Тема урока: Жизнь первобытных людей

Урок 7. Тема урока: Жизнь первобытных людей

Цели урока:

Образовательная: повторение, обобщение и систематизация знаний $о жизни людей в первобытную эпоху;

Воспитательная: способствовать формированию чувства сопричастности к истории человечества, уважения и интереса к истории своего народа, человечества в целом; формированию и развитию познавательного интереса учащихся;

Развивающая: способствовать общекультурному, личностному и познавательному развитию учащихся, обеспечивающему умение учиться.

$ Задачи урока:

  • развитие у учащихся учебно-коммуникативных (совершенствование навыков устной речи), учебно-логических (работа с терминами и понятиями) умений и навыков;

  • формирование у учащихся отношения к трудовой и познавательной деятельнос$ти как основному отличию человека от животных и главному фактору развития;

  • повторить, обобщить и систематизировать знания о происхождении, условиях жизни и занятиях наших далёких предков;

  • формирование интереса к истории через практическую деятельность.

$Тип урока: путешествие в прошлое

Подход к обучению: проблемно-деятельностный личностно ориентированный.

Метод обучения: историческая реконструкция.

$Формы работы учащихся на уроке: групповая, индивидуальная, парная.

Принципы организации урока: минимальное количество научных понятий, задействование максимального количества каналов восприятия, эмоциональная насыщенность, связь с потребностями, измеряемость понятий, стимулирование самостоятельной активности учащихся, соревновательность.

Место проведения: Урок проводится в лесу в тренинговой зоне у костра.

Описание необходимого технического оборудования для проведения ур$ока:

Глина для леп$ки (можно заменить пластилином), палочки, отрезки шерстяного шнура, керамическая посуда, фрагменты керамики, пряслица, принесённые детьми луки со стелами, мишени. При проведении урока в классе дополнительно учебник Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А. А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2012, компьютер с возможностью воспроизведения на большом экране презентации и файлов мультимедиа, презентация PowerPoint.

$

Структура и ход проведения урока:

    1. Оргмомент

Проверяется готовность класса к уроку, отмечаются отсутствующие.

II. Путешествие во времени

Вводное слово учителя. Ребята, давайте представим себе, что мы живём в нашей местности, но не сейчас, не в 21 веке, а несколько тысячелетий назад. Что мы не учитель и ученики, а соседи, жители древнего посёлка. Среди нас есть земледельцы, скотоводы, ремесленники, охотники, старейшина, вождь, жрец. Есть взрослые и дети, мужчины и женщины. Каждый из нас может многое рассказать о своей жизни. Давайте послушаем друг др$уга.

Короткие (1-2 минуты) рассказы учащихся от первого лица о своей жизни и занятиях в соответствии с выбранной зар$анее ролью.

Старейшина 1 о появлении и жизни предков человека современного вида, жизни древнейших людей

Старейшина 2 о расселении людей, изобретении плота и лодки.

Жрец о зарождении ре$лигиозных верований

Земледелец и Скотовод о своих занятиях

Керамика

Эвристическая беседа

Нет ничего прочней,
Чем битая посуда.
Что происходит с ней?
С ней происходит чудо.

Хрупка и коротка
И стоит сли$шком мало
Жизнь чашки и горшка
И звонкого бокала.

Зато у черепков,
Осколков и обломков
В запасе даль веков
Признание потоков.

Одну $из наук, играющую большую роль в изучении истории, в шутку можно назвать наукой о битых горшках. Какая это наука? Что она изучает? Что в ее шуточном названии правильно, а что нет?  Берестов говорил: “Раскопки – это своего рода общение с другими людьми, с человечеством» Очень часто рядом с раскопками можно увидеть груды извлеченных из земли обломков глиняных сосудов. Почему среди находок археологов так много черепков? Назовите не менее двух причин этого явления.

$Учитель раздаёт фрагменты керамики разных периодов, от неолита до раннего железного века, как лепной, так и выполненной на гончарном круге (из личной коллекции). Ученики должны отметить, что фрагменты отличаются по форме, толщине стенок, количеству и составу примесей в тесте, цвету, наличию орнамента и самим орнаментом.

Тема нашего урока – это древнейшая керамика. Производство керамики в те далекие времена было исключ$ительно женским делом. Сосуды в конце каменного века выполнялись в техники кольцевого налепа, т.е. из куска глины формировалась чаша, на которую затем все выше и выше, друг на друга наращивались глиняные кольца.

$По его хорошо заглаженной поверхности (заглаживали руками, пучком травы, щепой) наносились узоры: округлые ямочки, расположенные густыми рядами; оттиски гребешка и веревочки. Ямочки наносились окаменевшими моллюсками.

Обжиг проводился прямо на костре, и от неровной температуры получалась довольно пёстрая окраска.

III. Практическое изготовление глиняны$х сосудов

А теперь предлагаю превратиться в гончаров каменного века.

Учитель и учащиеся приступают к лепке сосудов, украшают различными видами орнамента, предполагают возможное значение каких-то символов, лепят пряслица.

IV. Конкурс охотников

Изготовившие и принесшие лук и стрелы учащиеся допускаются к конкурсу охотников. (Охотиться нужно со своим оружием.)

1. Стрельба по мишеням. Оценивается точность и дальность стрельбы.

2. Проверка знаний об охоте по вопросам одноклассников

$ V Задание на дом

Повторить записи в тетради

V. Подведение итогов

$ 1. Рефлексия

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

2. Итог урока

$3. Оценка урока

Post Comment