Статья "Как воспитать в ребёнке самостоятельность?"

$Как воспитать в ребёнке самостоятельность?

Мойсеева Людмила Александровна, учитель начальных классов высшей кв. кат. МБОШИ ТЛИ №128

Воспитание самостоятельности , именно в младшем школьном возрасте, важная задача нравственного воспитания.

Самостоятельность – качество, которое нужно воспитывать и развивать. Оно проявляется в свободе от в$нешних влияний и принуждений. Это способность подчинять себе поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.

Воспитание самостоятель$ности - это, прежде всего систематическое приучение и разные упражнения при учёте возрастных особенностей. Ребёнка нужно сосредоточить на какой– то одной задаче. Период работы над этой задачей должен быть не столь долог, потому что требует значительного детского напряжения.

$Для начала нужно с ребёнком поговорить о том, что ему нужно развивать в себе важное “взрослое” качество – самостоятельность. Необходимо подвести к мысли о том, что нужно исправить в себе или сформировать. Очень важно, чтобы ребёнок сам пришёл к этой мысли – это и будет первая ступенька к самостоятельности. Ни в коем случае не преподносить это как родительское требование. В беседе использовать хороший эмоциональный настрой, не сердиться и не вспоминать прошлые провинности.

$Выбор задачи для кажд$ого ребёнка индивидуален. Например, в семье выбрали задачу вовремя садиться за приготовление уроков. Младший школьник знает, что учить заданные учителем уроки надо. Учебная деятельность для него важна, но он не умеет ещё вовремя переключаться с одной деятельности на другую, не владеет необходимыми навыками самоорганизации и самоконтроля. А используя возможности игры можно создать условия для формирования навыка. Разновидностью тематической игры для младших школьников может стать игра Путешествие”.

$Цель игры – самостоятельно, без напоминания взрослых, в соответствии с режимом дня приступить к выполнению домашнего задания. Родители вместе с ребёнком оформляют специальный уголок, в$ котором вывешивают режим дня. Затем на плотной бумаге рисуют маршрутный лист. “Путешествие ” может быть по железной дороге, пешком, на самолёте. Родители с ребёнком придумывают названия станций, всевозможных преград, встретивш$ихся на пути (гора, болото, гроза и т.д.). Успешное выполнение заданий – условий игры ежедневно фиксируется на маршрутном листе. Например, выкладывание определённого количества шпал – спичек, на них кладутся рельсы, и от станции к станции прокладывается путь. Или вставляется в прорезь флажок. Наглядное оформление – обязательное условие в развитии самостоятельности, т.к. ребёнок должен зрительно видеть свой успех. Если ребёнок в понедельник выполнил задание, вовремя приступил к работе – он получает флажок. Выполнил во вторник – опять флажок. В среду, как $правило, у ребёнка может быть и срыв. Родители к этому должны быть готовы, т.к. ребёнку ещё полностью контролировать себя трудно. В четверг надо помочь справиться с заданием. В пятницу – может выполнить или не выполнить, т.к. впереди выходные дни. Но три дня ребёнок одерживал победу, он достоин похвалы.

$Игра позволяет формировать трудолюбие, пунктуальность, ответственное отношение к делу. При отсутствии контроля со стороны взрослых ребёнок может преувеличивать свои успехи, скрывать срывы и вводить родителей в заблуждение. Чтобы этого не произошло перед началом игры надо объяснить ребёнку, что проверять он будет себя сам. Игра может продолжаться недели две – четыре (в зависимости от времени года, от индивидуальных возможностей ребёнка). Взрослым$ может показаться, что никакого результата нет. На самом деле со стороны ребёнка появляется самоконтроль, совместно с родителями ставится задача, воспитывается честность, осуществляется работа над с$обой, преодоление самого себя. Такие игры возможно проводить несколько раз в год. При этом создавать щадящие условия, не ругать, не упрекать, если ребёнок не держит слово. Ведь в этой ситуации ребёнок сам себя воспитывает, а родители помогают, поощряют, поддерживают. В младшем школьном возрасте вот такие упражнения имеют большое значение. $Чем старше ребёнок, тем значимость таких методов снижается.

Литература:

Жирова Л.В. “Управление самостоятельной деятельностью учащегося” М., 2001г.

Бардин К.В. “Как научить детей учиться” М.,1987г.

Маркова А.К. “Формирование мо$тивации ученика, книга для учителей” М., 1990г.

Post Comment