Презентация по экологии на тему “Структура экологических индикаторов с учетом международного опыта” скачать бесплатно

Слайд №1

$Текст слайда: Структура экологических индикаторов с учетом международного опыта Александр Шеховцов международный консультант проекта Республика Узбекистан, Ташкент, 28 февраля 2005г. проект «Экологические индикаторы для мониторинга состояния окружающей среды в Узбекистане»


Слайд №2

Текст слайда: Основная функция индикатора – информирование Для того, чтобы $донести информацию, необходима простота. Индикаторы упрощают сложную реальность Индикатор является выжимкой информации, полученной в ходе анализа данных мониторинга и сбора данных Индикатор должен: упрощать информацию таким образом, чтобы помочь лицам, принимающим решения, и общест$венности понять проблему; быть практически осуществимым и реальным.


Слайд №3

Текст слайда: Для кого предназначены экологические индикаторы: органы законодательной и исполнительной власти; министерства и ведомства; – региональные и местные органы власти; научные и учебные организации; предпринимательские структуры; общественные и неправительственные организации.


$Слайд №4

Текст слайда: Экологические индикаторы по$дразделяются на следующие четыре основные группы: А) описывающие воздействие на окружающую среду B) характеризующие состояние окружающей среды C) описывающие последствия для окружающей среды D) описывающие принимаемые меры


Слайд №5

Текст слайда: В международной практике индикаторы классифицируются по их роли в оценке проблемы по схеме ДНСВР где: Д – движущие силы; Н – нагрузки; С – состояние; В – воздействие; Р – реагирование.

$


Слайд №6

Текст слайда: М$етодология и структура экологических индикаторов принятая на международном уровне название, краткое определение, единицы измерения, цели, решаемые конкретным индикатором, его отношение к устойчивому/неустойчивому развитию, международные конвенции и соглашения, где присутствует индикатор, рекомендуемые стандарты, связь с другими индикаторами, методы измерения, лимитирующие факторы, национальные и международные доступные результаты и источники, справочные данные, агентства и организации, имеющие отношение к развитию индикаторов, ссылки на имеющиеся публикации.

$


Слайд №7

Текст слайда: В 2003 году представителя$ми стран ВЕКЦА, в том числе из Узбекистана, из 356 индикаторов предложенных ЕАОС, экспертным путем были отобраны 118 индикаторов, на основании следующих критериев


Слайд №8

Текст слайда: Связь с националь$ными экологическими приоритетами: индикаторы оцениваются по тому, насколько они связаны с целями и задачами национальных стратегических документов по охране окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (национальные стратегии по охране окружающей среды (ООС), по устойчивому развитию, по биоразнообразие, Национальный План Действий по Охране Окружающей Среды (НПДООС) и другие программные документы).


Слайд №9

Текст с$лайда: Связь с международной экологической политикой: индикаторы оцениваются по тому, насколько они связаны с выполнением международных с$оглашений и обязательств, а также обеспечивают сопоставимость на международном уровне. Важность как средство коммуникации – информирования общественности о состоянии окружающей среды: индикаторы оцениваются по тому, насколько они понятны для широкой общественности и способны вызвать озабоченность состоянием окружающей среды.


Слайд №10

Текст слайда: Измеряемость: индикаторы оцениваются с точки зрения наличия доступных и экономически эффективных методов и методик и$х получения (измерения и/или расчета). Наличие временных рядов (регулярного потока) данных: и$ндикаторы оцениваются с точки зрения наличия данных или первичной информации за достаточно длительный период времени, необходимых для количественного определения показателей и трендов их изменения.


Слайд №11

Текст слайда: Предсказуемость: индикаторы оцениваются по тому, насколько адекватно они могут предсказывать результативность и эффективность принимаемых мер экологической политики. Приоритетность: индикаторы оцениваются по относительной важности среди других индикаторов внутри экологической проблемы или вопроса экологичес$кой политики, чтобы ограничить число показателей, описывающих (характеризующих) одну и ту же проблему или вопрос и сократить общее число показателей.


Слайд №12

Текст слайда: Основные экологические проблемы для стран ВЕКЦА: Изменение кли$мата Качество атмосферного воздуха Водные ресурсы Земельные ресурсы и почвы Биоразнообразие Отходы Лесные ресурсы Рыбные ресурсы Социально-экономические индикаторы, относящиеся ко всем проблемам

$


Слайд №13

Текст слайда: Исходя из условий и требований настоящего проекта, с учетом имеющегося международного опыта, а также информации, полученной от заинтересованных министерств и ведомств Республики и с непосредственным участием их представителей произведён выбор 91 индикатора, из них 68 индикаторов из международного списка, и 23 индикатора, которые характеризуют специфические условия Узбекистана. Для каждого индикатора опр$еделены и согласованы сроки начала их выполнения, которые подразделяются на: краткосрочные, со сроком внедрения в 2005 г. (всего 78); среднесрочные, со сроком внедрения в 2007-2008 гг. (всего 8); долгосрочные, со сроком в$недрения после 2010 г. (всего 5)


Слайд №14

Текст слайда: Описание экологических инди$каторов для Республики Узбекистан, используемых в руководстве 1. Общее описание (a) Код/ подкод (b) Краткое определение (c) Единицы измерения (d) Очередность использования 2. Роль в экологической политике (а) Цель и назначение показателя для принятия решений (b) Международные соглашения в данной области (c)$ Международные и национальные целевые показатели, стандарты и нормативы в данной области


Слайд №15

Текст слайда: 3. Методологическое описание (а) Концептуальная база (b) Методы расчёта/ измерения 4. Базовые данные (а) Требования к мониторингу и сбору данных (b) Трудности и ограничения (c) Наличие баз данных 5. Дополнительная информация (а) Сп$равочная литература (b) Полезные страницы в Интернете.


Слайд №16

Текст слайда: Выбранные индикаторы были распределены по следующим приоритетным проблемам окружающей среды и секторов экономики (в скобках приведено количество индикаторов, согласованных для стран ВЕКЦА): Атмосферный воздух – 20 (25) 1(1) Валовые выбросы загрязняющих веществ, всего, в.т.ч. от стационарных и передвижных источников 2(1) Суммарные$ выбросы подкисляющих загрязнителей (SO2, NOx) от стационарных и передвижных источников (всего и по секторам) 3(1) Выбросы SO2, связанные с производством энергии 4(1) Выбросы NОх, связанные с производством энергии 5$(1) Выбросы SO2 от стационарных и передвижных источников (всего и по секторам) 6(1) Выбросы твердых частиц, связанные с производством энергии


Слайд №17

Текст слайда: 7(1) Выбросы NH3 (всего и по секторам) 8(1) Выбросы NOx от стационарных и передвижных ис$точников (всего и по секторам) 9(1) Выбросы (NOx, СО) от передвижных источников 10(1) Выбросы ТЧ от стационарных и передвижных источников (всего и по секторам) 11(1) Интенсивность выбросов NОx, связанных с производством энергии 12(1) Интенсивность выбросов SO2 , связанн$ых с производством энергии (т/кВт*час) 13(1) Выбросы загрязняющих веществ на душу населения (в городах, где ведутся регулярные наблюдения)


Слайд №18

Текст слайда: 14(2) Количество дней с превышением целевых показателей по NO2 в городах, где ведутся регулярные наблюдения 15(2) Количество дней с превышением целевых показателей по ТЧ в городах, где ведутся регулярные наблюдения 16(2) Количество дней с превышением целевых показателей по $СO в городах, где веду$тся регулярные наблюдения 17(2) Количество дней с превышением целевых показателей по SO2 в городах, где ведутся регулярные наблюдения 18(1) Численность населения, проживающего в городах с превышением целевых показателей по загрязнению воздуха (например, кратность ПДК или индекс загрязнения атмосферы) 19(1) Результат предпринятых в прошлом мер с точки зрения снижения выбросов SO2 и NOx 20(1) Загрязнение атмосферного воздуха в городах (ИЗА)


Слайд №19

$

Текст слайда: Водные ресурсы – 25 (35) 1(1) Индекс дефицита речного стока 2(1) Общий водозабор (поверхностных и подземных вод) 3(1) Общее водопотребление (в том числе по видам использования) 4(1) Запасы пресной воды (поверхностных и подземных вод) 5(1) Использование воды в жилищно-коммунальном хозяйстве 6(1) Использовани$е воды в промышленности 7(1) Использование воды в сельском хозяйстве 8(1) Общие запасы воды в водохранилищах

$


Слайд №20

Текст слайда: 9(1) Доля повторно-оборотного использования воды (кроме с/х) 10(1) Безвозвратные потери воды в сельском хозяйстве 11(1) Потребление хозяйственно-питьевой воды на душу населения 12(1) Утвержденные эксплуатационные запасы подземных вод 13(1) Качество питьевой воды (доля числа проб, несоответствующих стандарту) 14(1) Сбросы органических веществ по БПК 15(1) Биохимическое потребление кислорода и аммонийный азот в поверхностных водах 16(1)$ Биогенные вещества (нитраты и фосфаты) в поверхностных водах 17(1) Сбросы питательных веществ (нитраты и фосфаты) со станций очистки городских сточных вод

$


Слайд №21

Текст слайда: 18(1) Доля неочищенных городских сточных вод от общего сброса 19(1) Нитраты в подземных водах 20(1) Промышленные сбросы опасных веществ 21(1) Опасные вещества в поверхностных водах 22(1) Пестициды $в подземных водах 23(1) Другие опасные вещества в подземных водах 24(1) Классификация поверхностных вод (по индексу загрязнения воды – ИЗВ) 25(2) Загрязнение подземных вод (ИЗПВ)


Слайд №22

Текст слайда: Земельные ресурсы – 14 (6) 1(1) Сельскохозяйственные угодья (включая приусадебные земли)$, всего, в т.ч. Орошаемые 2(1) Использование орошаемой пашни под посевы 3(1) Внесено удобрений, всего, в т.ч.минеральных, органических 4(1) Загрязнение почв пестицидами 5(1) Доля сельскохозяйственных земель, подверженных ветровой и водной эрозии 6(1) Изменение структуры использования сельскохозяйственных $земель 7(1) Использование пестицидов


Слайд №23

Текст слайда: 8(1) Урожайность хлопчатника 9(1) Соответствие структуры посевов на орошаемых землях основному требованию-обеспечению воспроизводства плодородия почв 10(1) Качество орошаемой пашни 11(1) Подтопление территории 12(1) Засоление орошаемых земель 13(1) Дигрессия пастбищ 14(1) Радиационное загрязнение территории


Слайд №24

Текст слайда: Биологические разнообразие – 6 (12) 1(1) Особо ох$раняемые природные территории всего в т. ч. I категории: заповедники, национальные парки II категории: заказники, памятники природы III категории: водоохранные полосы водотоков, зоны формирования пресных подземных вод 2(1) Земли лесного фонда всего, из них покрыто лесом 3(1) Естественные леса 4(1) Редк$ие и исчезающие виды животных, занесенных в Красную Книгу 5(1) Редкие и исчезающие виды рас$тений, занесенных в Красную Книгу 6(1) Охват территории защитными лесными насаждениями


Слайд №25

Текст слайда: Отходы – 9 (12) 1(3) Суммарное образование отходов 2(1) Образование опасных (токсичных) отходов 3(3) Образование промышленных отходов 4(1) Трансграничная транспортировка опасных отходов 5(1) Удаление отходов (суммарное) 6(2) Интенсивность образования отходов (общее количество отходов на еди$ницу ВВП) 7(1) Образование бытовых отходов 8(2) Вторичное использование отходов 9(3) Производственные мощности по переработке отходов


Слайд №26

Текст слайда: Изменение климата – 6 (11) 1(1) Суммарные выбросы парниковых газов (СО2,СН4,N2O) $2(1) Прогнозируемые выбросы парниковых газов к 2010 году и сравнение с целевыми показателями, если они установлены 3(1) Потребление озоноразрушающих веществ, с учетом ОРС 4(1) Снежный покров 5(1) Осадки 6(2) Отклонение температуры воздуха от базовой климатической норм$ы (1961 – 1990 гг.)


Слайд №27

Текст слайда: Энергетика – 4 (7) 1(3) Общее потребление энергии по видам топлива 2(2) Общая энергоемкость (удельное энергопотребление на единицу ВВП) 3(3) Потребление во$зобновляемой энергии 4(1) Производство электроэнергии из возобновляемых источников энергии


Слайд №28

Текст слайда: С учетом специфических условий, характерных для Узбекистана, в перечень индикаторов включены ещё два раздела$, связанных с Аральским морем и здоровьем населения, проживающего в стране: Аральское море – 2 1(1) Уровень воды 2(1) Площадь лесопосадок на осушенном дне моря Состояние здоровья населения – 5 1(1) Общая заболеваемость населения 2(1) Общая смертность населения 3(1) Общая заболеваемость детей до 14 лет 4(1) Младенческая смертность (детей до одного года). 5(1) Несоответствие продовольственного сырья, пищевых продуктов требованиям САНПИ №$0138-03, и №0909-01


Слайд №29

Текст слайда: ПРИМЕР ОПИСАНИЯ ИНДИКАТОРА: 2(1). СУММАРНЫЕ ВЫБРОСЫ ПОДКИСЛЯЮЩИХ ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ (SO2 и NOx) ОТ С$ТАЦИОНАРНЫХ И ПЕРЕДВИЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ (ВСЕГО И ПО СЕКТОРАМ) 1. Общее описание (a) Код /Подкод: (b) Краткое определение: Показатель характеризует количество поступления диоксида серы и оксидов азота в атмосферный воздух с выбросами отходящих газов стационарных и передвижных источников загрязнения в единицу времени. (c) Единица измерения: Тысячи тонн в год. (d) Очередность $использования: Краткосрочный. 2. Роль в экологической политике (а) Цель и назначение: Данный показатель является важным как фактор, определяющий кислотность экосистемы. Используется для оценки суммарной нагрузки кислотности на экосистемы. Государственными органами, принимающими решения, используется п$ри установлении (пересмотре) нормативов предельно-допустимых выбросов диоксида серы и оксидов азота в атмосферу, а также для информирования общественности о состоянии проблемы и путях ее решения. (b) Международные соглашения: Конвенция ЕЭК ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Женева, 1979 год). Однако Узбекистан пока не присоединился к этой Конвенции. (c) Международные и национальные целевые показатели, стандарты и нормативы в данной области: Приложением II Протокола 1999 года к Конвенции «О трансграничном загрязнен$ии воздуха на большие расстояния» установлены потолки выбросов оксидов азота для стран – участниц Конвенции, а Приложением IV этого же Протокола – для диоксида серы. В Узбекистане установлены ограничения по соде$ржанию диоксида серы и окислов азота в выбросах в атмосферу от стационарных источников загрязнения.


Слайд №30

Текст слайда: 3. Методологическое описание (а) Концептуальная база: Показатели могут характеризовать как валовое поступление диоксида серы и оксидов азота в целом по стране, в регионах и г$ородах, так и поступление этих веществ по секторам экономики: при производстве электроэнергии, сжигании топлива, в промышленных процессах, на транспорте и других видах экономиче$ской деятельности с целью оценки воздействия кислотности на экосистемы. Кроме того, эти показатели могут быть применены для характеристики вклада отдельных, наиболее крупных промышленных центров, имеющих соответствующие производства, в загрязнение атмосферного воздуха. Выбросы SO2 и NOx входят в число шести основных веществ, контролируемых в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферу транспортными средствами. Динамика изменения выбросов диоксида серы и оксидов азота за продолжительный пери$од времени может характеризовать уровень развития производства, технологических процессов, мероприятий по охране атмосферного воздуха на предприятиях. $(b) Методы расчёта/измерения: Показатель может быть как измеряемым инструментальными методами, так и расчетным и складывается на основании отчетов государственных объединений, предприятий, организаций, имеющих стационарные источники загрязнения атмосферы диоксидом серы и оксидами азота, независимо от того, оборудованы они очистными сооружениями, или нет. Сбор, обработка отчетных данных и их издание в форме статистических бюллетеней производятся Госкомстатом. Определение выбросов от$ автотранспорта осуществляется расчетным путем. В качестве исходных данных используются сведения Госкомприроды об общем расходе топлива автотранспортом. Показатель рассчитывается как общий годовой объём выбросов каждого подкисляющего загрязнителя (SO2 и NOx) как от стационарных, так и от передвижных источников.

$


Слайд №31

Текст слайда: 4. Базовые данные (а) Требо$вания к мониторингу и сбору данных: • Мониторинг суммарных выбросов SO2 и NOx в атмосферу должен обеспечивать получение репрезентативной информации об общих количествах этих веществ, выбрасываемых в атмосферу от стационарных и передвижных источников. • При инструментальных замерах параметров, необходимых для расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу необходимо использовать оборудование, сертифицированное и поверенное национальными ор$ганами Госстандарта. • Химико-аналитические работы должны проводиться на базе аккредитованных лабораторий с развитой системой контроля качества измерений. • Со стороны соответствующих природоохранных ведомств должен быть налажен действенный контроль над качеством и достоверностью первичного учета. • Обработка первичных данных и включение их в информационную базу должно проводиться с использованием современных информационных технологий. • Получение полной и достоверной и$нформации по данным наблюдений (расчета) по валовым выбросам должно быть своевременн$ым. (b) Трудности и ограничения: Недостаточная обеспеченность современными измерительными приборами, устаревшие методики по проведению наблюдений и расчету, недостаточное финансирование. (c) Наличие баз данных: Госкомстат и его органы на местах располагают базами данных, охватывающие значительный временной ряд по данным показателям от стационарных источников в виде государственной статистической отчетности, а от передвижных источников на основе подсчета по количеству сжигаемого топлива. .

$


Слайд №32

Текст слайда: Предлагаемые экологические индикаторы являются основой для оценки состояния окружающей среды в Узбекистане, разработки экологической политики и принятия решений. Вместе с тем, в процессе выполнения мониторинга, в целях совершенствования его системы воз$можно внесение отдельных изменений и дополнений в состав индикаторов. Практическое применение Руководства позволит проводить оценку экологической обстановки и следить за ее динамикой при проведении мониторинга окружающей среды не только на региональном и национальном, но и что очень важно, на локальном уровнях, определять конкретные участк$и с наиболее напряженной экологической обстановкой, намечать адресный план действий по ее стабилизации, разрабатывать экологическую политику Республики и принимать необходимые решения.


Еще записи

Leave a Comment