Социально-значимый проект «По дорогам сказочной страны»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №15

город-курорт Кисловодск

$ Социально- значимый проект

«По дорогам сказочной страны»

Подготовила:

учитель начальных кл$ассов

Михайлова Ирина Владимировна

$

2014г

Описание проекта

Актуальность проекта. Проблема.

$Сказки с детства нам в жизни нужны.
С интересом мы сказки читаем.
Сказки чудом и знаньем полны -
Их волшебной страной называем.
И поверьте, лишь в этой стране
Мы сильнее становимся втрое,
В этой доброй, волшебной стране
Можно стать самым главным героем.

Литературное чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил.

Основная цель уроков литературного и внеклассного чтения в начальных классах - помочь ребёнку стать читателем; приобщить детей к чтению, воспитать интерес к приобретению знаний из дополнительных источников; обогатить читательский опыт.

Книги окружают человека с самого раннего детства. Вначале это книжки - картинки, потом весёлые стихи, потешки, сказки, шутки, а затем и детские журналы. Чаще это истории, рассказы, которые мама или бабушка перед$ сном читают ребёнку, а порой - увлекательное путешествие в волшебный мир сказки. И всегда за этим стоит умная, добрая, светлая книга, воспоминания о которой человек пронесёт через всю жизнь: рядом с книжными картинками в его памяти постоянно будут возникать близкие сердцу картинки детства, милые образы родных людей.

П$роблема сохранения интереса к книге, к чтению, как процессу и ведущей деятельности человека, сегодня особенно актуальна. Техника (аудио -видео - компьютерная) , дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работать с ней. Уже сегодня видим, что у детей низкий уровень развития речи, техники чтения, воображения, восприятия и нравственных устоев. Дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В.Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души». Сегодня можно встретить не так уж много семей, где бытует традиция семейного чтения. Приобщение детей к такой традиции не только бы сняло вопрос о бережном обращении к книге, но и духовно развивало ребенка, сближало его с родными людьми. Поддержание активного тяготения учащихся к книге, развитие интереса к ней, желания ра$ссмотреть её, прочитать - вот важная задача которая стоит сегодня перед школой.

В качестве учебного материала для формирования первоклассников - читателей - выбрана сказка. Выбор сделан не случайно. Первоклассник - читатель и слушатель особенный. Он более эмоционален, чем рассудителен, поэтому поэтические образы для него убедительны и реальны. Сказка - это особое средство познания жизни. Вводя первоклассника в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного ч$увства. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни русского народа. Хорошо рассказанная сказка - это ещё и начало культурного воспитания.

С раннего детства дети знакомятся со сказкой. Сказка учит различать добро и зло, делать выбор, принимать жизненно-важные решения. К 6-7 годам у детей уже есть свой багаж сказок, дети ориентируются в направлении сказки ( бытовые, волшебные, сказки о животных). Малыши знают, что сказки могут бать авторскими и народными. Волшебный мир сказки способствует развитию воображению и фантазии ребёнка, воспитывает милосердие и доброту, способность души к отрицанию зла.

В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и$ воспитанию, метод проектной деятельности развивает познавательный интерес к различным областям знаний, учит формулировать проблему, осуществлять поиск, способствует развитию личности.

Цель проекта: приобщение детей к чтению художественной литературы, формирование интереса к сказкам и книгам, расширение читательского кругозора, развитие у учащихся эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности младшего школьника.

Задачи:$

  • Формировать у детей устойчивый интерес к чтению художественных произведений, вырабатывать навыки грамотного читателя через поисково-исследовательскую деятельность.

  • Способствовать развитию творческих способностей, памяти, речи, внимания.

  • $Воспитание бережного отношения к книге.

  • Воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости.

  • Воспитание любви к природе, к своим близким, к своей родине.

  • Развитие прикладных умений и навыков, мелкой моторики.

  • $Развитие устной речи, навыков общения.

  • Формирование активной жизненной позиции, культуры поведения.

  • Формирование у родителей активной позиции в воспитании и образовании детей.

Целевая аудитория: учащиеся 1-х классов.

Учебный предмет: надпредметный.$

Тип проекта: творческий.

Итог проектной деятельности: творческая работа, театрализация.

Сроки проведения проекта:$ январь-май 2013г.

Планируемые результаты реализации проекта:

Личностные УУД:

  • Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

  • Эмоционально "проживать " текст, выражать свои эмоции;

  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • $ Высказывать своё отношение к героям , к их поступкам.

  • Умение инициировать учебное взаимодей$ствие:

  • вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения.

  • Навык интервьюирования. Развитие целеустремленности, трудолюбия, взаимопомощи, толерантности. Умение уверенно держаться во время выступления.

  • Артистические умения.

  • Учебная самостоятельность

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; в том числе на самоконтроль результат;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
потребность в систематическом чтении как средстве позн$ания мира

Регулятивные УУД:

  • Определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью руководителя;

  • Проговаривать последовательность действий

  • Учиться высказы$вать своё предположение на основе работы с иллюстрацией;

  • Учиться работать по предложенному плану.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в книге;

  • Находить ответы на вопросы в текст$е, иллюстрациях;

  • Делать выводы в результате совместной работы педагога и группы учащихся;

  • Подробно или выборочно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • Участвовать в беседе о прочитанной сказке, выражать своё мнение;

  • Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

  • Слушать и понимать речь других;

  • Учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли;

  • Соблюдать п$равила общения

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений :

1.Воспринимать на слух художественный текст в исполнении педагога, учащихся;

2. Отвечать на$ вопросы по содержанию прочитанного;

3.Пересказывать текст полностью, кратко;

4. Составлять устный рассказ по иллюстрации;

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

- Можно ли путешествовать по сказкам?

-Может ли сказка повлиять на воспитанность человека?

Проблемные вопросы

$- Можно ли определить сколько времени проходит в сказках?

- Зачем читать сказки?

- Как вы думаете, ка$кой человек может придумать свой сказочный мир?

- Чему учат сказки?

- Как вы думаете, когда появились сказки и зачем их придумывали?

Учебные вопросы

- Кто из вас запомнил первую встречу с любимой сказкой?

- Расскажите, когда вы любите слушать сказки, в чьем исполнении.

- Чем похожи сказки и чем отличаются?

- Какие сказочные элементы вы знаете?

- На какие группы можно разделить героев ска$зок?

- Назовите положительных героев?

- Назовите отрицательных героев?

- Что такое присказка?

- Что такое зачин, концовка?

Самостоятельная деятельность учащихся: работа со словарями, с источ$никами литературы; чтение сказок; раскрашивание рисунков к сказкам; разучивание ролей для инсценирования, подготовка радиотеатра.

Роль учителя: создать условия для развития познавательных и творческих способност$ей учащихся, сопровождать их в процессе проектной деятельности, обучать взаимодействию друг с другом, с учителем, с родителями.

Роль родителей: создать условия для творческой работы, проявлять заинтересованность, оказывать помощь при проведении мероприятий.

Ресурсы:
1. Информационные:

  • фото-видео материалы;

  • библиотечный фонд.
    2. Дидактическое обеспечение:

  • подбор иллюстраций по произведениям ,побор открыток, фотографий, пазл;

  • оформление книжного уголка в классе.

  • $

3.ИКТ

Формы и методы организации проекта$

  • Анкетирование.

  • Решение проблемных ситуаций.

  • Педагогические наблюдения.

  • Беседы. Викторины.

  • Консультации для родителей.

  • Инсценирование сказок.

  • $Выставки.

  • Совместная организованная деятельность.

  • Творческие мастерские.

  • Сюрпризные моменты.

  • Игры. Пазлы.

  • Презентации.

План реализации проекта

$Этапы внедрения проекта

Виды деятельности

$Содержание деятельности

педагог

дети

родители

I этап

Подготовительный

$

Информационный

  • Направляет участников проекта на определение результатов работы

  • Сбор и анализ информации о потребностях и способностях детей;

  • Изучение информации в сети - интернет

  • Разработка конспектов познавательных мероприятий

  • Подбор методов, способов и приемов исследования личностных изменений детей;

  • $Информирование родителей о реализации данного проекта;

  • Подборка методической, справочной, художественной литературы;

  • Оформление информационно – читательского уголка;

  • Составление перспективного плана по данному проекту.

  • $Подготовка презентаций.

  • Мониторинг воспитанности учащихся

  • Знакомство с творчеством писателей, просмотр открыток , видео материала, прослушивание аудио записей, просмотр презентаций.

  • Чтение художественной литературы

  • Обсуждение плана совместной деятельности и предстоящих задач.

  • $Обсуждение целей по данной теме;

  • Активное слушание;

  • Рассматривание иллюстраций, фотографий к сказкам

  • Отгадывание загадок, чтение стихотворений

  • Сообщение за кру$глым столом о предстоящем проекте (актуальность, тема, цель, задач проекта);

  • Информация для родителей в буклете
    «Читаем детям сказки»

  • Опрос - анкетирование «Сказки в жизни вашего ребенка»

  • Посоветовать провести увлекательные выходные, посетить выставку »Сказочный народный образ» в Краеведческом музее, театральной студии

  • Составить $вместе с ребенком мини – сообщение о посещения музея, театральной студии. (Что понравилось и что запомнилось?)

II этап

Практический

Познавательный

  • Организация познавательной деятельности детей

  • Организация экскурсии в школьную и городскую библиотеку (обсуждение даты и время мероприятия)

  • $Провести цикл познавательных мероприятий

  • Подготовка к открытому занятию

  • Направление и контроль за осуществлением проекта

  • $Создание мини – библиотеки

  • Подготовить презентацию «Как работать с книгой»

  • Познавательная беседа «Чему учат нас сказки?»

  • Познавательные мероприятия

  • Виртуальное путешествие по сказкам

  • Знакомство с презентацией «Как работать с книгой»

  • $Экскурсия в библиотеку

  • Работа в мини – библиотеки группы «Удивительный мир Сказок»

  • Знакомство с профессией библиотекарь, реставратор

  • $Отгадывание загадок о сказочных героях;

  • Рассказы детей о посещении театров

  • Заучивание слов, отрывков из сказок для постановки мини-театра

Совместная деятельность дома.

$Совместно с ребёнком нарисовать рисунок «Любимая сказка»

Вместе с ребенком выучить отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», «У лукоморья…» (часть)

Посетить памятник А.С. Пушкину в городском парке

Помощь в создании библиотеки в классе

Совместно с ребенком посетить театрализованное представление

Открытое мероприятие» Что за прелесть эти сказки»!

Чтение сказок детям

$

Творческий

  • Подготовить материал к проведению совместной творческой деятельности с детьми в классе

Организация и оформление выставки творческих работ детей

$

Подготовка материала инсценированию сказок

Подготовка к конкурсу «Мой любимый сказочный герой»

  • Рисование по следующим темам:

- «Нарисуй сказку»;

- Сюжетное рисование п$о сказкам (по желанию детей);

- «Мой любимый сказочный герой»;

- «Моя золотая рыбка» - нетрадиционное рисование;(пальчиковая терапия)

  • Изготовление героев сказок из соленого теста, раскраска героев.

  • Изготовление масок $по мотивам сказок Конкурс чтецов отрывков из произведений А.С. Пушкина, К.И.Чуков$ского

  • Сочинение сказок, придумывание истории для постановок

  • Изготовление приглашений для родителей и детей на праздник сказок

  • Обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач

Вовлечение родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместной с реб$ёнком деятельности.

Творческое задание по желанию ребенка

Совместно с ребенком вылепить из пластилина, соленого теста сюжет любой сказки.

Открытый показ мини- театра силами$ детей

Игровой

  • Практическая помощь детям, создание условий и мотивации для осуществления проекта

  • Помощь в решении задач;

  • Помощь спланировать деятельность (с чего начать?)

  • $Погружает детей в игровую (сюжетную) ситуацию

  • Сюжетно – ролевая игра «Библиотека»

  • Сюжетно – ролевая игра «Больница для книг»

  • Игровая ситуация «Волшебное дерево Сказ$ок». Дети подходит к выставке в форме дуба с прикрепленными к нему бумажными листьями вопросами. Каждый выдергивает листик, а на обороте отрывки или вопросы по любимым детским сказкам

  • Игра-путешествие в «Сказочную страну»

  • Игра-фантазия «Если б я поймал золотую рыбку»

  • $ Настольно-печатные игры «Мои любимые сказки», «Сказочные герои»; Собирание пазлов

  • Дидактические игры «Герои русских сказок», «Разложи по порядку и вспомни сказку»;

  • Театральные игры;

  • Театральные этюды;

  • Игры-драматизации

Совместная творческая работа с детьми:

$Изготовить атрибуты для театрального уголка (маски, шляпы)

Запись радиотеатра

$

III этап

Завершающий

Контрольно - оценочный

  • $ Повторный сбор и анализ знаний учащихся.

  • Обработка полученных результатов мониторинга.

  • Изучение мнения родителей о пользе проекта.

  • Анализ инновационного проекта и его результативности

  • Создание фото-отчёта по теме реализации проекта

  • Выработка планов на будущее

  • Совместный анализ выполне$ния проекта

  • Повторный мониторинг .

Анкетирование родителей по проектной деятельности

Исполнительский

$Выступление с проектом для педагогической и родительской общественности

  • Постановка мини-театра «По дорогам сказочной страны»»

Рефлексия

В мире много сказок,
Грустных и смешных,
И прожить на свете,
Нам нельзя без них,

Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло!

Обзорная экскурсия по результатам проекта

$

Заключение и выводы по реализации данного проекта

Проведенный проект с января по май 2013 года позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития младших школьников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной школы. В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемо$в, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития детей. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при обучении учащихся позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности– с другой. Главное – вовремя обратить на это внимание, не пропустить сензитивный период речевого развития и творчества детей. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать разл$ичные стороны мыслительных процессов.
У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Прослеживается связь сказки с приобретённым опытом, знаниями, развито воображение, выявляется выразительность речи, активность в процессе создания сказочных образов.
Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере про$изношения, восприятия и выразительности; совершенствованию лексико-грамматических средств языка; расширению словарного запаса. Создание на проекте благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Отбирая обучающий материал, необходимо руководствоваться эмоциональной содержательностью заданий, их влиянием на развитие детского творчества, самостоятельностью, стремиться формировать не только речь ребенка, но и его личность в целом. Ведь сказка учит не отвечать злом на зло, не быть равнодушным к чужому горю, активно противостоять любым проявлениям несправедливости (пусть и в сказочных формах), воспитывать в себе честность, искренность, гуманизм – главные общечеловеческие ценности.
Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа п$овлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.
Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития обучающихся.

Реализуя данный проект дети “добыли” своим трудом всю информацию, познали чудо самостоятельной, творческой работы, приобрели новые знания и умения. Но самое главное в проделанной работе мы считаем то, что, реализуя такие проекты деятельности, мы сближаем детей и родителей, приближаем родителей к проблемам воспитания и развития ребенка, повышаем педагогическую культуру родителей и развиваем познавательную и социально-нравственную деятельность детей.

$

Приложение1

Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»

1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?

2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?

$3. Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?

4. Есть ли любимая сказка у Вашего ребёнка? Если есть – какая?

5. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?

6. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам (игрушкам?

7. Есть ли у ребенка книжк$и для самостоятельного рассматривания?

8. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?

$9. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?

10. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.?

11. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка?

СПАСИБО!

Post Comment