Выступление на родительском собрании по итогам приема в первый класс "Психологическая готовность ребенка к школе"

Автор: Крюкова Анна Геннадиевна

Место работы ГБОУ города Москвы «Школа №883»

Должность: педагог-психолог

$

Выступление на родительском собрании по итогам приема в первый класс

Здравствуйте, уважаемые родители! Для ва$ших детей сейчас наступает очень важный и сложный период в их жизни. И наша с вами задача сделать этот период как можно более успешным!

Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало обучения в школе кардинальным образом меняет всю его жизнь. Свойственная дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу,$ систематически трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, прилежно выполнять домашнее задание и т. д.

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал$ взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с «внутренней позицией школьника». Наличие такой позиции имеет для первоклассника большое значение. И$менно она помогает ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваевоемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен.

Многие из сегодняшних будущих первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до$ прихода в школу. Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает ему пережить значимость этого события. В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимую роль играют родители. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогает первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствует повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

$В готовности ребенка к школе можно выделить два основных аспекта:

  1. Интеллектуальная готовность.

К поступлению в школу у ребенка должны быть достаточно развиты:

$

  • Произвольн$ое внимание. – Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако его устойчивость еще не велика и во многом зависит от условий организации обучения и индивидуальных способностей. В среднем, дети способны без отвлечения удерживать внимание на какой-либо деятельности в течение 8-12 минут. Необходимо развить эту способность до 15-20 минут систематическими разнообразными занятиями с ребенком в летнее время.

  • $Большие требования предъявляются к памяти. Необходимо, чтобы она тоже стала произвольной. Первоначально дети этого возраста лучше запоминают наглядный материал: предметы, которые окружают ребенка, изображение предметов, люди. Поэтому немаловажную роль играет использование наглядных средств обучения. Если же говорить о запоминании словесного материала, то дети лучше всего запоминают слова, обозначающие название предметов, чем слова, обозначающие абстрактные понятия.

  • Просите реб$енка как можно больше вам рассказывать о том, что он делал, что видел, где был, что запомнил и что понравилось. Это способствует как развитию памяти, так и развитию речи. Если у ребенка есть какие-то логопедические проблемы, то их лучше решить как можно быстрее для успешного обучения в школе.$

  • Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает в себя несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в 1 класс необходим известный запас $знаний об окружающем мире, о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других сторонах общественной жизни, о моральных нормах поведения. Наглядно-образное и наглядно-действенное формы мышления, характерные для этого возраста$, дают достаточно богатые возможности для усвоения этих знаний. Параллельно с этим нужно развивать логическую сторону мышления, которая уже начала формироваться. Это способность находить сходства и различия у разных предметов, умение правильно объединять предметы в группы по существенным признакам; ребенок должен учиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. Не нужно натаскивать ребенка правильными ответами. Приучайте его думать, делать выводы и объяснять, почему он принял такое решение.

  • Так же для этого возраста характерно слабое развитие м$елкой моторики руки. Этому развитию способствуют: рисование, лепка, аппликация, конструирование, мозаика. Можете просто попросить ребенка изобразить или срисовать орнамент, состоящий из повторения определенных фигур, палочек, зигзагов, кружочков и заштриховать их сверху вниз или слева направо.

  • Важное значение имеет хорошая ориентация ребенка в пространстве. Буквально с первых дней пребывания в$ школе, ребенок получает указания, которые невозможно выполнить без учета пространственных признаков вещей. Например, учитель просит провести линию наискосок от левого верхнего угла к правому нижнему и т. д. Т.Е ребенок должен правильно определить выше - ниже, больше – меньше, вперед $– назад, вправо – влево.

  • $Так же немаловажна координация в системе глаз – рука. Ребенок должен уметь правильно перенести в тетрадь простейший образ, воспринимаемый на расстоянии, например, из книги или доски.

  1. Личностная готовность

Многочисленные «можно, нельзя, надо, положе$но, правильно и неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.

Нормы и правила порой идут в разрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К эти$м нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Тем не менее, начало школьного обучения для каждого ребенка является сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга и удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни, недели посещения школы, снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут…Они могут очен$ь эмоционально реагировать на неуспехи и неудачи в своей деятельности, эмоционально реагировать на критику учителя. На данном этапе детям просто необходима постоянная положительная поддержка и одобрение.

Если же преобладает постоянное недовольство учебной деятельностью ребенка со стороны родителей и близких – замечания, упреки – то у ребенка развивается вы$сокая тревожность. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, не реальные требования.

Из-за высокой тревожности резко снижается самооценка ребенка, и как следствие этого, резко снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех.

$Некоторые приемы эмоциональной поддержки, которые способствуют более быстрой адаптации ребенка к школе:

  • Ни в коем случае нельзя сравнивать посредственные результаты вашего ребенка с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других,$ более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми (вспомните свое детство).

  • $Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем - 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями.

  • $Если ваш ребенок, страдающий школьной неуспешностью, успешен в других делах - спорте, рисовании, конструировании, помощи по дому и т.д. хвалите его за это! Никогда не упрекайте его, что он очень много времени тратит на свое хобби и поэтому неуспешен в школьной жизни. Дайте ему почувствовать успех в этом деле и даже подчеркните, что если у него получилось добиться хороших результатов в любимом деле, то и в школе все получится!

  • Постарайтесь не отправлять ребенка одновременно в первый класс и какую-то новую для него секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7 летних детей. Если малыш не будет иметь воз$можности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут начаться проблемы со здоровьем, развиться тревожность.. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

$

И помните, что ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, и это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. Поддерживайте вашего ребенка в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что его можно было бы похвалить. Помните, что похвала и $эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

$

$

Для подготовки к выступлению использованы материалы с сайта «Первое Сентября»

http://psy.1september.ru/article.php?ID=200200606

Post Comment