Презентация по русскому языку на тему “Урок развития речи. Подробное изложение «Первый снег» (по К.Г.Паустовскому)” скачать бесплатно

Слайд №1

Текст слайда: Урок развития речи. Подробное изложение «Первый снег» (по К.Г.Паустовскому). Цели: научить писать изложения близкое$ к тексту; развивать воображение, умение анализировать текст; воспитывать интерес к творчеству К.Г.Паустовского.

$


Слайд №2

Текст слайда: К.Г. Паустовский – вдохновенный певец природы. В своих пейзажах и описаниях Паустовский всегда сочетает поразительную точность каждого оттенка цвета, запаха, звука с туманностью всей перспективы картины. Пейзаж его всегда погружен в лирическую даль – мглистую и неясную. Переменчивые, перламутровые, переливчаты$е оттенки света и цвета в воплощении природы часто передают у Паустовского то неясное, тревожное, еле уловимое состояние души, которое он называет “ощущением красоты и ожиданием встречи с нею”. Т. Хмельницкая


Слайд №3

$

Текст слайда: Беседа: Какова тема текста? Тема текста отражена в его заглавии – «Первый снег». Какова основная мысль текста? Основная мысль выражена словами друга автора, писателя, Рувима Фраермана: «Первый снег очень к лицу земле». Тема и основная мысль текста внутренне скрепляют все его части в единое целое. Определите тип текста. Повествование, в которое включены, вплетены элементы описания.


Слайд №4

Текст слайда: Работа над планом. 1.Прочтите текст по смысловым частям в соответстви$и с данными пунктами плана; 2.Составьте недостающие пункты плана План. 1. Странные ощущения. 2. «Мёртвая тишина». 3. За стёклами всё было снежно и безмолвно. 4. За два часа так необыкновенно изменилась земля. 5… 6…


Слайд №5

Текст слайда:$ План. К пункту 6. Что вы мысленно слышите, видите, читая текст? Отметьте в каждой части слова или обороты$, которые вам бы хотелось сохранить в изложении. 1. Странные ощущения. 2. «Мёртвая тишина». 3. За стёклами всё было снежно и безмолвно. 4. За два часа так необыкновенно изменилась земля. 5. Птица на ветке клёна. 6. «Первый снег очень к лицу земле».


Слайд №6

Текст слайда: Бесе$да -Определите стиль текста. Стиль текста – художественный: автор рисует картины природы, говорит о своих ощущениях, о своём отношении к окружающему; широко использует слова в переносном значении. Прочитаем первое предложение. -Какие слова произносятся в нём с логическим ударением? От странного ощущения. -Почему? Они настораживают, заставляют ждать объяснения: что произошло?


Слайд №7

Текст слайда: -Как ответить на этот вопрос словами автора? Мне показалось, что я $оглох. -Какое слово важно выделить в этом предложении? Показалось: ведь на самом деле рассказчик не лишился слуха. -Что произошло на самом деле? Чтение 1-го абзаца. – Почему слово мёртвая взято в кавычки? Оно употреблено в переносном значении. И глагол умер в следующем$ предложении тоже в переносном значении. -Что достигается при употреблении слов в переносном значении? Сравним: необыкновенная, необычная, особенная, особая тишина – мёртвая тишина; перестал дождь – умер дождь; прекратился ветер – умер ветер; затих шумливый, беспокойный сад – умер сад. Слова, употреблённые в переносном значении, более выразительны. В данном случае благодаря этим словам мы более ярко представляем, даже ощущаем резкую перемену погоды.


Слайд №8

$

Текст слайда: -Проследим, как связаны в этом абзаце предложения. В нём говорится в основном о слуховых впечатлениях рассказч$ика, а рассказ ведётся от первого лица. Отсюда сцепляющие слова в первых предложениях: я – мне – я; наступила тишина – такую тишину называют мёртвой – умер, умер, умер. Последнее предложение сложное: в каждой из его частей сказуемое стоит на первом месте, при чтении оно отделяется от подлежащего значительной паузой, интонация выделительная. Сказуемое умер повторяется трижды, и это усиливает наше впечатление от рисуемой здесь картины: на фоне мёртвой тишины слышно, как посапывает во сне кот.


Слайд №9

$

Текст слайда: -Если в первом абзаце текста говорится в основном о слуховых впечатлениях рассказчика (…лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался…), то во втором – о зрительных: Я открыл глаза. (И что же увидел?) Белый и ровный свет наполнил комнату. -Почему свет назван белы$м и ровным? Потому что он исходил от снега, побелившего всё вокруг, а не от солнца, не от луны. -Прочитаем следующее предложения. Как избегает автор повторения слова окно? К окну – за стёклами. -Рассмотрите рисунок. Прочитайте строки, которые он иллюстрирует. Перескажите их.


$Слайд №10

Текст слайда: – Что вы мысленно видите, читая это предложение? -Отметьте в следующем предложении слова, которые употреб$ляет автор для того, чтобы как-то раздвинуть рамки пейзажа, чтобы мы увидели не кусочек земли, а как бы всю её. На головокружительной высоте…одинокая луна. -Как связаны в этом описании картины определения в туманном небе – одинокая луна – желтоватый круг? В туманном небе звёзд не видно, поэтому луна одинокая, и сквозь туман круг вокруг луны не жёлтый, а желтоватый. – Следующая часть текста начинается вопросом. Проследите, как рассказчик ищет и находит ответ на него. – Прочитаем ту часть текста, которая соответствуе$т пятому пункту плана. Отметим в ней сцепляющие слова. Птица – ветку; ветка – птица.


Слайд №11

Текст слайда: -С чем здесь сравнивается снег? Почему? Сравнение снег$а с ёлочным дождём вызывает в нашей памяти воспоминание о празднике; автор не просто описывает снег, но и передаёт нам радостное, праздничное чувство, вызванное красотой земли. Слова Рувима постараемся запомнить и сохранить в изложении. – С кем сравнивает писатель землю? Почему? Земля в белом наряде- невеста в белом; невеста – застенчива – красота природы средней полосы России тоже скромна, неброска, «застенчива», как сказал о ней прекрасный русский поэт Н.Рыленков.


Слайд №12

$$

Текст слайда: Предупреждение орфографических ошибок Вспомни, как пишутся слова: Ощущение Показалось Комната Заворожила Закачались Снова Смотри, как пишутся слова: Необыкновенная Прислушивался Посапывает Показывали Увидел Застенчивая


Слайд №13

Текст слайда: Предупреждение пунктуационных ошибок. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался жёлтоватый круг. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка качнулась, с неё посыпался снег. Он долго смотр$ел за окно, вздохнул и сказал: «Первый снег очень к лицу земле».


Еще записи

Leave a Comment