он был, когда к пожилым людям отнеслись неуважительно, сказали обидное слово или просто о них забыли? К сожалению, это так. Почему же в цивилизованном обществе возможно такое и как преодолеть неуважение к окружающим?

(Беседа с учащимися по предложенной проблеме).

IV этап. Военное прошлое наших стариков.

2-й ведущий: Вспомним, что современные старики – это ветераны войны, работники тыла, дети войны, которые купили своей кровью и страданиями свободу нашей в тяжелейшей войне, дали возмо$жность нам с вами появиться на свет и жить в мир$е.

Легко ли им пришлось в годы войны? Мы многое знаем о героях войны, их подвигах. А ведь это молодость сегодняшних стариков. Но не легче приходилось людям в тылу. На заводах и фабриках, которые обеспечивали фронт всем необходимым, трудились женщины, старики и подростки, 15-16-летние юноши и девушки, как мы сейчас. И это тоже сегодняшние старики. Вспомним их военную молодость.

1-й ведущий: Рабочая смена 15-16-летних рабочих длилась 12-13 часов, а ночевали часто прямо$ на заводах, чтобы не тратить время дорогу домой и не опоздать на работу. За опоздание на работу на 20 минут по законам военного времени человека строго наказывали, никаких скидок на возраст не существовало. Ребята помладше работали во вспомогательных цехах по 6 часов, а потом$ шли учиться в школу. Нашим ровесникам приходилось таскать ящики с продукцией по 50-60 кг, так как часто никаких подъёмных механизмов на заводах не оставалось. Выходных, праздничных дней и отпусков для рабочих не было. Больничный, как правило, давали только при очень высокой температуре, а во многих рабочих помещениях было очень холодно: не хватало топлива и дров. А как радовались юные рабочие тому, что иногда получали на заводах питание. Что же оно представляло собой?

$

2-й ведущий: Рабочий Ульяновского патронного завода вспоминает: «На первое давали суп, если это можно было назвать супом: 5-6 горошин, 2-3 кусочка картофеля и вода – вот всё, что можно было найти в тарелке. На второе была каша, но крупы не очи$щались, поэтому попадались мелкие камушки и песок. Иногда на второе давали свёклу или крапиву. На третье рабочие получали чай и очень редко компот. Стоимость обеда в столовой высчитыва$ли из зарплаты». Но эти люди были счастливы, потому что во многих городах не было ничего подобного.

Разве не достойны наши старики уважения уже потому, что пережили эту страшную войну, выстояли?

V этап. Пожилой человек в семье.

1-й ведущий: У каждого из нас есть бабушки$ и дедушки, пожилые родственники и просто соседи. В наше время мы позволяем себе рассуждать о их достоинствах и недостатках, о проблемах, связанных с совместным проживанием, забыв мудрые заветы прошлого. А кто из нас никогда не ворчал на бабушку, чья опека кажется чрезмерной? Стыдно потом бывает, но не всегда хватает сил$ признать ошибку. В юности, по сведениям психологов, отношение к старикам особенно критично, иногда даже негативно. Хотя, казалось бы энергия молодости , опыт и мудрость старости должны дополнять друг друга. Что делать?

(Беседа с учащимися по предложенной проблеме. Можно провести ролевую игру, где представить часто возникающие пробл$емные ситуации взаимоотношений со стариками. Ситуации предлагают сами дети или учитель, а потом их совместно анализируют).

2-й ведущий: Пожилой человек должен чувствовать, что он нужен своей семье, детям, внукам. Чаще говорите своим близким о том, как вы их любите, что многое без них не смогли бы сделать. Советуйтесь по некоторым вопросам. Например. Как приготовить то или иное блюдо. Или предложите$ совместно приготовить что-нибудь к семейному ужину. Посадите самого старшего члена семьи во главе стола. Расспросите о прошлом – доставьте старикам удовольствие – ведь они очень любят о нём рассказывать. Проявляйте максимум внимания, любви, уважения и, самое главное, будьте терпимее.

1-й ведущий: А вот маленькие дети и пожилые люди хорошо находят общий язык. Они с удовольствием проводят время вместе: гуляют, играют. Эт$о потому, что малыши позитивно воспринимают пожилых людей. Вспомните и своё детство.

VI этап . Старость как предмет исследования учёных.

$

2-й ведущий: Психологи, физиологи изучают возрастные особенности каждого периода жизни человека, чтобы помочь ему понять себя и окружающих. Отдельно исследуют и такое явление, как старость. Прислушаемся к мнению учёных.

Старость как возрастной период человеческой жизни характеризуется широким диапазоном индивидуальных для каждого человека проявлений его социальных, психологических и физиологических особенностей.

1-й вед$ущий: С одной стороны, этот$ диапазон ограничен процессами старения: прогрессирующее ослабление здоровья, упадок физических сил, интеллектуальный и эмоциональный «уход» во внутренний мир, в переживания, связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни. Налицо изменение (ослабление) всех психических познавательных процессов и двигательной активности.

С другой стороны, в случае позитивного прохождения предыдущих возрастных стадий – достижение мудрости и чувства удовлетворённости, полноты жизни, исполненного долга, высшего уровня личностной инте$грации. Если же главные задачи предыдущей жизни не были реализованы, - разочарование в жизни и ощущение бесполезности прожитых лет вплоть до отчаяния.

2-й ведущий: Помните об этом. Посмотрите вокруг. Будьте внимательны и терпимы к пожилым людям не только 1-го октября, но и каждый день, ведь они нуждаются в нашей заботе. А ещё помните, что все мы когда-то состаримся, и относиться к окружающим нужно так, как вам бы хотелось, ч$тобы окружающие относились к вам.

Post Comment