Воспитание в классе духа толерантности, формирование отношения к ней, как к важнейшей ценности общества

$ Воспитание в классе духа толерантности, формирование отношения к ней, как к важнейшей ценности общества.

Воспитание у подростков терпимого отношения к себе и к окружающим независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности является актуальной проблемой на современном эта$пе образования.

Подростковый возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека.

Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные  социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.

$ Укоренение в классе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира. Это произойдет тогда, когда понятие «толерантность» прочно войдет в лексикон педагогов, потому что работу по формированию  толерантности у школьников может осуществлять лишь тот  человек, который сам способен осмыслить, понять и принять толерантное поведение.$

Под толерантностью понимают способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей. Толерантность – важный компонент жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы, и готовой ,если надо, их защищать, но с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

В настоящее время я являюсь воспитателем 8 «Б» класса. С этим классом я работаю уже четвертый год. Сначала моя работа с классом, можно сказать, была бес$системной и ситуативной: появлялась какая-то интересная методическая идея – я её реализовывала; попадался в журнале сценарий какого-то интересного дела – я его воплощала в жизнь; возникала какая-то проблема в классе – я её пыталась решить. Что-то получалось, что-то нет.

Поэтому я стала задумыват$ься над тем, в каком воспитании нуждаются мои воспитанники? Что им нужно, чтобы войти во взрослый мир и жить в нём, не причиняя вреда другим, сохранив себя как самобытную личность? Как воспитать терпимость по отношению к людям? Как помочь ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами? Чего я хочу от своих учеников как педагог?

Если говорить о современном мире, то можно сказать, что он страшный, жестокий, разобщенный. В нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь$ на самолете.

Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувство недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим. Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, т.е. мире без насилия и жестокос$ти, мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но просто разбрасываться красивыми словами, конечно, недостаточно. Толерантность нужно воспитывать.

Именно поэтому я уже в течение трех лет работаю над темой «Воспитание толерантного отношения в средних классах».

Данная   программа воспитательной   работы разработана как целостная система воспитания и включает в себя принципы – $наиважнейшие правила, выражающие объективную сущность  отношений  воспитателя и  воспитанника  в процессе   их  взаимодействия,   позволяющие   воспитать социально – активную, нравственно и физически здоровую личность.

Программу я реализую при помощи следующих форм:

1. Участие в общешкольных мероприятиях.

2. Чтение и обсуждение книг.

3. Демонстрация фильмов (художественных и публицистических) с последующим обсуждением.

4. Встречи с интересными людьми, представителями иных культур.

5$. Посещение музеев, театров, выставок.

6. Беседы, классные часы.

7. Организация внеклассных мероприятий (участие в конкурсах,, викторины, ток-шоу и т.д.).

$8. Различные акции.

9. Родительские собрания.

Выбирая приёмы и методы работы, я стараюсь учитывать разнообразие форм проявления то$лерантного поведения:

бытовая толерантность (терпимость к формам поведения, мнениям и высказываниям ближайшего окружения; она проявляется в межличностных отношениях);

педагогическая толерантность (терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства);

религиозная толерантность (терпимость к людям другой веры, уважение к чужим религиозным убеждениям);

$– этническая толерантность (уважительное, терпимое отношение к людям другой национальности);

музыкальная толерантность (уважительное отношение к различным музыкальным стилям, отсутствие пренебрежения к тем, кому нравится другая музыка);

спортивная толерантность (отсутствие предубеждения, враждебности к другим спортивным командам и их болельщикам);

культурная толерантность (уважение явлений культуры, представляющ$их ценность для других).

Участвуя в дружеском общении со взрослыми как старшими товарищами по общей жизненно-практической заботе, в обмене впечатлениями, мыслями, предложениями, мечтами в повседневной жизни$, во время специально организованных встреч, прогулок, посещений музеев, выставок, просмотров кинофильмов и спектаклей, воспитанники удовлетворяют и углубляют познавательные интересы, расширяют кругозор, развивают такие компоненты гражданского отношения к жизни, как наблюдательность, внимательность, общительность, отзывчивость, душевная щедрость и тактичность.

Воспитательное воздействие.

$Мною, было проведено исследование сформированности понятия «толерантность» у детей.

В качестве диагностических методов я применяла такие методы наблюдения и тестирования: опросник «Индекс толерантности» (Г.У.Солдатова, Л.А.Шайгерова, О.Д.Шарова ); методика исследования ценностей отношений М.Рокича

Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы: согласно методике Рокича

58% ребят счи$тают толерантность желательным качеством, но сознают, что не всегда удается действовать подобным образом, другие (26%) полагают, что толерантность может и не  присутствовать в их жизни.

Эта методика позволила определить место толерантности в системе ценнос$тных ориентаций ребенка.

Работая с тестовыми методиками, дети давали социально одобряемые высказывания, отвечающие в большей степени нормам морали, а не личным нормам, которых они придерживаются в реальной жизни. $

Ученик с высоким уровнем толерантности  имеет  такие личностные  качества, как чувство юмора, теплота, интеллект, сила , «Я», практичность, наивность, уверенная адекватность, доброжелательность, отсутствие фа$льши в отношениях.

Таких ребят было выявлено 13 человек, или 57%.:

Анненкова Лиза, Гончаров Ваня, Исакова Аня, Курасов Родион, , Лыкова Светлана, Никулина Катя, Ниязгужаева Галя, Погосян Кирилл, Перемышленников Алексей, , Реутов Ваня, Сороколетов Денис, Свазлян Тигран, Ткаченко Лиза.

У ребенка с высоким уровнем интолерантности присутствуют следующие черты  личности : стремление переносить ответственность на других, склонность к чувству вины,   представление о собственной исключительности, желание сильной власти. К этой категории можно отнести 4 человек, или 14%. , – это:

$Новак Саша, Рыков Алексей , Тубольцев Андрей. $

Остальные ребята (29 %) представляют смешанный тип:

Прилепская Яна, Лепина Маша, Мукусев Вадим, Петрухина Мария.Ниязгужаева Галя, Непобедная Аня.

Анализ результатов позволяет мне г$оворить о том, что толерантность может быть сформирована на уровне сознания, отношения, поведения.

Сначала происходит осознание толерантности как жизненно важного качества личности, готовность к терпимому отношению. Это $пассивная толерантность.

Нужно  формировать у детей активную толерантность, которая проявляется в деятельности по отношению к себе и окружающим.

Для того, чтобы дух толерантно$сти укрепился в классе, мы совместно с психологом проводим  тренинги (

«Толерант$ность как основа корректного, бесконфликтного общения» 

моделирующие и ролевые игры, упражнения («Как быть толерантным в общении»),

техники: «Я» –высказывание; «Ты» – высказывание),

психотехнические упражнения: «Скульптура», «Комплимент», «Окно», «Это здорово»),

$тесты (например, тест коммуникативной толерантности В.В.Бойко).

$Все это помогает выявить проявления интолерантности в своем поведении, нацелить их  на корректировку, изменение  стиля  общения, помогает развить толерантность.

Основой толерантной культуры ребенка является толерантность в общении (коммуникативная толерантность).  Именно в этом виде толерантности наиболее ярко проявляются все основные аспекты проблемы толерантности.

Коммуникативная толерантность ученика проявляется в его умении построить общение на уровне диалога, равноправных вз$аимоотношений, доверия и доброжелательности.

Надо всегда стремиться понять, увидеть и почувствовать , что происходит в данный момент с другими людьми и как можно, меняя себя, собственную речь, поступки и реакции , изменять чувства, мысли и состояния окружающих. В лучшую сторону, разумеется.

Процесс формиро$вания толерантности у детей «встроен» в целостный воспитательный и образовательный  процесс.

При выборе $форм работы по воспитанию толерантного поведения школьников необходимо помнить,  что развивать толерантность – это значит, формировать особые нравственные качества, отражающие активную социальную позицию  и психологическую готовность к позитивному  взаимодействию с людьми или группами иной социальной, национальной, религиозной среды, иных взглядов, мировоззрений, стилей мышления и поведения.$

Большим воспитательным потенциалом обладают внеклассные мероприятия, где используется возможность  донести до наших детей важные общечеловеческие ценности. Это классные часы и часы общения, коллективные творческие дела, экскурсии, взаимодействие с УДО.

Воспитание толерантности напрямую связано с воспитанием нравственности. $Толерантная личность – это и есть высоконравственная личность

Толерантности учит и культура поведения, ведь всем известно, что ничто не ценится так дорого и не дается так дешево, как вежливость. Воспитание толерантности – процесс длительный, сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка. Если толерантность воспитана, то проявляется во всех жизненных ситуациях, по отношению ко всем людям.  

$Основным пла$нируемым результатом является наличие у учащихся следующих поведенческих навыков:

В области обучения:

сотрудничество, дух партнерства;

признание многообразия;

признание равенства других.

В области воспитания:

уважение человеческого$ достоинства;

уважение прав других;

терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.

В области психического развития:

$способность поставить себя на место другого;

уважение права быть иным.

В области социализации:

готовность мириться с существованием другого мнения на одну и ту же проблему;

принятие другого человека таким, какой он есть;

$отказ от доминирования, причинения вреда.

Как бы ни была трудна работа воспитателя, она, несомненно, нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классе реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллектива, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

$Воспитатель является для растущего человека духовным посредником, неравнодушным наблюдателем индивидуального развития школьника, помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, создателем благоприятной развивающей микросреды и благоприятного морально-психологического климата в классе, координатором усилий педагогов, семьи, социума – всех воспитательных сил общества, влияющих на становление и развитие личности школьника. Именно таким педагогом я и стар$аюсь быть.

Информационная карта передового педагогического опыта

Ф. И. О. Чечумашева Л.Ф.

Город$ Курск

Образовательное учреждение ОБОШИ «Лицей-интернат №1»

Занимаемая должность воспитатель 8Б класс$а

Педагогический стаж и квалификационная категория: 25 лет, первая квалификационная категория

Тема педагогического опыта «Воспитание толерантности в детском коллективе»

Уровень опыта по степени новизны: в работе заключаются комбинации элементов известных методик во$спитательной работы, описывается система работы по воспитанию культуры толерантности учащихся по формуле «родители + дети + педагог», описываются основные подходы к воспитанию толерантности, основываясь на правилах и принципах.

Цель педагогического опыта: обобщить работу по теме «Воспитание толерантности в детском коллективе», поделиться опытом с коллегами.

Краткое описание опыта$

(система работы отдельных приемов или методов):

Отвечая на вопросы

-что нужно учащимся, чтобы войти во взрослый мир и жить в нём, не причиняя вреда другим, сохранив себя как самобытную личность?

Как воспитать терпимость по отноше$нию к людям?

Как помочь ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами?

создана система работы по воспитанию толерантности, которая раскрыта через принципы и правила, планирование воспитательной работы с классом, организацию, подготовку, проведение как внеклассных мероприятий, так и работу с их родителями. Используются разные методы, фор$мы и средства воспитательной работы, раскрыты условия, обеспечивающие наибольшую эффективность данной работы, продемонстрированы результаты, которых достигли учащиеся и их родители в совместной работе с классным руководителем.

Это работа Совета класса, организация самоуправления, работа родительского комитета, тесное сотрудничество с родителями.

Выводы, рекомендации: рекомендовано внести данный опыт в муниципальный банк передового педагогического опыта. $

Еще записи

Leave a Comment