Презентация по русскому языку на тему “Средства выразительности языка” скачать бесплатно

Слайд №1

$Текст слайда: Гаснет русская словесность, Разговорная краса; Отступают в неизвестность Речи русской чудеса. Сотни слов родных и метких,, Сникнув, голос потеряв, Взаперти ,как птицы в клетке, Дремлют в толстых словарях. ……………………………….. В.Шефнер


Слайд №2

Текст слайда: Тема занятия : « Средства выразитель$ности языка»


Слайд №3

Текст слайда: Тема занятия : « Средства выразительности языка»$ Цели занятия:


Слайд №4

Текст слайда: Тема занятия : « Средства выразительности языка» Цели занятия: повторить термины; совершенствовать умения находить средства выразительности в тексте, различать их виды; определять их роль в тексте.


Слайд №5

Текст слайда: Заповеди занятия: Все способны писать. Слушай своего товарища. Не торопись спрашивать. Корректируй себя сам.


Слайд №6

$

Текст слайда: А Н $Т О Н О М А С И Я Э П И Т Е Т М Е Т О Н И М И Я С Р А В Н Е Н И Е П Е Р И Ф Р А З А О Л И Ц Е Т В О Р Е Н И Е Г И П Е Р Б О Л А Л И Т О Т А Троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного Слово определяющее предмет или явление и подчеркивающее его качества, свойства, особенности Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы$, значения Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д.


$Слайд №7

Текст слайда: Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости Г Р А Д А Ц И Я Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. А Н Т И Т Е З А Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций П А Р А Л Л Е Л И З М Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок Повторение слова или словосочетания в конце строки Э П И Ф О Р А Сочетание противоположных по значению слов О К С Ю М О Р О Н И Н В Е $Р С И Я Прием ,который дает читателю возможность догадаться, о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании У М О Л Ч А Н И Е А НАФОРА Анафора – повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф


Слайд №8

$

Текст слайда: Антонимы Эпифора Гипербола Укажите обратное понятие ? ? ? Синонимы Литота Анафора


Слайд №9

Текст слайда: След$ует различать


Слайд №10

Текст слайда: Следует различать тропы стилистически фигуры


Слайд №11

Текст слайда: Следует различать тропы стилистически фигуры оборот речи, в котором слово употреблено в переносном значении


Слайд №12

Т$екст слайда: Следует различать тропы стилистически фигуры оборот речи$, в котором слово употреблено в переносном значении языковые единицы, сознательно отступающие в своем построении от различных норм литературного языка с целью воздействия


Слайд №13

Текст слайда: Следует различать тропы стилистически фигуры Анафора Эпифора Параллелизм Антитеза Градация Инве$рсия Умолчание Эллипсис Риторическое обращение Риторический вопрос Многосоюзие Бессоюзие Оксюморон Эпитет Сравнение Метафора Аллегория Гипербола Литота Олицетворение Перифраза Метонимия Синекдоха Антономасия


Слайд №14

$

Текст слайда: Проверьте свои знания Установите соответствие термина и понятия 1.Эпитет. 2. Гипербола 3. Метафора 4. Сравнение 5. Метонимия 6. Литота 7. Олицетворение 8. Перифраза 9. Синекдоха а) сопоставление предмета, явления б) красочное определение в ) преувеличение г) обозначение целого через его часть д) преуменьшение е) замена однословного названия описательным выражением ж ) замена слов на основании смежности з )перенос свойств человека на неодушевлённые предметы и) сходство предмета по какому-либо признаку


Слайд №15

Текст слайда: Проверьте себя 1б 6 д 2 в 7 з 3 и 8 е 4 а 9 г 5 ж


Слайд №16

$

Текст слайда: Допишите начатую фразу . 1.Повторение слова или группы слов в начале смежных стихов или строф называется… 2.Постепенное повышение, последовательность в расположении ряда слов (обычно с$инонимов) по степени нарастания или ослабевания их смыслового и эмоционального значения – это… 3.Противопоставление понятий, явлений, образов называется… 4.Создание новых понятий при помо$щи соединения контрастных по значению слов – это… 5.Утверждение, высказанное в форме вопроса и не требующее ответа, называется… 6.Нарушение привычного порядка слов в предложении – это… 7.Построение, при котором все предложения, входящие в текст, строятся по одной и той же схеме, называется… 8.Повторение слова или сочетания слов в конце смежных строк называется… 9.Намеренный пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося ,– это…


Слайд №17

Текст слайда: Ключ к ответу Анафора Градация Антитеза Оксюморон Риторический вопрос Инверсия Синтаксический параллелизм Эпифора Эллипсис


$Слайд №18

Текст слайда: Тропы: Метафора – выражение, основанное на пе$реносном значении, для создания образа. Олицетворение – художественный прием, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы и явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами. Гипербола – образное выражение, состоящее в преувеличении размера, силы и т.д. Эпитет – яркое, образное определение Сравнение – образное выражение, в котором один предмет сравнивается с другим. Литота – преуменьшение Перифраза – замена одного однословного названия описательным выражением


$Слайд №19


Слайд №20

Текст слайда: Правильные о$тветы 1.Перифраза 2.Синекдоха 3.Олицетворение 4. Сравнение 5. Эпитет 6.Перифраза 7. Метафора


Слайд №21

Текст слайда: Узнайте тропы в поэтических текстах До чего рассвет сегодня звонок В пенисто – вишнёвых облаках! (Э. Асадов). Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. (С. Есенин). Осенние листья по ветру кружат, Осенние листья в тревоге вопят: “Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол, О лес наш роди$мый, конец твой пришёл!” (А. Майков). В белом пламени клонится куст Ледяных ослепительных роз. (А. Ахматова).


Слайд №22

Текст слайда: Сравните с вашими ответами Эпитет Сравнение Олицетворение Метафора


Слайд №23

$

Текст слайда: 1.Пять братьев годами равные, ростом разные. 2.Среди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла. 3.Стоит старичок красный колпачок.


Слайд №24

$

Текст слайда: Метафора «Здесь одиночество меня поймало в сети». А. Ахматова «Души застыли под коркою льда». В. Высоцкий.


Слайд №25

Текст слайда: 1.Сыплет дождик большие горошины (Н.Заболоцкий) 2. И над всем блистающим Парижем дождь метался, гриву распустив.(В. Луговской) 3. Робкий дождик лапками сырыми пробует опавшие листы. (В. Луговской) 4. Шагал на огромных ходу$лях дождь, высок и в ниточку тощ. (С. Кирсанов)


Слайд №26

$Текст слайда: 1). Прелесть ее была в откликах, в звучности березового леса. 2) Прелесть ее была в том, что никак не была она сама по себе: она была связана со всем, что видели, чувствовали и мы, и они, эти рязанские косцы. 3) Прелесть была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими и нами – и между ими, нами и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они, и мы с детства, этим предвечерн$им временем, этими облаками на уже розовеющем западе, этим свежим, молодым лесом., полным медвяных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели, и этой большой дорогой, ее простором и заповедной далью. 4) Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть. 5) И еще в том была (уже совсем не осознаваемая н$ами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была – Россия, и что только ee душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох в березовом лесу. 6) Прелесть была в том, что это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъемы груди. 7) Пела одна грудь, как когда-то пелись песни только в России и с той неп$осредственностью, с той несравненной легкостью, естественностью, которая была свойственна только русскому. 8) Чувствовалось – человек так свеж, крепок, так наивен в неведении своих сил и талантов и так полон песнью, что ему нужно только легонько вздыхать, чтобы отзывался весь лес на ту добрую и ласковую, а порой дерзкую и мощную звучность, которой наполняли его эти вздохи. 9) Они подвигались, без малейшего ус$илия бросая вокруг себя косы, широкими полукругами обнажая перед собою поляны, окашивая, подбивая округ пней и кустов и без малейшего напряжения вздыхая, каждый по-своему, но в общем выражая одно, делая по наитию нечто единое, совершенно цельное, необыкновенно прекрасное. 10) И прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они своими вздохами и полусловами вместе с откликающейся далью, глубиной леса.


Слайд №27

Текст слайда: Богатство языка…богатство мыслей Н.Карамзин Слово – самое удивительное орудие Л.Успенский Богатства русского языка неизмеримы К.Паустовский В кажд$ом слове – бездна образов К.Паустовский


Слайд №28

Текст слайда: Гаснет русская словесность, Разгов$орная краса; Отступают в неизвестность Речи русской чудеса. Сотни слов родных и метких,, Сникнув, голос потеряв, Взаперти ,как птицы в клетке, Дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни, Чтобы речь, людское чудо, Не скудела в эти дни. В.Шефнер


Еще записи

Leave a Comment